Диагностика интеллекта ребенка методом рисуночного теста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Правильная оценка уровня интеллекта детей на сегодняшний день одна из важнейших проблем психологии. Как бы не было грустно, но действительность такова, что каждый год детей с отклонениями в умственном развитии становится все больше. Успешная работа детского сада и семьи в области коррекции таких детей во многом зависит от правильной диагностики, причем, чем раньше будет выявлен дефект, тем результативнее будет работа по его коррекции, а также работа направленная на адаптацию ребенка к условиям внешнего мира. Одним из путей, дающих возможность такой оценки, является метод психологической диагностики.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 7
История вопроса 7
Усвоение социального опыта 11
Связь изобразительной деятельности с психическим развитием 13
Этапы развития детского рисунка 14
Особенности рисунка умственно отсталых детей 18
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 21
Инструкция и проведение теста 21
Вариант I (по А.Л. Венгер) 21
Вариант II (по Гудинаф-Харрису) 26
Вариант III 33
Обработка результатов 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ЛИТЕРАТУРА 40

Вложенные файлы: 1 файл

курсов Диагност. интел. методом рис. теста a.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Усвоив определенные графические  шаблоны, они переносят их из рисунка  в рисунок. При этом они нередко  обнаруживают тенденцию к разрушению графического образа и связанного с  ним графического построения. Сохраняя направление и общее число линий в образце, предлагаемом взрослым, ребенок-дебил проводит линии таким образом, что общий контур рисуемой им конфигурации и ее детали не соотносятся так, как это должно быть при верном изображении. Это свидетельствует о том, что часто в ряде случаев дебилы не в состоянии удерживать в памяти изобразительную функцию графических построений и соотносить их с реальным предметом.

Следует, однако, отметить, что специальное  обучение детей-дебилов рисованию  часто дает положительный результат.

В.С. Мухина подчеркивает, что умственно  отсталые дети, усвоив орудийный смысл  рисующих предметов, не стремятся рисовать каракули. Ориентировочно-исследовательская  реакция на каракули отсутствует  или выражена слабо. Умственно отсталый ребенок, подражая взрослому, совершает последовательный ряд действий, но не способен уловить смысловую нагрузку самого графического образца. Они рисуют на основе имитационного образа. Умственно отсталый ребенок долго остается привязанным к стереотипному изображению, заимствованному из предъявленного ему графического образца.

В целом изобразительная деятельность умственно отсталых детей не возникает  и не развивается без специального обучения, тогда как у нормальных детей она и возникает, и развивается  спонтанно.

Рисование умственно отсталых детей  имеет довольно четкую общую градацию – отсутствие активного черкания по бумаге, запаздывающее в появлении  соотнесение рисунка и предмета, копирование образца по разрозненным линиям, не связанным в целое изображение. Все это дает основание (в совокупности с другими методами) использовать рисунок как средство диагностики задержек и отклонений умственного развития ребенка. Согласно распространенному мнению, детский рисунок в клинических исследованиях дает достаточно четкую картину соответствия особенностей рисования и умственного развития.

 

Практическая часть

Инструкция и проведение теста

Данный тест применяется для  возраста от 3 до 14 лет. Ребенку выдается лист белой бумаги стандартного формата  и один простой карандаш, годится и обычная писчая бумага, но предпочтительно – плотная бумага, специальная предназначенная для рисования. Карандаш – лучше твердо мягкий, марки ТМ.

Ребенка просят «как можно лучше» нарисовать человека. По ходу рисования  комментарии не допускаются. Если ребенок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагают сделать новый рисунок.

По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребенком, в которой уточняются непонятные детали и особенности изображения. Тестирование – предпочтительно  проводить индивидуально. Для дошкольников – исключительно индивидуально. Проводя обследование подростка, полезно после выполнения задания дать ему еще один лист и попросить нарисовать человека другого пола.

Вариант I (по А.Л. Венгер)

А.Л. Венгер в книге «Психологическое консультирование и диагностика» дает следующие критерии:

Критерии оценки

Общий способ изображения

Изображение на рисунке «головонога» в возрасте ребенка около 3х лет  считается нормой. Начиная с 4 лет  такой рисунок – показатель нарушений в развитии изобразительной функции. Их причиной может быть умственная отсталость, нарушение обучаемости, педагогическая запущенность.

На схематическом изображении  считается нормой: до 5 лет изображение  рук и ног одинарной линией, позднее – двойной. Примерно к 6 годам, руки начинают изображаться идущими от верхней части туловища, соответствующей плечам, а не от середины, как раньше. В более позднем возрасте, руки, начинающиеся от середины туловища, появляются в рисунках детей в состоянии стресса, при высоком уровне тревоги. В школьном возрасте схематическое изображение – это проявление общей или частичной инфантильности или отставания в умственном развитии. Вместе с тем, упрощенная схема может встречаться вплоть до взрослого возраста при преобладании словесно-логического мышления над образными и эмоциональными процессами, а также при сниженной мотивации, формальном отношении к заданию. Во всех этих случаях схема предельно упрощена, выглядит четко и определенно.

В пластическом изображении имеется попытка передать реальную форму частей тела, они органично переходят одна в другую, без четкой границы. Такое изображение типично для подростков. В более раннем возрасте оно свидетельствует о высоком уровне развития.

Промежуточный способ изображения  типичен для детей в возрасте 7-10 лет. В дошкольном возрасте он говорит о хорошем уровне умственного развития, в подростковом – об отставании в развитии изобразительной функции, а возможно – и в общем умственном развитии.

Признаки пола

У дошкольников и младших школьников пол изображаемого человека обычно или вовсе не ясен, или определяется только одеждой и прической. Подростки передают пол более дифференцированно. Часто признаки бывают резко подчеркнуты, что говорит о естественном для подросткового возраста интересе в сексуальной сфере.

Голова и черты лица

Голова присутствует на рисунке  человека почти всегда. Отсутствие головы характерно для особо высокой  импульсивности, гиперактивности, психического заболевания. Сильно преувеличенный или  преуменьшенный размер головы – признак низкого уровня развития. Иногда особо большая голова встречается в рисунках детей, придающих большое значение умственной деятельности.

Отсутствие глаз бывает признаком  негативизма, отрицательного отношения  к обследованию. Также оно встречается при глубокой интравертности или аутизации. В некоторых случаях, это проявление нарушений внимания и самоконтроля, связанных с органическими поражениями мозга и/или с импульсивностью, гиперактивностью.

Отсутствие рта на рисунке трактуется в целом так же, как и отсутствие глаз, но встречается чаще, поэтому признак имеет несколько меньший вес.

Тело, фигура

На схематичных и промежуточных  рисунках, тело обычно изображается округлым. Тело прямоугольной или треугольной  формы с четко обозначенными  углами, встречается в рисунках интравертных детей с высоким уровнем своеобразия.

На пластическом рисунке форма  тела реалистична, но возможны разнообразные  варианты.

Изображение угловатой фигуры характерно для подросткового кризиса. Иногда оно говорит о трудностях в сфере общения. В отдельных случаях, угловатость возникает из-за моторных трудностей, вызванных органическим поражением мозга.

Грубое искажение формы тела, грубая асимметричная фигура, неверное расположение отдельных частей тела, или грубое нарушение пропорций могут говорить о сенсомоторных нарушениях, вызванных органическими поражениями мозга, состоянии острого стресса или психическом заболевании.

Руки

Способ изображения рук, особенно кистей и пальцев – важнейший  показатель особенностей сферы общения. Наиболее стандартное положение рук – изображение их свободно опущенными вдоль тела. Руки расставленные в разные стороны – признак экстравертности, руки прижатые к телу – признак интравертности.

Ноги

Ноги сдвинуты вместе – признак  интравертности, расставлены – признак экстравертности. Преувеличенная длина ног часта при астеничности, сензитивном типе личности. Отсутствие ног или чересчур маленькие ступни часты на рисунках детей со слабой бытовой ориентацией. Выделение ступней часто встречается при повышенной потребности в опоре, ощущении неустойчивости своего положения в жизни. Наличие опорной лини и под ногами, изображающей землю, рассматривается как признак хорошей бытовой ориентации.

Нажим карандаша

Нажим на карандаш позволяет судить об уровне психомоторного тонуса, общей активности, эмоциональной напряженности. Сила нажима отражается в жирности линий. В одном и том же рисунке нажим может варьироваться. Встречаются случаи, когда нажим на карандаш заметно варьируется от рисунка к рисунку.

Слабый нажим характерен для астенического состояния. Иногда слабый нажим объясняется мышечной слабостью. Сильный нажим свидетельствует о повышенном психомоторном тонусе, эмоциональной напряженности. Равномерный сильный нажим возможен при склонности к застреванию на тех или иных переживаниях. Сильно варьирующий нажим говорит о неустойчивости психомоторного тонуса.

Особенности линии

Данные показатели могут свидетельствовать  о таких особенностях, как импульсивность, наличие органического поражения  мозга. Штриховая линия встречается при нарушении мелкой моторики, при высокой тревожности.

Множественность линий: вместо одной  линии проводится несколько линий  примерно с одинаковым нажимом. Она  часто наблюдается у детей  сензитивного типа. Это одно из проявлений пониженной устойчивости к стрессу. Если линии не попадают в требуемую точку, то это свидетельствует либо о двигательных нарушениях, либо о сниженном уровне самоконтроля, возможно вследствие органического поражения мозга.

Грубые искажения формы прямых линий встречаются при органическом поражении мозга, а также при психических заболеваниях.

 

Оценка результатов.

Показателем нормального умственного  развития служит наличие основных деталей:

  • с 5 лет голова, глаза, рот, туловище, руки и ноги.
  • с 6 лет также нос и пальцы (количество не существенно).
  • с 7 лет шея, волосы или шапка, одежда, руки и ноги изображены двойными линиями.
  • с 8 лет уши и ступни, по пять пальцев на руках.

Отсутствие какой-либо из деталей, кроме головы глаз и туловища, может  компенсироваться наличием детали, относящейся к следующим возрастам, но не дополнительными, необязательными (типа пупа, пуговиц).

Отсутствие на рисунке какой-либо детали может быть обусловлено не интеллектуальными нарушениями, а  личностными проблемами ребенка  или отвлечением внимания. Поэтому  нужно выяснить, все ли рисунки дефектны. Для сопоставления могут быть использованы рисунки, сделанные ребенком самостоятельно. Достаточно, если данная деталь присутствует хотя бы в одном из рисунков.

Вторым важным показателем уровня умственного развития служит способ изображения. Как правило, пластический рисунок говорит о нормальном уровне умственного развития, даже при отсутствии тех или иных деталей, обычных для возраста обследуемого. Для дошкольника показателем нормального уровня умственного развития является также рисунок промежуточный между схематическим и пластическим.

Количественная оценка может быть получена следующим образом: если в  рисунке отсутствует голова или  туловище, то оценка – 0 баллов. Если имеется  голова и туловище, то ставится по 2 балла за каждую из следующих деталей: глаза (один или два), рот, нос, руки (одна или две), ноги (одна или две). По 1 баллу ставится за каждую из деталей: уши, волосы или шапка, шея, пальцы, одежда, ступни. За правильное количество пальцев ставится еще 2 балла. За пластический способ изображения ставится 8 дополнительных баллов, за промежуточный – 4 балла, если способ изображения схематический, а руки и ноги изображены двойными линиями, то ставится 2 дополнительных балла. За схематическое изображение, в котором руки и ноги изображены одинарной линией или отсутствуют, дополнительные баллы не ставятся. Таким образом, минимальный балл – 0, максимальный – 26. Ориентировочные возрастные нормы:

  • 5 лет – 4-11 баллов
  • 6 лет – 7-14 баллов
  • 7 лет – 12-16 баллов
  • 8 лет – 17-21 балла
  • 9 лет – 20-23 балла
  • 10 лет – 22-25 балла
  • с 11 лет – 24-26 баллов.

Вариант II (по Гудинаф-Харрису)

По тесту Гудинаф-Харриса шкала  признаков для оценки рисунка  содержит 73 пункта. За выполнение каждого  пункта начисляется один балл, за несоответствие критерию – 0 баллов. В итоге подсчитывается суммарная оценка.

Критерии оценки

Критерии анализа рисунка разработаны  и сформулированы создателями теста.

  1. Голова. Засчитывается любое изображение головы независимо от формы. Черты лица, не обведенные контуром головы, не засчитываются.
  2. Шея. Засчитывается любое ясное изображение данной части тела, отличной от головы и туловища. Прямое сочленение головы и туловища не засчитывается.
  3. Шея, два измерения. Очертание шеи, не прерываясь, переходят в очертания головы, туловища или того и другого. Изображение шеи в виде одной линии или «столбика» между головой и туловищем не засчитывается.
  4. Глаза. Любой способ изображения признается удовлетворительным. Засчитывается даже неопределенная черточка (встречается в рисунках совсем маленьких детей).
  5. Детали глаза: брови, ресницы. При наличии того или другого, либо обоих одновременно засчитывается.
  6. Детали глаза: зрачок. Любое явное указание на зрачок или радужную оболочку, помимо контура глаз. Если показаны два глаза, должны присутствовать оба признака.
  7. Детали глаза: пропорции. Размер глаза по горизонтали должен превосходить размер глаза по вертикали. Иногда в профильных рисунках показан глаз с учетом перспективы. В таких рисунках засчитывается любая треугольная форма.
  8. Детали глаза: взгляд. Анфас: глаза явно «смотрят». Профиль: глаза должны быть показаны либо как в предшествующем пункте, либо, если сохранена миндалевидная форма, зрачок должен быть помещен в передней части глаза, а не в центре. Оценка строгая.
  9. Нос. Любой способ изображения. В смешанных профилях допустимо нарисование двух носов.
  10. Нос: два измерения. Анфас: засчитывается любая попытка нарисовать нос двумерным, если длинна носа больше ширины его основания. Профиль: засчитывается самая примитивная попытка показать нос, но должно быть изображено основание носа и его кончик, «пуговица» не засчитывается.
  11. Рот. Любое изображение.
  12. Губы: два измерения. Анфас: ясно изображены две губы. Профиль: также.
  13. Нос и губы: два измерения. Дается дополнительное очко, если выполнены пункты 10 и12.
  14. Подбородок и рот. Анфас: должны быть нарисованы оба глаза и рот, оставлено достаточно места над глазами и подо ртом для лба и подбородка. Оценка не очень строгая.
  15. Подбородок. Четко отделен от нижней губы. Анфас: форма подбородка должна быть выделена: например, кривой линией, проходящей ниже рта или губ, или всей формой лица. Борода, закрывающая данную часть лица, не позволяет начислить очко по данному пункту.
  16. Показана линия челюсти. Анфас: поперек шеи проходит линия челюсти и подбородка, она не должна быть квадратной. Шея должна быть широкой, а подбородок заострен. Оценка строгая. Профиль: линия челюсти идет по направлению к уху.
  17. Переносица. Анфас: Нос правильной формы и правильно расположен. Наличие основания носа, переносица прямая. Верхняя часть переносицы должна доходить до глаз или заканчиваться между ними. Переносица должна быть уже основания.
  18. Волосы I. Любое грубое изображение.
  19. Волосы II. Показаны не просто мазней или каракулями. Очко дается, если предпринята попытка хоть как-то закрасить волосы или показать их волнистый контур.
  20. Волосы III. Явная попытка показать стрижку или фасон, используя челку, баки или линию прически у основания. Когда человек в головном уборе, засчитывается если волосы на лбу, за ухом указывают на наличие определенной прически.
  21. Волосы IV. Тщательное изображение волос. Показано направление прядей. Если неудовлетворен предыдущий пункт, очко не засчитывается.
  22. Уши. Любое изображение.
  23. Уши: пропорции и расположение. Вертикальный размер должен превышать горизонтальный. Уши расположены примерно в средней трети вертикального размера головы. Анфас: верхняя часть должна отходить от линии черепа, оба уха должны расширяться в сторону основания. Профиль: показана какая-нибудь деталь уха, например, слуховой какал – точкой. Ушная раковина должна расширяться в сторону затылка.
  24. Пальцы. Любые признаки пальцев. В рисунках детей склонных делать эскизное изображение, засчитывается наличие любого признака пальцев.
  25. Количество пальцев. Показано правильное количество на обеих руках. В эскизных рисунках, засчитывается, даже если нельзя четко разглядеть все пять пальцев.
  26. Правильные детали пальцев. «Виноградины» или «палочки» не засчитываются. Длина должна отчетливо превышать ширину. В более сложных рисунках, где кисть показана в перспективе или пальцы намечены лишь эскизно, очко засчитывается. Засчитываются сжатые руки в кулак, если показаны суставы или части пальцев.
  27. Противопоставление большого пальца. Видно явное отличие большого пальца от остальных. Оценка строгая. Засчитывается также когда большой палец явно короче всех остальных или когда угол между ним и указательным пальцем не меньше, чем в два раза превышает угол между любыми двумя пальцами, либо точка прикрепления большого пальца к кисти находится значительно ближе к запястью, чем у других пальцев. Если изображены две руки, условия соблюдаются для обеих рук. При одной руке – очко засчитывается. Рука в виде варежки не засчитывается, если не очевидно, что изображаемый человек в зимней одежде. Оценка строгая.
  28. Кисти. Любое изображение, не считая пальцев. При их наличии между основанием пальцев и краем рукава должно быть пространство. Если нарисованы обе руки, признак должен иметься на обеих точках.
  29. Запястья или лодыжка. Нарисована явно отдельно от рукава или брючины. Недостаточно линии, нарисованной поперек конечности и показывающей край одежды.
  30. Руки. Любой способ изображения. Одних пальцев недостаточно. Засчитывается если между пальцами и частью тела, к которой они присоединены, оставлено место. Количество рук должно быть правильным.
  31. Плечи I. Анфас: изменение направления очертания верхней части туловища, которая производит впечатление вогнутости, а не выпуклости. Оценивается довольно строго. Обычно овальная форма не засчитывается. Туловище квадратной или прямоугольной формы не засчитывается. Профиль: оценка мягче. Очко засчитывается, если линии образующие очертания верхней части туловища, расходятся друг от друга у основания шеи, показывая расширение грудной клетки.
  32. Плечи II. Анфас: оценивается строже, чем предшествующий признак. Плечи должны непрерывно переходить в шею и руки, не должны быть свисающими, если рука отведена от туловища, должна быть показана подмышка. Профиль: плечо присоединено в правильном месте. Рука изображена двумя линиями.
  33. Руки. Сбоку или чем-то заняты. Анфас: засчитывается, если хотя бы одна рука, нарисованная сбоку, образует с общей вертикальной осью туловища угол не больше 10 градусов, если только руки не заняты чем-либо. Засчитывается, если руки засунуты в карманы, на бедрах или заложены за спину. Профиль: засчитывается, если руки заняты работой или вся рука поднята.
  34. Локтевой сустав. В середине руки резкий изгиб. Достаточно на одной руке. Изгиб и складки рукава засчитываются.
  35. Ноги. Любой способ изображения ног. Число должно быть правильным. Одна нога, к которой присоединены две ступни, оценивается положительно. Ноги могут присоединяться к любой части фигуры.
  36. Бедро I (промежность). Анфас: показана промежность. Чаще всего изображается внутренними линиями ног, встречающимися в точке соединения с телом. Профиль: если нарисована одна нога, то должно быть передано очертание ягодицы.
  37. Бедро II. Должно быть изображено точнее, чем в предшествующем пункте.
  38. Коленный сустав. Должен иметь место резкий изгиб в середине ноги, или сужение ноги в этой точке. Складки или штрихи, показывающие колено, оцениваются положительно.
  39. Ступни. Любое изображение.
  40. Ступни II. Пропорции. Ступни и ноги показаны в двух измерениях. Длина ступни должна превышать ее высоту от подошвы до подъема, но не должна превышать 1/3 от общей длины всей ноги, и не должна быть меньше 1/10 общей длины ноги. Анфас: засчитывается, ступня показана большей в длину, чем в ширину.
  41. Ступня III. Пятка. Любой способ изображения. В профильных рисунках должен быть показан подъем.
  42. Ступня IV. Перспектива. Попытка соблюдения ракурса, по крайней мере для одной ступни.
  43. Ступня V. Детали. Любая деталь, а также подошва изображенная двойной линией.
  44. Соединение рук и ног с туловищем I. Присоединены в любой точке. Если ноги присоединены не к туловищу, независимо от присоединения рук, оценка ноль.
  45. Присоединение рук и ног .Присоединены в соответствующих местах. Анфас. Если присутствует признак 31, то место присоединения должно приходиться точно на плечи. Если по 31 признаку получен – 0, то точка присоединения должна приходиться точно на то место, где должны быть нарисованы плечи Оценка строгая, особенно при отрицательной оценке по пункту 31.
  46. Туловище. Любое четкое изображение туловища в одном или двух измерениях. Там, где нет никакого явного различия между головой и туловищем, но черты лица показаны в верхней части фигуры, очко засчитывается, если черты лица занимают не больше половины фигуры. Любая фигура, нарисованная между головой и ногами, засчитывается как туловище.
  47. Пропорциональность туловища: два измерения. Длина туловища должна превышать его ширину.
  48. Пропорции: голова I. Площадь головы должна быть не больше половины и не меньше 1/10 площади туловища. Оценка довольно мягкая.
  49. Пропорции: голова II. Голова составляет примерно ¼ площади туловища. Не засчитывается, если больше 1/3 и меньше 1/5. Оценка строгая.
  50. Пропорции: лица. Анфас. Длина головы больше чем ширина. Профиль: голова имеет явно удлиненные формы. Лицо длиннее основания черепа.
  51. Пропорции: руки I. Руки, по крайней мере, равны длине туловища. Кончики кистей достигают середины бедра, но не колена.
  52. Пропорции: руки II. Коническая форма рук. Засчитывается любая попытка сузить предплечья, если только это не делается прямо у талии. Если целиком нарисованы две руки, сужения должны быть на обеих.
  53. Пропорции: ноги. Длина ног не должна быть меньше вертикального размера туловища, и не больше двойного размера туловища.
  54. Пропорции: конечности в двух измерениях. Руки и ноги показаны в двух измерениях, засчитывается, даже если кисти и ступни изображены линейно.
  55. Одежда I. Любые признаки изображения одежды.
  56. Одежда II. Наличие, по крайней мере, двух непрозрачных элементов одежды, таких, как шляпа, брюки и т.п., скрывающих часть тела, которую они покрывают. Если шляпа просто касается верха головы, но не покрывает ее, очко не засчитывается. Пуговицы без каких-либо указаний на признаки одежды не засчитываются.
  57. Одежда III. В рисунке нет прозрачных элементов одежды. И рукава, и брюки должны быть показаны отдельно от запястий рук и ступней ног.
  58. Одежда IV. Нарисовано, по крайней мере, четыре предмета одежды.
  59. Одежда V. Полный костюм без каких-либо нелепостей. Это может быть и «форма» или повседневный костюм. Здесь должно быть показано больше чем в пункте 58.
  60. Профиль I. Голова, туловище и ноги в профиль должны быть показаны без ошибок. Туловище не считается нарисованным в профиль, если центральная линия пуговиц не сдвинута от середины фигуры в бок туловища.
  61. Профиль II. Фигура должна быть показана в профиль абсолютно правильно, без ошибок и случаев прозрачности.
  62. Анфас. Включает частичный профиль, когда рисующий пытается показать фигуру в перспективе. Все остальные части тела на своих местах и соединены правильно. Ступни должны быть изображены в перспективе в анфас. Части должны быть показаны двумерными.
  63. Двигательная координация в рисовании линий. Длинные линии рук, ног и туловища должны быть твердыми, уверенными и без случайных изгибов (не путать с эскизными рисунками).
  64. Двигательная координация в рисовании соединений. Точки соединения линий должны быть точными, без явной тенденции к пересечению или наложению и без промежутка между ними (эскизный рисунок обычно засчитывается, несмотря на то, что соединения линий могут быть неопределенными).
  65. Высшая двигательная координация. «Поощрительный пункт». Все линии должны быть нарисованы твердо, с правильными соединениями. Обратить внимание на мелкие детали. Оценка очень строгая. Перерисовка и подтирание аннулируют очко за этот пункт.
  66. Направление линий и форма. Контур головы должен быть нарисован без явных признаков непроизвольных отклонений. Засчитывается только в рисунках, где нет неправильных предварительных попыток. В профильных рисунках не засчитывается просто овал, к которому присоединен нос.
  67. Качество линий в рисовании форм: контур туловища. Тоже, что и в предыдущем пункте, но для туловища. Примитивные формы (палочка, круг или эллипс) не засчитываются.
  68. Качество линий в рисовании форм: руки и ноги. Должны быть нарисованы без нарушений формы, двумерными, без тенденций к сужении в местах соединения с телом.
  69. Качество линий в рисовании форм: черты лица. Полностью симметричны. Глаза, нос, рот должны быть двумерными. Анфас: черты лица симметричны, ясно передан вид человеческого лица. Профиль: контур глаз должен быть правильным, расположенным в передней трети головы, нос образует тупой угол со лбом. Оценка строгая, карикатурный нос не засчитывается.
  70. «Эскизная» техника. Встречается у детей старше 11-12 лет. Линии, образованные хорошо регулируемыми короткими штрихами. Повторное обведение отрезков длинных линий не засчитывается.
  71. Особая прорисовка деталей. С помощью особых линий или штриховки должно быть изображено что-то из следующего перечня: складки одежды, морщинки, выделка ткани, волосы, ботинки, расцветка или предметы фона.
  72. Движения рук. Фигура должна выражать свободу движения в плечах и локтях. «Руки в боки» или руки в карманах не засчитывается, если видны и плечи и локти.
  73. Движение ног. Свобода движений и в коленях, и бедрах.

Информация о работе Диагностика интеллекта ребенка методом рисуночного теста