Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 00:41, курсовая работа
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Младший школьный возраст является периодом активного пропедевтического развития логического мышления, характеризующимся следующими особенностями осуществления основных логических операций: преобладанием чувственного, деятельного анализа над абстрактным, осуществлением синтеза преимущественно в наглядной ситуации без отрыва от действия с предметами, стремлением к подмене операции сравнения рядоположением объектов, связей и отношений между предметами и их свойствами, замене сущностных признаков предметов их яркими внешними признаками.
стр.
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................
3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ...................................
7
1.1. Краткая психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
7
1.2 Особенности развития логического мышления младших школьников....................................................................................................
12
1.3 Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики............................................
17
ГЛАВА 2. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ......................................................................
20
2.1 Понятие, роль и место дидактической игры в процессе обучения.........................................................................................................
20
2.2 Методика организации проведения дидактических игр.........
27
2.3 Применение дидактических игр для развития логического мышления на уроках математики в начальной школе.............................
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................
45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................
- традиционное обучение, приводящее в зависимости от воздействия и других объективных причин к формированию либо эмпирического, либо теоретического мышления;
- специально организованное обучение, ориентированное на формирование учебной деятельности, приводящее к становлению теоретического мышления.
Для формирования логического мышления приоритетным является второй подход.
Итак, анализ психолого-педагогических исследований дает основание выделить следующие педагогические условия, которые, по нашему мнению, могут способствовать развитию логического мышления младших школьников:
- использование развивающего обучения;
- использование в учебном процессе технологий игрового обучения и методов проблемного обучения;
- развитие познавательного интереса к предмету;
- индивидуализация обучения.
ГЛАВА 2. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
2.1 Понятие, роль и место дидактической игры в процессе обучения
Родоначальником теории игры в отечественной науке считается К.Д. Ушинский. Он противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания.
Ушинский, ценя двигательную активность ребёнка в игре, на первое место выдвигает потребности души: «Мы не должны видеть в телесных движениях дитяти одно удовлетворение телесным стремлениям: в этих движениях принимает участие душа и извлекает из них такую же пользу для своего развития». Великий русский учёный-педагог видит прямую зависимость подвижности ребёнка от умственной практической деятельности его души: «Шалость и игра - это весь мир практической деятельности для ребёнка». Выступая против чисто гедонической теории игры, Ушинский утверждал, что дети в игре ищут не только наслаждение, но и самоутверждение в интересных занятиях. Игра, по Ушинскому, своеобразный род деятельности, притом свободной и обязательно сознательной, под которой он понимал стремление жить, чувствовать, действовать. «Не надо забывать, - пишет К.Д. Ушинский, что игра, в которой самостоятельно работает детская душа, есть тоже деятельность ребёнка». К.Д. Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление. Лишение ребёнка игры как сознательной деятельности есть самое страшное наказание для него17.
К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Сегодня одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приёмами, используемыми на уроках, признаётся дидактическая игра.
В.А. Сухомлинский писал, что без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Без игры, умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценное обучении. Очень важно, чтобы изумительный мир природы, фантазии, творчества, окружающий детей до школы, не закрывался перед ребенком классной дверью18.
Известный педагог С.Т. Шацкий называл игру жизненной лабораторией детства и призывал включить ее в программу школы: «Когда человек играет, он повышает свои эмоции. Нашу школу мы должны сделать местом как раз такого оживления». Говоря об активизации процесса обучения, С.Т. Шацкий рекомендовал не давать готовые знания, а развивать склонность детей к самостоятельному исследованию, к проявлению себя в труде, игре19.
Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребёнка, отмечал, что в связи с переходом в школу, игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, - говорил он, - игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…»20.
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебной познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, т.е. решают определенные дидактические задачи. С другой стороны, они способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Эти аргументы можно считать серьёзным основанием для более широкого использования игры в процессе обучения.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям как:
Педагогические игры имеют следующую классификацию:
Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами. Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.(Рис.1)
Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний.
Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.
Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.
Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.
Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др.
Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.
Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр:
Игра - форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
Обязателен элемент соревнования между участниками игры.
Требования к подбору игр следующие.
Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учётом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Выделяют следующие виды дидактических игр.
Игры - упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр - упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
Игры - путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
Игры - соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Успешность изучения школьного курса математики в значительной мере зависит от того, какими средствами и методами ведётся обучение. Идеи, заложенные в действующей программе и учебниках, не могут быть усвоены учащимися с должной глубиной, если само обучение математике не строится на основе возбуждения познавательной активности школьников, а ведётся пусть даже при активной деятельности учащихся. Одним из средств повышения активности обучения математике является организация игровой деятельности, использование игровых элементов на уроках. При включении игр в процесс обучения математики, возможно, самым естественным образом формировать у школьников творческую активность на ряду с реализацией одной из основных целей обучения математике – формированию математических знаний, умений и навыков. Поэтому всякая игра, которая предлагается учащимся, должна научить или закрепить математические знания, вызвать интерес, творческое отношение к учебной деятельности.
Включение в урок математики игр и игровых ситуаций делает процесс обучения интересным, создаёт у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.
При каких же условиях целесообразно применять игровую форму занятий?
Школьная математика, достаточно связанная, выдержанная система определений, правил и теорем. Логическая последовательность её такова, каждое новое определение, правило, теорема опирается на предыдущее, ранее введённые, доказанные. Эта связанность всех разделов, их взаимозависимость и дополняемость, нетерпимость к пробелам и пропускам порождает ту особенность математики как школьного предмета, которая чаще всего является причиной неуспехов учащихся и, как следствие этого, причиной интереса к ней. Но предмет математики – это умственные задачи, каждая из которых требует обоснований, доказательств, аргументаций, то есть приложения умственных усилий, настойчивости, воли и других качеств личности21.
Эти особенности математики создают благоприятные условия развития активности логического мышления, но в то же время они нередко служат и основной причиной возникновения пассивности. Введение игровых элементов может помочь разрушить интеллектуальную пассивность учащихся.
2.2 Методика организации проведения дидактических игр
Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся, а школьникам даёт моральное и умственное удовлетворение.
Заметим также, что «все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру». Это отмечает В. Г. Коваленко в своей книге «Дидактические игры на уроках математики»22. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, целесообразно составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи.
Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, её эффективности, приводят к желаемому результату.
Планируя игровую деятельность детей, учитель закладывает в неё высокое социальное и нравственное содержание. И таким образом, создаёт комплекс воздействия на ребёнка, целую программу упражнений в поведении, в проявлении творчества, инициативы и самодеятельности.
В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть основаны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.