Диагностика интеллекта ребенка методом рисуночного теста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Правильная оценка уровня интеллекта детей на сегодняшний день одна из важнейших проблем психологии. Как бы не было грустно, но действительность такова, что каждый год детей с отклонениями в умственном развитии становится все больше. Успешная работа детского сада и семьи в области коррекции таких детей во многом зависит от правильной диагностики, причем, чем раньше будет выявлен дефект, тем результативнее будет работа по его коррекции, а также работа направленная на адаптацию ребенка к условиям внешнего мира. Одним из путей, дающих возможность такой оценки, является метод психологической диагностики.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 7
История вопроса 7
Усвоение социального опыта 11
Связь изобразительной деятельности с психическим развитием 13
Этапы развития детского рисунка 14
Особенности рисунка умственно отсталых детей 18
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 21
Инструкция и проведение теста 21
Вариант I (по А.Л. Венгер) 21
Вариант II (по Гудинаф-Харрису) 26
Вариант III 33
Обработка результатов 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ЛИТЕРАТУРА 40

Вложенные файлы: 1 файл

курсов Диагност. интел. методом рис. теста a.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Нормы оценки

За соответствие рисунка каждому  из означенных критериев начисляется  один балл. Ниже приводятся референтные  точки, служащие приблизительным ориентиром для оценки. В тех случаях, когда  количество баллов ниже, чем соответствующее IQ равное 70 %, это дает основание для более детального изучения интеллектуальной сферы ребенка с целью выявления возможного отставания в умственном развитии.

3 года

100% - 7 б.

70% - 1 б.

4 года

100% - 10 б.

70% - 3б.

5 лет

100% - 16 б.

70% - 6 б.

6 лет

100% - 18 – 19 б.

70% - 7 б 

7 лет 

100% - 22 – 23 б.

70% - 9 б.

8 лет

100% - 26 б

70% - 10 б.

9 лет

100% - 31 б.

70% - 13 б.

10 лет

100% - 34 – 35 б.

70% - 14 – 15 б.

11 лет

100% - 36 – 38 б.

70% - 15 – 16 б.

12 лет

100% - 39 – 41 б.

70% - 18 б.

13 лет

100% - 42 – 43 б.

70 % - 21 б.

14-15 лет

100% - 44 – 46 б. 

70% - 24 б.


 

Исходя из того, что данная шкала  трудна для интерпретации результатов  мы приводим в данной работе еще  один вариант обработки данных.

Вариант III

Человек должен быть изображен в  анфас. После окончания работы рисунок  анализируется по следующим вопросам:

  1. У человека есть голова?
  2. У него две ноги?
  3. У него две руки?
  4. Туловище достаточно отделено от головы?
  5. Длина туловища превышает ширину?
  6. Плечи выделены хорошо?
  7. Места соединения рук и ног с туловищем выделены хорошо?
  8. Точки присоединения рук и ног находятся на своих местах?
  9. Шея на своем месте?
  10. Шея удлинена по отношению к плечам и голове?
  11. У него есть глаза?
  12. У него есть нос?
  13. У него есть рот?
  14. Нос и рот имеют нормальные размеры?
  15. Можно различить ноздри?
  16. У него есть волосы?
  17. Волосы различимы, они покрывают голову?
  18. Человек одет?
  19. По крайней мере, две части одежды выделены нечетко, но покрывают очертания фигуры?
  20. Вся одежда нарисована, как указано в пункте 19?
  21. Одежда состоит, по крайней мере, из четырех хорошо выделенных предметов?
  22. Одежда хорошо выделена и не содержит абсурдных и фантастических элементов?
  23. Пальцы рук на своих местах?
  24. Пальцев по пять?
  25. Пальцы скорее длинные, чем широкие  и не слишком растопырены?
  26. Большой палец хорошо выделяется по расположению и размерам?
  27. Руки выделены хорошо на фоне кисти и запястья?
  28. Верхние сочленения (плечи, локоть, запястье) различимы хорошо благодаря некоторым деталям?
  29. Тоже самое наблюдается с суставами ног?
  30. Голова имеет нормальные пропорции относительно всего тела?
  31. Руки имеют такую же длину, что и туловище, или максимум в 2 раза длиннее?
  32. Длина стоп соответствует примерно 1/3 длины ног?
  33. Длина ног соответствует примерно длине туловища или, самое большое, длиннее в 2 раза?
  34. Длина и ширина конечностей пропорциональны?
  35. Пятки на ногах различимы?
  36. Очертания головы переданы точно?
  37. Очертания туловища переданы точно?
  38. Очертания конечностей переданы точно?
  39. Очертания всех остальных частей  переданы точно?
  40. Уши хорошо различимы?
  41. Уши находятся на своем месте и имеют нормальные размеры?
  42. Глаза имеют ресницы и брови?
  43. Зрачки правильно расположены в глазной в<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_

Информация о работе Диагностика интеллекта ребенка методом рисуночного теста