Диагностика как средство повышения качества обучения в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и практическая апробация модели повышения качества результатов обучения учащихся начальной школы средствами педагогической диагностики.
Объект исследования- процесс повышения качества результатов обучения учащихся начальной школы.
Предмет исследования- педагогическая диагностика как средство повышения качества результатов обучения учащихся начальной школы.
Гипотеза исследования- педагогическая диагностика способствует повышению качества результатов обучения учащихся начальной школы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Диагностика как педагогическая проблема……………………………5
§1.1 Сущность понятия «диагностика»……………………………………….....5
§1.2 Диагностика в образовательном процессе…………………………………7
1.2.1 Психологическая диагностика………………………………………7
1.2.2 Педагогическая диагностика……………………………….………19
1.2.3 Психолого-педагогическая диагностика…………………………..28
Глава II. Качество образования……………………………………………...….33
§2.1 Сущность понятия «качество образования»………………………….......33
§2.2 Средства повышения качества образования в начальной школе…….…38
§2.3 Теоретическая модель диагностики учебных достижений младших школьников с целью повышения качества образования…………………..….45

Глава III Опытно-экспериментальная работа по применению диагностики для повышения качества образования………………...…………………………….48
Заключение……………………………………………………………….………59
Список литературы…………………………………………………………..…..61

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Шемякина.docx

— 632.02 Кб (Скачать файл)

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ -категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.(Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. А.С. Воронин. 2006.)

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ- это уровень развития образования как государственно-общественной системы (в том числе любого образовательного учреждения) и его место в международном рейтинге образовательных систем. Определяется по совокупности и соотношению между собой качеств самой системы и свойств «педагогического продукта», т.е. ее выпускников. Качество системы – это ее финансово-экономическое, правовое, материально-техническое, организационно-педагогическое, методическое, информационное и психолого-педагогическое обеспечение. Свойства «педагогического продукта» - это те полезные личностные свойства, приобретаемые и развиваемые людьми в системе образования, которые способствуют духовному и материальному благоустройству человека в обществе. «Хорошее» образование делает человека конкурентоспособным на рынке труда, помогает гармонично выстраивать свои отношения с обществом, способствует формированию здорового образа жизни, обеспечивает духовные и культурные основы частной жизни. Качество образования сегодня определяется по ряду таких показателей, как: назначение образовательной системы и удовлетворение ею образовательных потребностей людей; надежность (устойчивость результатов), эргономичность (сохранение гигиенических и антропометрических стандартов); эстетичность, технологичность, нормативно-правовая определенность и др. Качество образования определяется посредством аттестации учащихся и учителей, лицензирования и аккредитации.(Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.)

 Существует несколько основных  подходов к рассмотрению понятия  «качества образования», имеющих  место в отечественной литературе. Так, М.М. Поташником оно рассматривается  как соответствие требованиям  образовательных стандартов. В таком  контексте качество образования  выступает как «соотношение цели  и результата, меры достижения  целей, заданных операционно и спрогнозированных в зоне потенциального развития обучающихся». Как соответствие запросам потребителей качество образования рассматривают В.А. Качалов  и В.Д. Шадриков. Как соответствие образовательных услуг ожиданиям общества определяется качество образования М.В. Рыжаковым . Это отражает тот факт, что с позиций потребителей все сильнее выделяется социальный аспект в концепции формирования компетентности и компетенций будущих специалистов. Немаловажное значение в последнее время приобретает разделение понятий качества получаемого и качества предоставляемого образования, а также обоснование целостного представления о качестве образования во всем его многообразии.

Еще один подход позволяет рассматривать качество образования не только как результат, но и как процесс, обладающий сложной динамикой развития, обусловленной как изменениями деятельности образовательных учреждений и самой личности, так и трансформацией окружающей их социальной, экономической, технологической и политической среды. Тогда качество образования не исчерпывается только собственными целями и ценностями деятельности учебных заведений, оно должно более полно соответствовать потребностям общества: социальным, экономическим, культурным, увеличению их вклада в развитие общества, в его человеческий потенциал. Постоянно и каждый раз на новом социально–экономическом уровне общества актуализируется проблема развития образовательных систем в целом, а ее центральными тенденциями служат ориентация на личность и на создание оптимальных условий для ее обучения, развития и воспитания, стандартизация содержания образования, проектирование образовательных систем, управление ими и оценка их качественного уровня.

Как видно, качество образования – это комплексный показатель:

-соотношения цели и результата обучения;

-обеспечения степени удовлетворения ожиданий участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг;

-определенного уровня знаний, умений, навыков, компетентностей и компетенций, умственного, физического и нравственного развития личности;

Одновременно это система, модель, организация и процедуры, гарантирующие обучающимся необходимое общественное развитие. С позиций современной дидактики выделяются следующие характеристики современного качественного образования:

-концептуальный уровень содержания в соответствии с уровнем научно–технического прогресса;

-его междисциплинарный, компетентностный и деятельностный характер;

-направленность, совместимая с интересами, желаниями, возможностями и индивидуальными особенностями обучающихся;

-вариативный, альтернативный и проблемный характер обучения с широким использованием информационных технологий;

-создание различных культурных сред для поликультурного образования в целях духовного обогащения и формирования готовности жить в полиэтнической среде;

-независимый характер оценивания результатов учебного труда и степени развития личности;

-обеспечение условий для самооценки, самоаттестации и самоуправления в обучении и развитии.

Итогом качественного образования являются такие способности (свойства) личности, как: самоорганизация, в том числе и нравственная; деятельность по преобразованию самого себя; самоидентификация. В конечном счете качественно образованная личность должна быть конкурентоспособной, успешной и востребованной на рынке труда. Она должна уметь легко и свободно адаптироваться в быстро изменяющихся социально–экономических условиях, эффективно используя полученное образование. По определению Ж. Делора, человек должен освоить «три столпа образования»: научиться приобретать знания, научиться работать, научиться жить .

 

§2.2 Средства повышения качества образования в начальной школе

По отношению к сфере образования качество представляет собой тот нормативный уровень, которому должен соответствовать результат образования. Если под результатом образования понимать знания, умения и навыки учащихся, то нормой должен стать обеспечивающий разностороннее развитие личности и востребованный обществом уровень знаний, умений и навыков учащихся.

Установлено, что категория качества определяется (Д. Ш. Матрос, А. М. Моисеев, М. М. Поташник, О. Г. Хомерики, Е. А. Ямбург и др.) через систему дефиниций, основными из которых являются:

-качество  – совокупность свойств;

-качество  системно-структурное – иерархическая  система свойств объекта или  процесса;

-качество, основными характеристиками которого  являются: свойство, структура, система, граница, целостность, изменчивость.

Данные подходы учитываются при определении сущности понятия «повышение качества начального образования». Анализ научных публикаций и диссертационных работ, посвященных проблеме повышения качества начального образования, позволяет утверждать, что в них в полной мере рассмотрены средства, факторы, влияющие на его изменение (Р.И. Жубриянова, А. Т. Харисова и др.). Однако в исследованиях недостаточно внимания уделяется сущностной характеристике проблемы повышения качества образования, выявлению его структурных компонентов, разработке средств оценки учебных достижений младших школьников.

Качество образования в настоящее время связывают не столько с усвоением определенной суммы знаний, сколько с умением приобретать новые знания и применять их для решения жизненно важных проблем, с формированием определенных компетенций, с компетентностным подходом (И. А. Зимняя и др.). В современном образовании наметился сдвиг целевого акцента от учебных знаний, умений к компетентности как некоторой актуальной способности эффективно действовать в разнообразных социально-практических контекстах и ситуациях.

Существенно, что в современном обществе уже сформировался устойчивый запрос не только на «обученную», но и на социально-адаптированную, конкурентоспособную, творческую личность. Основными целями общеобразовательных учреждений в государственных документах определены:

-формирование общей культуры личности учащихся, их адаптация к жизни обществе;

-создание основы для осознанного выбора профессии;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе;

- ориентация на здоровый образ жизни;

- наличие способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области, т. е. овладение учащимися ключевыми компетенциями.

Современная практика оценки качества начального образования характеризуется, с одной стороны, наличием ключевых компетенций (математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, грамотность чтения; языковую грамотность), имеющих всеобщее значение, а, с другой – зоны вариативности, пространства различных инициатив (А. В. Воронцов). Качество начального образования  рассматривается как уровень достижения образовательных целей, определенных требованиями государственного стандарта общего начального образования и степенью удовлетворения образовательных запросов детей и их родителей.

Повышение качества начального образования определяется как интегральная характеристика образовательного процесса, отражающая позитивные изменения результатов общего начального образования в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и целями, учитывающими возрастные особенности младших школьников, условия развития их учебных достижений. 

Исходя из понимания сущности ключевого понятия данной работы, выделены компоненты качества начального образования:

-нормативный;

-процессуальный;

-социальный;

-личностный.

Нормативный компонент, несмотря на свойственную образовательным программам современной начальной школы вариантность, характеризует соответствие содержания начального образования требованиям ГОС общего начального образования (2004 г.).

Процессуальный компонент, отражает состояние учебно-методического обеспечения образовательного процесса: учебно-методические комплексов образовательных программ, дидактических пособий, интерактивных средств обучения и др.

Личностный компонент предполагает развитие функциональной грамотности, формирование мотивации достижения успеха, ценностных ориентаций, творческой познавательной активности и является системообразующим в структуре качества начального образования.

Социальный компонент качества начального образования характеризует соответствие деятельности образовательных учреждений запросам потребителей, возможностям всех субъектов педагогического процесса (дети – педагоги – родители), которые заинтересованы в сохранении здоровья школьников и их прочных образовательных результатах. Все названные компоненты качества начального образования взаимосвязаны и взаимообусловлены и в реальном образовательном процессе они структурно нераздельны. При отсутствии хотя бы одного из компонентов нет самого явления – качество начального образования. Однако с целью более глубокого изучения его сущности можно произвести разделение указанных компонентов.

Решение этого вопроса  основывалось на положении Л. С. Выготского, В. В. Давыдова и др. о том, что учение – ведущий вид деятельности младшего школьника. Его познавательная деятельность становится ведущей, потому что связана непосредственно с личностным и социальным компонентами качества начального образования. Следовательно, при определении качества начального образования социальный и личностный компоненты будут иметь решающее значение для его повышения.

Существует предположение, что именно диагностика личностного компонента позволяет фиксировать происходящие изменения качества образования. В связи с этим необходимо отойти от идеи выбора методов оценки качества усвоения младшими школьниками знаний, умений и навыков, а создавать диагностический инструментарий, нацеленный на измерение способности их применять.

Основными объектами диагностики в рамках личностного компонента выступают: овладение младшими школьниками ключевыми компетенциями, характеризующими их функциональную грамотность (математическую грамотность, естественнонаучную грамотность, языковую грамотность и грамотность чтения), наличие мотивации достижения успеха, ценностных ориентаций и творческой познавательной активности. Следовательно, для измерения личностного компонента нами выделено два критерия: функциональный и мотивационно-ценностный.

Общественный заказ на качество начального образования отражает социальный компонент. Исходя из его сущности, для его измерения выбран социальный критерий, показателями которого являются прочность образовательных результатов школьников при переходе из начальной школы в основную, здоровьесберегающая составляющая образовательного процесса, удовлетворенность родителей образовательной деятельностью начальной школы.

Реализация концептуальных положений модернизации общего образования на период до 2010 года требует внимания к процессу становления школьника как субъекта образовательной деятельности. В связи с этим значима характеристика учебных достижений младших школьников с учетом современных требований к качеству начального образования.

Установлено, что понятие «учебные достижения» не определяется в педагогике однозначно, а указываются его отдельные характеристики:

-учебные  достижения как процесс движения  личности в учебной деятельности  к поставленной цели и как  результат, полученный личностью  в этой деятельности;

-учебные  достижения как успешно развивающийся  процесс, в основе которого находятся  осознанные познавательные потребности;

Информация о работе Диагностика как средство повышения качества обучения в начальной школе