Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 23:17, курс лекций
Предмет, задачи педагогической психологии и проблемы которые она решает. Образование как многоаспектный феномен. Понятие о научении. Соотношение понятий «учение», «научение», «обучение». Общая характеристика и определение учебной деятельности. Развивающая и коррекционная работа с неуспевающими школьниками. Психологическая необходимость мотивирования учебной деятельности и воспитания детей. Парциальные педагогические оценки, их типы и роль в учебно воспитательном процессе. Общая характеристика педагогический деятельности.
Для подростка
ведущей становится общественная деятельность,
осуществляемая в рамках других видов
деятельности: организаторской, культурной,
спортивной, трудовой, неформального
общения. Во всех этих видах деятельности
подросток стремится утвердить
себя как личность, стать общественно
значимым человеком. Он принимает на
себя разные социальные роли, учится строить
общение в разных коллективах
с учетом принятых в них норм взаимоотношений.
Учебная деятельность становится для
подростка одним из видов осуществляемой
активности, способных обеспечить его
самоутверждение и
Учебная мотивация у подростка уже представляет собой единство познавательных мотивов и мотивов достижения успехов. Учебная деятельность включается в его общую активность, направленную на вхождение в общество, усвоение норм, ценностей и способов поведения. Поэтому содержание учебного материала для подростков обязательно должно отражать общий контекст современности: мировой культуры, общественно-экономических и жизненно-бытовых отношений. Если подросток не будет чувствовать связи преподаваемого предмета с реальной жизнью, он скорее всего усомнится в его необходимости лично для себя и не станет прикладывать заметных усилий для его усвоения.
Меняется
и отношение подростка к
У подростка изменяется и отношение к авторитету взрослых. Сама по себе позиция взрослого как учителя теперь вовсе не означает безоговорочного принятия его авторитета. У подростка авторитет надо заслужить, хотя авторитет взрослых еще долгое время остается реальным фактором в его жизни, ведь он остается школьником, находящимся на иждивении родителей, и у него еще недостаточно развиты личностные качества, позволяющие жить и действовать самостоятельно.
Уже в середине среднего школьного возраста большинство подростков сталкиваются с проблемой принятия решения о форме продолжения своего образования, поскольку профильная специализация классов в наши дни начинается, как правило, с восьмого класса. Поэтому к данному возрасту подросткам необходимо определиться в предпочтении учебных предметов того или иного цикла (физико-математического, естественно-научного или гуманитарного). Это подразумевает достаточную сформированность к 13-летнему возрасту системы устойчивых интересов и предпочтений. Кроме учебных интересов, подростки уже заметно отличаются друг от друга по ценностным ориентациям. Они могут в большей степени ориентироваться на ценности учения, трудовой деятельности, общественной занятости, межличностных отношений, материального благополучия, духовного развития и др. Эти ориентации определяют решения подростка о дальнейшей форме своего образования. При ориентации преимущественно на ценности учения подросток переходит в статус старшего школьника.
Специфика учебной мотивации студента (юность).
Необходимо условие для создания у студентов интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими студентов.
Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение студентов с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Преодоление трудностей в учебной деятельности - важнейшее условие возникновения интереса к ней. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.
Учебный
материал и приемы учебной работы
должны быть достаточно (но не чрезмерно)
разнообразны. Разнообразие обеспечивается
не только столкновением учащихся с
различными объектами в ходе обучения,
но и тем, что в одном и том
же объекте можно открывать новые
стороны. Новизна материала - важнейшая
предпосылка возникновения
Установлена положительная связь мотивационных ориентаций с успеваемостью студентов. Наиболее плотно связанными с успеваемостью оказались ориентации на процесс и на результат, менее плотно - ориентация на «оценку преподавателем». Связь ориентации на «избегание неприятностей» с успеваемостью слабая.
Сначала
учебно-познавательный мотив начинает
действовать, затем становится доминирующим
и приобретает
44. Возрастная дифференциация субъектов учебной деятельности (Валлон, Пиаже, Штерн, Выготский, Ананьев, Эльконин) по идеи то
Возрастная периодизация представляет собой одну из сложных и неоднозначно решаемых проблем психологии (А. Валлон, Ж. Пиаже, В. Штерн, Ананьев, Л.С. Выготский, Эльконин и др.)
Л.С. Выготский определил три группы подходов, или схем решения, этой проблемы. В рамках первой группы, с учетом биогенетического подхода, периодизация детства основана на этапах филогенетического развития. К этой группе Л.С. Выготский относит также периодизацию, основанную на ступенях воспитания и образования. Говоря об ошибочности такой схемы, Л.С. Выготский признает, что «расчленение детства по педагогическому принципу чрезвычайно близко подводит нас к истинному расчленению детства на отдельные периоды» вследствие огромного практического опыта образования, соотносящего эти ступени с возрастными изменениями. Вторая группа подходов (очень многочисленных) за основу периодизации принимает изменение какого-либо одного (часто внешнего) признака, например появление и смену зубов (дентиция), сексуальное созревание и др. Третья группа подходов направлена на выявление базального, существенного в развитии, например изменений внутреннего темпа и ритма развития.
Л.С. Выготский
выделяет следующие стабильные и
критические периоды
Ж. Пиаже подошел к определению типических особенностей субъекта разного возраста с позиции развития его интеллекта Ж. Пиаже выделил четыре основных периода развития интеллекта вслед за образованием сенсомоторного интеллекта и появлением языка, или «символической функции», делающей возможным его усвоение, что происходит, по его мнению, от 1,5 до 2 лет. Соответственно
— от 1,5 до 2 лет «начинается период, который тянется до 4 лет и характеризуется развитием символического и допонятийного мышления;
— в период от 4 до 7-8 лет образуется, основываясь на предшествующем, интуитивное (наглядное) мышление, прогрессивные сочленения которого вплотную подводят к операциям;
— с 7-8 до 11-12 лет формируются конкретные операции, т. е. операциональные группировки мышления, относящиеся к объектам, которыми можно манипулировать или которые можно схватывать в интуиции;
— с 11—12 лет и в течение всего юношеского периода вырабатывается формальное мышление, группировки которого характеризуют зрелый рефлексивный интеллект».
Д.Б. Эльконин называет три основных показателя, фактора, обусловливающих как само развитие, так и его периоды. «Определенный возраст в жизни ребенка, или соответствующий период его развития,— это относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития. Каждый возраст, или период, характеризуется следующими показателями:
1) определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период;
2) основным
или ведущим типом деятельности
(существует несколько
3) основными
психическими
Б. Г. Ананьев выделил две главные характеристики возраста: метрическую и топологическую. Метрическое свойство возраста выражено в сумме прожитых лет, в общем времени жизни индивида к определенному моменту его существования. Топологическое свойство, выраженное в фазах, стадиях становления различных психологических функций, в периодизации психической организации в целом.
45. Психологическая сущность воспитания. Основные принципы и задачи воспитания
Психологическая сущность воспитания: определение, основные принципы и задачи, цели воспитания, виды
Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность.
Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
Воспитание — суть формирование воспитанности в условиях всестороннего воздействия воспитателя на воспитуемого в активном их взаимодействии в процессе обучения, формирования и развития личности.
Главная задача воспитания — формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе.
Цели воспитания не устанавливаются раз и на всегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения — изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. В более или менее стабильные периоды общественного развития и цели воспитания становятся относительно устойчивыми.
в структуре воспитательного процесса цель воспитания является исходным элементом, выступающим как система задач:
1) формирование
нравственности (обретение знаний,
моральных норм, правил поведения,
моральных убеждений,
2) формирование
всесторонни и гармонично
3) формирование
художественного ценностного
4) формирование
жизненной позиции личности, соответствующий
традиционно просоциальной
5) развитие социальных потребностей, интересов и ценностей личности вопреки укореняющемуся индивидуализму;
6) формирование
психологических качеств (
7) формирование
устойчивой нравственной
Принципы воспитания: