Дидактическая игра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность дидактической игры как средства развития познавательной активности. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что развитие познавательной активности младших школьников при изучении чисел первого десятка будет успешнее, если на уроках использовать дидактические игры. В соответствии с целью были определены следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования. 2. Рассмотреть понятия «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе. 3. Определить особенности организации и проведения дидактических игр. 4. Экспериментальным путем проверить эффективность дидактической игры как средства развития познавательной активности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы использования дидактических игр на уроках математики начальных классов в качестве средства развития познавательной активности
1.1. Понятие «познавательная активность». Активизация познавательной деятельности
1.2. Дидактическая игра, организация и проведение дидактических игр
1.3. Понятие «натуральное число», свойства натуральных чисел
Глава 2. Реализация комплекса дидактических игр при изучении темы «Нумерация чисел первого десятка»
2.1 Из опыта учителей начальных классов по использованию дидактических игр на уроках математики
2.2 Содержание комплекса дидактических игр для изучения темы «Нумерация чисел первого десятка»
2.3. Ход и результаты эксперимента
Заключение
Библиография
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 76.29 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы использования дидактических игр  на уроках математики начальных классов  в качестве средства развития познавательной активности

1.1. Понятие «познавательная  активность». Активизация познавательной  деятельности

1.2. Дидактическая игра, организация  и проведение дидактических игр

1.3. Понятие «натуральное  число», свойства натуральных чисел

Глава 2. Реализация комплекса  дидактических игр при изучении темы «Нумерация чисел первого десятка»

2.1 Из опыта учителей начальных классов по использованию дидактических игр на уроках математики

2.2 Содержание комплекса  дидактических игр для изучения  темы «Нумерация чисел первого  десятка»

2.3. Ход и результаты  эксперимента

Заключение

Библиография

Приложения

Введение

Игра является и средством  первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают  те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя  игру как средство ознакомления с  окружающим миром, педагог имеет  возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.

Дидактическая игра как феномен  культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность  социальных статусов и положений. С  самых ранних начал цивилизации  игра стала контрольным мерилом  проявления всех важнейших черт личности.

Педагогической обработкой дидактических игр, отбором и  пропагандой игровых форм как  средств развития занимались В.И. Даль, П.Ф. Лесгафт, П.Н. Бокин, Е.М. Дементьев и др.

Дидактическая игра содействует  лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет  включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов  учащихся. Игра помогает учителю донести  до учащихся трудный материал в доступной  форме.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью развития познавательной активности младших школьников и  малым количеством разработок по использованию дидактической игры как средства развития познавательной активности при изучении чисел первого  десятка.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: изучение возможностей дидактической  игры в процессе изучения чисел первого  десятка.

Данная проблема позволила  сформулировать тему исследования: «Дидактическая игра как средство развития познавательной активности младших школьников».

Объект исследования:

Предмет исследования: использование  дидактической игры как средства развития познавательной активности

Цель исследования: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной  работы проверить эффективность  дидактической игры как средства развития познавательной активности

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило  выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что развитие познавательной активности младших школьников при изучении чисел первого десятка будет  успешнее, если на уроках использовать дидактические игры.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую  и методическую литературу по  проблеме исследования.

2. Рассмотреть понятия  «познавательная активность» в  психолого-педагогической литературе.

3. Определить особенности  организации и проведения дидактических  игр.

4. Экспериментальным путем  проверить эффективность дидактической  игры как средства развития  познавательной активности.

Теоретико-методологическая основа исследования: методические и  научные исследования развития познавательной активности младших школьников в  трудах В.А. Сухомлинского, Д.Б. Эльконина, Ш.А. Амонашвили и других, использование дидактической игры на уроках русского языка в работах В.И. Даля, П.Ф. Лесгафта, П.Н. Бокина, Е.М. Дементьева и других.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблематике исследования; педагогические наблюдения, беседы; проведение педагогического эксперимента, количественная обработка и качественная интерпретация экспериментальных данных, статистическая обработка полученных данных.

Опытно-экспериментальная  база исследования:

: исследования состоит  в том, что познавательная активность  младших школьников при изучении  чисел первого десятка впервые  рассматривается как самостоятельная  исследовательская проблема; экспериментальна  эффективность дидактической игры  как средства развития познавательной  активности при изучении чисел  первого десятка.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут  быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 35 наименований, приложения (5).

Общий объем работы 54 страницы компьютерного текста.

Глава 1. Теоретические  основы использования дидактических  игр на уроках математики начальных  классов в качестве средства развития познавательной активности

1.1. Понятие «познавательная активность». Активизация познавательной деятельности

Сегодня понятие «познавательная  активность» широко используется в  различных направлениях психолого-педагогического  поиска: проблем отбора содержания образования (В.Н. Аксюченко, А.П. Архипов, Д.П. Барам), формирования общих учебных умений (В.К. Котырло, Т.В. Дуткевич, З.Ф. Чехлова), оптимизации познавательной деятельности учащихся (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, И.Я. Лернер, Л.П. Аристова, Т.И. Шамова, В.И. Лозовая), взаимоотношений детей со сверстниками и учителем (Т.А. Борисова, Н.П. Щербо); роли педагога и личностных факторов в развитии познавательной активности учащихся (А.А. Андреев, Т.Н. Разуваева, Ю.И. Щербаков, Ю.Н. Кулюткин, Л.П. Хитяева. Е.А. Сорокоумова, Л.К. Гребёнкина).

Все выделяемые исследователями (Д.Б. Богоявленская, B.C. Данюшенков, А.А. Кирсанов, А.Т. Ковалев, А. И. Крупнов, В.И. Лозовая, A.M. Матюшкин, А. П. Прядеин, И.А. Петухова, И.А. Редковец, Т.Н. Шамова, Г.И. Щукина) уровни познавательной активности можно классифицировать по следующим основаниям.

По отношению к деятельности [1, с.216]:

1. Потенциальная активность, характеризующая личность со  стороны готовности, стремления  к деятельности.

2. Реализованная активность  характеризует личность через  качество деятельности, выполняемой  в данном конкретном случае. Основные  показатели: энергичность, интенсивность,  результативность, самостоятельность,  творчество, сила воли.

По длительности и устойчивости:

1. Ситуативная активность, которая носит эпизодический  характер.

2. Интегральная активность, определяющая общее доминирующее  отношение к деятельности.

По характеру деятельности:

1. Репродуктивно - подражательная. Характеризуется стремлением запомнить  и воспроизвести готовые знания, овладеть способом их применения  по образцу.

2. Поисково-исполнительская.  Характеризуется стремлением к  выявлению смысла явлений и  процессов, определению связей  между ними, овладению способами  применения знаний в измененных  условиях. Средства для выполнения  поставленной задачи отыскиваются  самостоятельно.

3. Творческая. Совершается  путем поиска, инициативы в постановке  целей и задач, выработки самостоятельной  оптимальной программы действий, переносу знаний в новые условия.

Данные уровни сформированности познавательной активности выделены с позиции качественного измерения, с точки зрения же количественного измерения обычно выделяются три уровня: высокий, средний и низкий.

Наиболее общими показателями познавательной активности ребенка  являются [15, с.116]:

-- сосредоточенность, концентрация  внимания на изучаемом предмете, теме (так, заинтересованность класса  любой учитель распознает по  «внимательной тишине»);

-- ребенок по собственной  инициативе обращается к той  или иной области знаний; стремится  узнать больше, участвовать в  дискуссии;

-- положительные эмоциональные  переживания при преодолении  затруднений в деятельности,

-- эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты).

Управление активностью  учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как  постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному  учению, преодоление пассивной и  стерео типичной деятельности, спада  и застоя в умственной работе. Главная  цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного  процесса.

Существуют разные подходы  к понятию познавательной активности учащихся. Б.П. Есипов считает, что активизация  познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой  для овладения знаниями, умениями, навыками. Ш.А. Амонашвили указывает, что "познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении". В перовом случае идет речь о самостоятельной деятельности учителя и учащихся, а во втором - о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия школьников [1, с.46].

В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых  состоит в преодолении практических и теоретических препятствий  в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской  деятельности.

Эффект деятельности для  формирования познавательной активности зависит от педагогически правильной ее организации, использование ее объективных  условий и внутренних возможностей личности ученика.

В педагогической практике используются различные пути активизации  познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких  их сочетаний, которые в возникших  ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в  которых учащиеся сами должны:

отстаивать свое мнение;

принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

ставить вопросы своим  товарищам и преподавателям;

рецензировать ответы товарищей;

оценивать ответы и письменные работы товарищей;

заниматься обучением  отстающих;

объяснять более слабым учащимся непонятные места;

самостоятельно выбирать посильное задание;

находить несколько вариантов  возможного решения познавательной задачи (проблемы);

создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и  практических действий;

решать познавательные задачи путем комплексного применения известных  им способов решения.

Принципы актуализации познавательной деятельности [33, с.53]:

1. Принцип проблемности.

Прежде всего, в качестве основополагающего принципа следует  рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование прогрессивных убеждений, экономического мышления.

Одной из главных задач  обучения является формирование и совершенствование  умений и навыков, в том числе  умения применять новые знания.

2. Принцип обеспечения  максимально возможной адекватности  учебно-познавательной деятельности  характеру практических задач.

Следующим принципом является обеспечение максимально возможной  адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Суть данного принципа заключается в  том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру  максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного  обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому  осмыслению.

3. Принцип взаимообучения.

Не мене важным при организации  учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.

Информация о работе Дидактическая игра