Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 23:17, курс лекций
Предмет, задачи педагогической психологии и проблемы которые она решает. Образование как многоаспектный феномен. Понятие о научении. Соотношение понятий «учение», «научение», «обучение». Общая характеристика и определение учебной деятельности. Развивающая и коррекционная работа с неуспевающими школьниками. Психологическая необходимость мотивирования учебной деятельности и воспитания детей. Парциальные педагогические оценки, их типы и роль в учебно воспитательном процессе. Общая характеристика педагогический деятельности.
Образование включает обучение и воспитание как присвоение, интериоризацию социально-культурных ценностей общества.
Образование как социальный институт включает уровни:
. Образование как система рассматривается в 3х измерениях:
Стороны образования как системы:
1 – м.б. светским или клирикальным, государственным, частным, муниципальным, федеральным;
2 – уровни (дошкольное, среднее, высшее);
3 – преемственность уровней,
управляемость, эффективность,
Образование как результат:
образ результата, который
должен быть получен конкретной образовательной
системой и фиксирован в форме
стандарта. Современные образовательные
стандарты включают требования к
качествам человека, завершенный
курс обучения, т.е. содержание стандарта
– представление
11.Основные тенденции
и принципы современного
Основные тенденции
Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования А.А. Вербицкий в нач 90х гг выделил следующие тенденции в современном образовании:
Первая тенденция – осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования. Эта тенденция предполагает решение проблемы преемственности не только между школой и вузом, но и, учитывая задачу повышения профессиональной подготовки студентов, – между вузом и будущей производственной деятельностью студентов. Это ставит задачу моделирования в учебной деятельности студентов производственных ситуаций, что легло в основу формирования нового типа обучения – знаково-контекстного.
Вторая тенденция – индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и технологизация, что позволяет усилить интеллектуальную деятельность современного общества.
Третья – переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся или, по выражению А.А. Вербицкого, тенденция перехода от «школы воспроизведения» к «школе понимания» и «школе мышления».
Четвертая – соотносится с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым. Стимуляция, развитие, организация творческой, самостоятельной деятельности обучающихся.
Пятая и шестая тенденции относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обучения на познающую деятельность студента.
В перестроечном процессе образования С.Д. Смирнов выделил следующие тенденции:
1. Демократизация
высшего образования - общедоступность
высшего образования, свобода
выбора вида образования и
специальности, характера
2. Создание
научно-учебно-
3. Фундаментализация
образования. Расширение и
4. Индивидуализация
обучения и индивидуализация
труда студента. Это достигается
за счет увеличения числа
5. Гуманитаризация
и гуманизация образования
6. Компьютеризация высшего образования.
7. Тенденция
перехода к массовому высшему
образованию - рост расходов
на образование по сравнению
с другими социальными
8. Усилилась
тенденция к автономизации,
9. Растут
требования к профессионализму
преподавателей, повышается значимость
педагогики и психологии в
подготовке и повышении
10. Складывается
система регулярной оценки
12.Образовательный процесс как единство обучения и учения
Учебный процесс
есть взаимопроникновение
В педагогической
психологии различаются две
Обучение – целенаправленная, последовательная передача общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества. Деятельность обучения — это деятельность преподавателя, деятельность преподавания — педагогическая.
Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой, является научение. Однако большинство исследователей этой используют понятие учения как наиболее общее для анализа и интерпретации формирования индивидуального опыта.
Коффка расчленил процесс психического развития на два – созревание и обучение, из которых ни один сам по себе не является процессом подлинного развития. В советской литературе Л.С.Выготский сделал попытку разрешения той же проблемы развития и обучения. Он говорит об единстве обучения и развития и отмечает ведущую роль обучения: обучение продвигает развитие вперед.
Для того
чтобы полно и правильно
В конечном
счете положение о единстве развития
и обучения, развития и воспитания
раскрывается в своем психологическом
содержании как утверждение о
взаимосвязи и
13. Парадигмы организации образовательного пространства: традиционная и личностно-ориентированная
Традиционная модель (парадигма) образования - это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого и настоящего. Прежде всего под этим подразумевается совокупность базовых знаний, умений и навыков в рамках сложившейся культурно-образовательной традиции, позволяющих индивиду перейти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей и умений более высокого порядка. Обучающийся - объект, которому нужно передать систему обобщенных знаний, умений и навыков. Обучение преследует, в первую очередь, воздействие на механизмы памяти, а не мышления обучающихся. Цель такого образования -формирование личности с заранее заданными свойствами. Результаты выражаются в уровне обученности и социализованности личности.
Основным отличием
личностно ориентированной
В личностно ориентированном обучении каждый ученик имеет свой вектор развития, который строится не от учителя к ученику, а наоборот, от ученика к учителю. Большую роль в становлении Л-ориентир парадигмы образования сыграли педагоги-новаторы (В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков и др.). В своей практической педагогической деятельности они стремились к интеграции различных дидактических концепций: проблемного обучения, программированного обучения, оптимизации обучения, развивающего обучения и другие. Разработанные ими практико-ориентированные системы имели хорошее инструментальное обеспечение и отличались определенностью и целостностью, они способствовали развитию активности и самостоятельности в обучении.
Основной принцип организации пед. взаимодействия в Л-ОО - диалог между учителем и учеником как между равноправными субъектами образовательного процесса. Уровень диалога зависит от уровня готовности учителя и ученика, от их способности воспринимать друг друга, проникать во внутренний мир другого, принимать его со всеми мыслями и чувствами. Роль учителя в диалоге - помочь ученику сформировать свой образ мыслей, свое видение проблемы, свой путь решения задачи. Главная роль в этом процессе отводится педагогу, владеющему теоретическими и прикладными психологическими знаниями, который сможет создать наиболее оптимальные условия для выявления и развития индивидуальности субъекта обучения и воспитания, актуализации его внутренних гуманистических ценностей и тем самым обеспечить самореализацию и самоактуализацию личности. В системе Л-ОО воспитание - важнейший фактор, обеспечивающий эффективность образовательного процесса. Успешность обучения, осознанного усвоения информации и возможность ее практического применения находятся к прямой зависимости от личностного развития, прежде всего интеллектуального.
14. Понятие о научении. Соотношение понятий «учение», «научение», «обучение»
Научение обозначает процесс и результат
приобретения индивидуального опыта биологической
системой (от простейших до человека как
высшей формы ее организации в условиях
Земли).
В зарубежной психологии понятие "научение"
часто употребляется как эквивалент "учения". В отечественной психологии (по крайней
мере - в советский период ее развития)
принято использовать его применительно
к животным. Однако в последнее время ряд
ученых (И.А. Зимняя, В.Н. Дружинин, Ю.М. Орлов
и др.) используют этот термин и применительно
к человеку.
Термин "научение" применяется преимущественно
в психологии поведения. В отличие от педагогических
понятий обучения, образования и воспитания
он охватывает широкий круг процессов
формирования индивидуального опыта (привыкание,
запечатление, образование простейших
условных рефлексов, сложных двигательных
и речевых навыков, реакций сенсорного
различения и т.д.).
В психологической науке существует ряд
различных трактовок научения.
15. Виды научения
Все типы научения
можно разделить на два вида: ассоциативное и
интеллектуальное.
Характерным для ассоциативного научения
является образование связей между определенными
элементами реальности, поведения, физиологическим
процессами или психической деятельностью
на основе смежности этих элементов (физической,
психической или функциональной).Разновидности
ассоциативного научения: