Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 15:23, курсовая работа
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и практическая апробация модели повышения качества результатов обучения учащихся начальной школы средствами педагогической диагностики.
Объект исследования- процесс повышения качества результатов обучения учащихся начальной школы.
Предмет исследования- педагогическая диагностика как средство повышения качества результатов обучения учащихся начальной школы.
Гипотеза исследования- педагогическая диагностика способствует повышению качества результатов обучения учащихся начальной школы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Диагностика как педагогическая проблема……………………………5
§1.1 Сущность понятия «диагностика»……………………………………….....5
§1.2 Диагностика в образовательном процессе…………………………………7
1.2.1 Психологическая диагностика………………………………………7
1.2.2 Педагогическая диагностика……………………………….………19
1.2.3 Психолого-педагогическая диагностика…………………………..28
Глава II. Качество образования……………………………………………...….33
§2.1 Сущность понятия «качество образования»………………………….......33
§2.2 Средства повышения качества образования в начальной школе…….…38
§2.3 Теоретическая модель диагностики учебных достижений младших школьников с целью повышения качества образования…………………..….45
Глава III Опытно-экспериментальная работа по применению диагностики для повышения качества образования………………...…………………………….48
Заключение……………………………………………………………….………59
Список литературы…………………………………………………………..…..61
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.КАНТА»
ВЫСШАЯ ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ДИАГНОСТИКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Курсовая работа
Выполнила: |
студентка пятого курса |
заочной формы обучения, |
ПИМНО, |
Научный руководитель: |
Доктор педагогических наук, доцент |
Юновидова Валентина Леонидовна |
Калининград
2015
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Диагностика как педагогическая проблема……………………………5
§1.1 Сущность понятия «диагностика»………………………………………..
§1.2 Диагностика в образовательном процессе…………………………………7
1.2.1 Психологическая диагностика………………………………………7
1.2.2 Педагогическая диагностика……………………………….………19
1.2.3 Психолого-педагогическая диагностика…………………………..28
Глава II. Качество образования……………………………………………..
§2.1 Сущность понятия «качество образования»………………………….......
§2.2 Средства повышения качества образования в начальной школе…….…38
§2.3 Теоретическая модель диагностики учебных достижений младших школьников с целью повышения качества образования…………………..….45
Глава III Опытно-экспериментальная работа
по применению диагностики для повышения
качества образования………………...…………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение 1……………………………………………………………...…….
Введение
Качество образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства выступает ведущим приоритетом образовательной политики (Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025г.). Задача повышения качества образования рассматривается как одна из актуальных (Концепция модернизации российского образования до 2010г.).
Повышение качества результатов образования в начальной школе имеет важное значение, так как создает базу для последующего освоения образовательных программ основной школы, обеспечивает целостное развитие личности, сохранение и поддержание индивидуальности каждого ребенка, формирование основ учебной самостоятельности и способности её организации, осуществление самоконтроля и самооценки результатов обучения (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009г.).
Чтобы достичь качественно нового результата, необходимо качественно изменить процесс его достижения. Вместе с тем, для констатации полученного результата уже не подходят средства, реализуемые сегодня предметно нормативным подходом. По мнению ученых Е.Д. Божович, И.Ю. Гутник, Т.Е. Климовой, А.И. Кочетова, В.Г. Максимова и др., повышение результатов обучения, их качества, развитие личности учащихся возможно в процессе использования педагогической диагностики.
Значением диагностики в возможности удовлетворять практическую потребность в получении дополнительной достоверной информации является:
- в необходимости
оптимальной организации
-оптимизации
процесса индивидуального
- в обеспечении
объективного определения
Специфической особенностью педагогической диагностики является то, что кроме распознавания она включает и практические действия по управлению объектом, т.е. обеспечение его функционирования и перспективного развития в дальнейшем. При таком понимании роли диагностики, она из метода познания превращается в средство преобразования и может рассматриваться как активно преобразующая деятельность.
В существующих подходах качество обучения оценивается преимущественно по содержательному и деятельностному аспекту результатов обучения (нормативный подход), не всегда принимается во внимание сам ученик (личностный аспект), содержание, условия организации образовательного процесса, состояние социальной, культурологической, экономической инфраструктуры образовательного учреждения.
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и практическая апробация модели повышения качества результатов обучения учащихся начальной школы средствами педагогической диагностики.
Объект исследования- процесс повышения качества результатов обучения учащихся начальной школы.
Предмет исследования- педагогическая диагностика как средство повышения качества результатов обучения учащихся начальной школы.
Гипотеза исследования- педагогическая диагностика способствует повышению качества результатов обучения учащихся начальной школы.
Глава I. Диагностика как педагогическая проблема.
§1.1 Сущность понятия «диагностика».
Наверное, каждый когда-нибудь сталкивался с термином «диагностика». Сами того не замечая мы используем его практически во всех сферах нашей жизни. Правда, отношение к диагностике различное. Оно зависит от сферы его применения и от особенностей каждой личности в отдельности. Некоторые считают это необязательным процессом, что чаще относится к психологической сфере жизнедеятельности человека. С технической диагностикой все более понятно, здесь реже возникают вопросы «Надо или не надо диагностировать?», ведь сбой работы механизма часто более наглядно приводит к печальным последствиям. Рассмотрим с научной точки зрения это понятие.
В любой энциклопедии нетрудно найти определение диагностики, которое обычно рассматривается с точки зрения словообразования, таким образом, сам термин «диагностика» происходит от греческого dia – «прозрачный» и gnosis – «знание»; вместе получается diagnostikos – «способный распознавать».
Данный термин пришел из медицины, где он означает распознавание заболеваний. В наши дни мы говорим о психологической, педагогической, экономической и даже технической диагностике. Диагностика является неотъемлемым компонентом всех управляющих систем.
В общем смысле диагностика – это распознавание состояния какого-либо объекта, которое основывается на ранее зафиксированных диагностических признаках, эталонах. (Якубель Г.И., доцент кафедры основ специальной педагогики и психологии БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент; сайт - studopedia.net)
Конечно же, в зависимости от сферы применения этого понятия меняется и его определение, глубина и используемые термины. Рассмотрим несколько примеров из разных источников:
ДИАГНОСТИКА (от греч. diaqnostikos — способный распознавать) — когнитивная деятельность, состоящая в сопоставлении наблюдаемых признаков исследуемого объекта с системой априорно (нормативно) заданных эмпирических признаков с целью его идентификации и последующего проецирования на этот объект полученных ранее фактуальных и номологических знаний о нем или об однотипных с ним объектах.(Энциклопедия эпистемологии и философии науки, Год: 2009, Автор: Касавин И.Т., Издательство: М: «Канон +» РООИ «Реабилитация»,1248 с.)
ДИАГНОСТИКА - ж. греч. распознание, распознаванье; определение признаков и взаимных откликов произведений природы; знание примет: распознавание болезней, по припадкам и явлениям. Диагностический, к диагностике, распознанию относящийся.(Толковый словарь Даля)
ДИАГНОСТИКА (греч. diagnōstikos способный распознавать) - раздел клинической медицины, изучающий содержание, методы и последовательные ступени процесса распознавания болезней и оценки индивидуальных биологических особенностей и социального статуса субъекта, включающий целенаправленное медицинское обследование, истолкование полученных результатов и их обобщение в виде установленного Диагноза.(Медицинская энциклопедия)
ДИАГНОСТИКА - функция контроля, целью которой является определение состояния работоспособности (неработоспособности) или исправности (неисправности) диагностируемого объекта. ( НП 026-04: Требования к управляющим системам, важным для безопасности атомных станций)
Иными словами:
Медицинская диагностика — процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента, выраженное в принятой медицинской терминологии.
Техническая диагностика — область знаний, включающая в себя сведения о методах и средствах оценки технического состояния машин, механизмов, оборудования, конструкций и других технических объектов.
Экономическая диагностика — процесс распознавания проблемы и обозначения её с использованием принятой терминологии, то есть установление диагноза ненормального состояния исследуемого, например — диагностика системы управления организацией.
§1.2.Диагностика в образовательном процессе.
Обучение, воспитание, управление школой тоже не может эффективно осуществляться без учета результативности этих процессов, без диагностики. По отношению к образованию рассматриваются следующие понятия - педагогическая диагностика, психологическая диагностика, психолого-педагогическая диагностика. В образовательном процессе все эти типы диагностики тесно связаны между собой и грамотное ведение образовательно-воспитательной деятельности не должно исключать хотя бы один из них.
1.2.1. Психологическая диагностика.
В разных жизненных сферах и видах деятельности возникают практические задачи, успешность решения которых зависит от учета индивидуальных или групповых психологических особенностей людей. Так, в практике образования и воспитания необходимо выявление психологических различий между детьми для осуществления индивидуального подхода к ним. Для обеспечения эффективной профессиональной деятельности иногда требуется отбор по психологическим и психофизиологическим качествам. Психологический диагноз может быть основой оптимального профессионального самоопределения личности. Создание нормального социально-психологического климата в рабочей бригаде зачастую невозможно без анализа деловых и личностных качеств. Что же такое психологическая диагностика?
Психологическая диагностика (психодиагностика) — оценка индивидуально-психологических особенностей личности и психической деятельности человека. Психофизиологическая диагностика — оценка особенностей развития познавательных функций и физиологических процессов, обеспечивающих их реализацию. (« Психофизиология. Словарь», М. М. Безруких, Д. А. Фарбер; 2006, 128 с.)
Диагностика (в клинической психологии) — идентификация болезни, расстройства, синдрома, состояния, пр. Термин используется по аналогии с медицинской моделью для указания на необходимость классификации и категоризации; предполагается, что диагностические категории определены.(«Клиническая психология». Словарь под ред. Н.Д. Твороговой)
«Психологическая диагностика — наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях».( Акимова М. К. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА. — Автореф. дисс. док. психол. наук. — М., 1999.)
Психодиагностические методы и методики применяются в разных сферах практической деятельности человека. Одной из основных является сфера образования и воспитания. Психодиагностика активно используется в области медицины, в частности в психиатрических и неврологических клиниках, психологическом консультировании. Широко используется для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности, в проведении судебно-психологических экспертиз, в армии, милиции, спорте, в коммерческих структурах, для повышения эффективности управленческой и групповой деятельности людей и т. д.
История психодиагностики (Психологическая диагностика.Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. М.: УРАО, 1997.)
Необходимость испытывать и оценивать индивидуально-психологические особенности людей для решения разнообразных практических задач была понята очень давно, на заре истории человечества. Так, еще в третьем тысячелетии до нашей эры в Древнем Китае существовала система проверки лиц, желавших занять места государственных чиновников, а в Древнем Вавилоне оценивались некоторые качества выпускников в школах для подготовки писарей. Однако история научной психодиагностики началась значительно позже. Психодиагностика как прикладная наука сформировалась не сразу, а прошла значительный путь развития и становления. Рассмотрим основные этапы этого пути.
Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XXв. под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.
Информация о работе Диагностика как средство повышения качества обучения в начальной школе