Дидактика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 23:17, курс лекций

Краткое описание

Предмет, задачи педагогической психологии и проблемы которые она решает. Образование как многоаспектный феномен. Понятие о научении. Соотношение понятий «учение», «научение», «обучение». Общая характеристика и определение учебной деятельности. Развивающая и коррекционная работа с неуспевающими школьниками. Психологическая необходимость мотивирования учебной деятельности и воспитания детей. Парциальные педагогические оценки, их типы и роль в учебно воспитательном процессе. Общая характеристика педагогический деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 188.79 Кб (Скачать файл)

Коллективная форма обучения такая организация обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

На коллективных учебных занятиях в разноуровневых группах у учащихся развиваются  навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Преимущества  КО: 1) в результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания; 2) в процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний; 3) каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха; 4) повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; 5) обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение; 6) работа в парах способствует успешному формированию коммуникативных навыков.

Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации. Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки — модули, содержание и объём которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу. Модули могут быть обязательными и элективными. Сочетание модулей должно обеспечивать необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации требуемого конкретного учебного материала для обучения {и самостоятельного изучения) определенной категории обучающихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей. Необходимым элементом модульного обучения обычно выступает рейтинговая система оценки знаний, предполагающая балльную оценку успеваемости обучающихся по результатам изучения каждого модуля. Модуль — целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершении модуля, и представляющий составную часть более общей функции. Модуль является значимым для сферы труда. Каждый модуль оценивается и обычно сертифицируется.

Суггестивное обучение – это технология обучения, предложенная в 70-х годах болгарским врачом-психиатром Г. Лозановым, она основана на общей релаксации обучаемого. Технология строится на 5 принципах: 1. Никакой зубрежки; 2. Учебный процесс без утомления; 3. Интерес и мотивация, как основа обучения; 4. Обучение укрупненными блоками; 5. Комплексное решение задачи; Система Лозанова основана на закономерностях человеческой памяти: запоминается все, что попадает в человеческое сознание, но в активном состоянии остается только то, что важно и интересно человеку, то, что его волнует или связано с определенными переживаниями.

Интерактивное обучение - это обучение, которое:

  • Является взаимодействующим;
  • Основано на опытах реальной жизни;
  • Включает обмен мнениями среди студентов и между студентами и преподавателями
  • Критически анализирует организационные и системные причины возникновения проблем.

Цель  интерактивного обучения состоят не только в том, чтобы дать знания и  навыки, но и в том, чтобы создать  базу для работы по решению проблем  после того, как обучение закончится.

Взрослые  люди запоминают информацию лучше всего  тогда, когда они активно вовлечены  в решение практических задач  и упражнений в процессе обучения. Они помнят 20 % того, что слышат, 40 % того, что видят и слышат, и 80 % того, что слышат, видят и выполняют. Поэтому, обучение менее эффективно, если люди пассивно получают информацию, просто слушая лекции или просматривая дидактические слайды.

Использование интерактивного обучения должно включать действия, которые помогают студентам  выработать критическое мышление, попрактиковаться на реальных задачах и в выработке  решений, приобрести навыки, необходимые  для дальнейшей эффективные работы над аналогичными проблемами.

43. Процесс обучения на  разных возрастных этапах

ОСОБЕННОСТИ НАУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

Основные  сферы научения детей в младенческом возрасте — это движения, психические  процессы: восприятие и память, речевой  слух и наглядно-действенное мышление. Развитие двигательной активности ребенка  необходимо для расширения возможностей его самостоятельного передвижения в пространстве, для исследования и познания окружающего мира, а  также для овладения предметными  действиями.

Не рекомендуется  слишком сильно пеленать ребенка  и долго держать его в таком  состоянии. Руки и ноги ребенка должны иметь возможность свободно двигаться  с двух-трехнедельного возраста. От движений младенца в первые дни и  месяцы жизни может зависеть развитие в будущем его двигательных способностей, умений и навыков.

  До тех пор пока малыш не станет на собственные ноги и не научится самостоятельно передвигаться, с ним начиная с полуторамесячного возраста необходимо регулярно проводить специальные физические упражнения. Желательно, чтобы физические занятия с детьми постоянно проводил один и тот же человек.

От четырех  до шести месяцев взрослому следует  уже внимательно наблюдать за собственными попытками ребенка  самостоятельно выполнять разнообразные  целенаправленные движения и всячески их стимулировать. Для младенца 6—7-месячного возраста должен включать в основном оказание помощи ребенку в движениях, выполняемых им по собственной инициативе. В 9—12 месяцев особенно важно стимулировать собственное старание ребенка встать и ходить.

 С  возрастом по мере совершенствования  и развития движений надо стимулировать  активность ребенка, направленную  на самостоятельный прием пищи, одевание и раздевание.

 Ребенок,  начиная с двух-трех месяцев,  должен не только находиться  в окружении ярких, разноцветных, красивых и привлекательных игрушек,  издающих разнообразные и приятные  звуки, но и сам иметь возможность  касаться их, брать в руки, двигать,  поворачивать, порождать определенные  зрительные и слуховые эффекты.  Всем манипулятивным действиям  ребенка с предметами не следует  препятствовать, так как с помощью  этих действий младенец активно  познает окружающий мир.

На втором полугодии жизни дети начинают воспроизводить и повторять движения взрослых. Тем  самым они демонстрируют готовность к викарному научению с повторными самостоятельными упражнениями. Под  влиянием речи взрослых у ребенка  вначале развивается специальный  речевой слух.

 Для  того чтобы речевой слух у  младенца оформился как можно  скорее, необходимо начиная с  двух месяцев как можно больше  разговаривать с ребенком во  время кормления и выполнения  других дел по уходу за ним.  Ребенок при этом должен хорошо  видеть лицо и руки человека, произносящего слова, так как  через мимику и жесты они  передают информацию о том,  что одновременно обозначается  при помощи слов.

 Произносимые  взрослым слова младенец связывает  с тем, что он сам чувствует,  видит и слышит. Так происходит  первичное научение комплексному  восприятию речи, формируется способность  к различению ее элементов  и пониманию.

Главное, что должен приобрести ребенок к  концу младенческого возраста,—  это прямохождение и разнообразные  движения руками.

Примерно  к началу второго полугодия жизни  восприятие и память ребенка, его  двигательная активность достигают  такого уровня развития, что он оказывается  вполне способным решать в наглядно-действенном  плане элементарные задачи. С этого  момента наступает пора позаботиться о развитии у ребенка наглядно-действенного мышления. Перед младенцем теперь необходимо чаще ставить разного  рода задачи на зрительный и двигательный поиск знакомых и привлекательных  предметов.

НАУЧЕНИЕ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

На протяжении раннего детства совершенствуется интеллект ребенка, происходит переход  от наглядно-действенного к наглядно-образному  мышлению. Практические действия с  материальными предметами постепенно замещаются действиями с образами этих предметов. Ребенок делает очередной  и весьма важный шаг на пути своего интеллектуального развития. Для  того чтобы это развитие и дальше шло ускоренными темпами, детям  раннего возраста необходимо как  можно больше давать заданий на воображение. Следует особенно поощрять их самостоятельность  и стремление к художественному  и техническому конструированию, творчеству, в частности — рисование.

В основе развития речи ребенка в начальном  периоде ее активного пользования  лежит оперантное и викарное научение, внешне выступающее как подражание речи взрослых. На втором году жизни  у ребенка резко возрастает интерес  к окружающему миру. Дети все хотят  узнать, потрогать, подержать в своих  руках. В этом возрасте их особенно интересуют названия новых предметов  и явлений имена окружающих людей, они ждут от взрослых соответствующих  разъяснений.

Неправильная, слишком быстрая и невнятная  речь взрослых препятствует речевому развитию детей. С ребенком необходимо говорить медленно, отчетливо произнося  и повторяя все слова и выражения. Внимательно наблюдая за действиями взрослых, ребенок к концу первого  года жизни уже оживленно реагирует  на его мимику, жесты и пантомимику. По ним он улавливает смысл тех  слов, которые произносятся взрослым.

Наличие инструментов в руках ребенка  раннего возраста особенно важно  для совершенствования его интеллекта, творческого воображения и для  развития способностей. Ребенок с  помощью имеющихся в его распоряжении инструментов в первую очередь должен научиться приводить в порядок, ремонтировать собственные игрушки.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ

Развитие  основных познавательных процессов  ребенка в дошкольном детстве  может идти стихийно и управляемо, организованно и неорганизованно, и уровень интеллекта, достигаемый  ребенком к 6—7 годам, а также степень  его готовности к учению в школе  существенно зависят от того, насколько  продуманным было обучение ребенка  в семье и в дошкольных учреждениях  в течение предыдущих трех-четырех  лет.

Параллельно с развитием восприятия в дошкольном детстве идет процесс улучшения  памяти ребенка.

От младшего дошкольного возраста к старшему происходят заметные изменения памяти. Прежде всего к концу дошкольного  детства память выделяется в особую, независимо управляемую психическую  функцию ребенка, которую он может  в той или иной степени контролировать. В младшем и среднем дошкольном возрасте (3—4 года) запоминание и  воспроизведение материала еще  входит в состав различных видов  деятельности, осуществляется в основном непроизвольно. В старшем дошкольном возрасте благодаря постановке перед  детьми специальных мнемических  задач совершается переход к  непроизвольной памяти.

Важнейшим моментом перехода ребенка от непроизвольного  к произвольному запоминанию  является выделение и принятие им мнемической цели, т. е. формирование внутренней установки на запоминание  материала. Но это выступает только в качестве первого шагa на пути развития произвольной памяти. Далее должны быть отработаны сознательные приемы и средства запоминания, простейшим из которых является повторение материала.

ОБУЧЕНИЕ  РЕЧИ, ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ

На пятом  году жизни у детей обычно наступает  период «почемучек», а вскоре после  него начинается возраст детского словотворчества. У них быстро нарастает запас  слов, речь становится более богатой, грамматически и синтаксически  сложной.

У ребенка  необходимо вырабатывать и совершенствовать умение рассказывать и рассуждать вслух  специально побуждать его к тому, чтобы, решая задачи, он активно использовал  речь.

Огромную  пользу в развитии речи приносит чтение рассказов и сказок с попутным обращением внимания ребенка на встречающиеся  в них новые и интересные слова.

Обучение  чтению проходит два этапа: аналитический  и синтетический. На аналитическом  этапе дети овладевают чтением отдельных  частей слов, улавливают отношения, существующие между звуками и буквами, овладевают механизмом чтения слогов, объединением их в слова (слоговое чтение). Синтетический  этап предполагает обучение чтению целых  слов, словосочетаний, предложений  и фраз, а также усвоение интонационного объединения предложений, осмысление связного текста.

Подросток как субъект учебной деятельности, специфика учебной деятельности в юности

Субъектом учебной деятельности ребенок становится с момента поступления в школу.

Подросток как субъект учебной деятельности характеризуется тем, что для него она перестает быть ведущей, хотя и остается основной, занимая большую часть его времени.

Информация о работе Дидактика