Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 00:41, курсовая работа
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Младший школьный возраст является периодом активного пропедевтического развития логического мышления, характеризующимся следующими особенностями осуществления основных логических операций: преобладанием чувственного, деятельного анализа над абстрактным, осуществлением синтеза преимущественно в наглядной ситуации без отрыва от действия с предметами, стремлением к подмене операции сравнения рядоположением объектов, связей и отношений между предметами и их свойствами, замене сущностных признаков предметов их яркими внешними признаками.
стр.
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................
3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ...................................
7
1.1. Краткая психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
7
1.2 Особенности развития логического мышления младших школьников....................................................................................................
12
1.3 Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики............................................
17
ГЛАВА 2. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ......................................................................
20
2.1 Понятие, роль и место дидактической игры в процессе обучения.........................................................................................................
20
2.2 Методика организации проведения дидактических игр.........
27
2.3 Применение дидактических игр для развития логического мышления на уроках математики в начальной школе.............................
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................
45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................
"Придумай рисунок"
Ход игры: на доске нарисованы четыре геометрические фигуры.
Детям предлагается нарисовать у себя в тетрадях и дается задание: "Подумайте, что можно дорисовать из каждой из этих фигур, чтобы превратить ее в рисунок. Сначала нарисуйте все в своих тетрадях, а потом желающие выйдут к доске и покажут, как они справились с этой задачей.
1. "На грядке сидит 6 воробьев. К ним прилетели еще 4 воробья. Сколько воробьев осталось на грядке?" Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Неправильно сформулирован вопрос к задаче. На вопрос ответить нельзя).
2. Сегодня цифра спряталась в дне недели, который предшествует субботе. Какая это цифра? Какая тема урока? (Цифра и число 5).
3. Внимательно посмотрите на запись и найдите лишнее число: 1,3,9,11,7,5. Определите тему урока. (Двузначные числа).
По мере овладения учащимися навыками учения дидактические игры занимательного типа теряют свою роль. Если ранее игра являлась предпосылкой для включения учащихся в учение, то через освоение в игровой ситуации элементов учебной деятельности становится возможным реализовать игру на предмет целостного учебного процесса, т.е. игра из основы учебного процесса превращается в его элемент, дидактический прием. При этом следует все чаще и чаще использовать не явную наглядность. А переходить к более символическим формам (игра "Молчанка").
В первом классе дидактическая игра облегчает работу учителя над математическими понятиями, отличающимися значительной степенью общности и абстракции. Ученики с большим интересом принимают те игры, которые основаны на внесении элементов воображения или содержат элементы неожиданности или ожидания. Например, игры "Школа", "Магазин", "Что изменилось?, "Который по счету?".
Таким образом, анализ педагогической литературы и опыта учителей показал, что значительная часть дидактических игр позволяет учителю в оригинальной форме сделать то или иное обобщение, осознать только что изученное правило, закрепить приобретенные навыки. И, конечно, самое главное – это то, что методически правильно подобранные и к месту использованные игры способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям; учат выдвигать гипотезы, обосновывать их, дискутировать; формируют поисковые подходы к решению любой задачи.
Эти задания развивают у детей мыслительные операции: анализ, синтез, классификация, логическое мышление, творческие способности; способствует формированию познавательных интересов, активизирует детей во время прохождения урока . То есть дети постоянно получают "пищу для ума" и это делает уроки математики привлекательными и интересными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель данного исследования являлся комплексный анализ дидактической игры, как средства развития логического мышления младшего школьника на уроках математики. В ходе работы над темой была дана краткая психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста; выявлены особенности развития логического мышления младших школьников; определены педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики проанализировано понятие, роль и место дидактической игры в процессе обучения математике в начальной школе; исследована методика организации проведения дидактических игр; обобщен опыт применения дидактических игр для развития логического мышления на уроках математики в начальной школе. На основании изученного, проанализированного и изложенного материала можно сделать ряд выводов:
1) Логическое мышление - это особый вид мышления, который позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитием природы и общества, самого человека. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
2) Младший школьный возраст является активным пропедевтическим этапом развития логического мышления, в ходе которого закладываются основы осуществления логических операций анализа, синтеза, обобщения, ограничения, классификации, сравнения, абстрагирования и других, являющихся базой успешного овладения математическими знаниями.
3) К основным возрастным особенностям, характеризующим выполнение логических операций младшими школьниками, относятся: преобладание чувственного, деятельностного анализа над абстрактным, осуществление синтеза преимущественно в наглядной ситуации без отрыва от действий с предметами, стремление к подмене операции сравнения рядоположением объектов, связей и отношений между предметами и их свойствами, замена сущностных признаков предметов их яркими внешними признаками.
4) Эффективность развития логического мышления младших школьников на уроках математики обусловлена рядом педагогических условий (наличие у преподавателей начальной школы устойчивой направленности на развитие логического мышления учащихся, обеспечение мотивации учащихся к освоению логических операций, реализация деятельностного и личностно ориентированного подходов к развитию логического мышления у учащихся, обеспечение вариативности содержания учебных занятий, использование игровых технологий).
5) Дидактическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, т.е. решают определенные дидактические задачи. С другой стороны, они способствуют развитию логического мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.
6) Дидактические игры являются одним из наиболее эффективных способов развития логического мышления на уроках математики в начальной школе. Методически правильно подобранные и к месту использованные игры способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям; учат выдвигать гипотезы, обосновывать их, дискутировать; формируют поисковые подходы к решению любой задачи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Данилов М.А. Умственное воспитание // Современная Педагогика. – 2004. – № 12. – С. 70-86.
2 Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: НИИОПП, 2006. – С. 48.
3 Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М.: Просвещение, 2012. – С. 151.
4 Данилов М.А. Указ. соч. – С. 76.
5 Занков Л.В. Обучение и развитие (экспериментально-
6 Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Педагогика, 2011. – С. 200.
7 Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 90-92.
8 Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. – М.: Просвещение, 2008. – С. 288.
9 Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2002. – № 3-4.–С. 14-19.
10 Выготский Л.В. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - С. 143-221, 137
11 Яковлева С. Г. Развитие у младших школьников логических суждений в процессе усвоения учебного материала: Автреф. дис. . канд. пед. наук. - М.: МПГУ, 2002. – С. 12.
12 Садовская, Т. М. Технология развития логического мышления у учащихся младших классов – Рязань: Изд-во Ряз. обл. ин-та развития образования, 2008. – С. 67.
13 Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений - М.: ВЛАДОС, 2001.- С. 226.
14 Мандель Б.Р. Педагогическая психология. Учебное пособие - М.: Инфра-М Курс, 2013. – С. 187.
15 Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 т. / В. А. Сухомлинский – М. : Педагогика, 1979. – Т. 1. – С. 56.
16 Якиманская, И.С. Психологические основы математического образования: учеб. пособие для студ. вузов – М.: Академия, 2004 – С. 119.
17 Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Том 1. Теоретические проблемы педагогики / Ушинский К. Д. – М. : Педагогика, 1974. – С. 569-589.
18 Сухомлинский В.А. Сто советов учителю - Ижевск, 1981. – С. 16.
19 Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Том 1. – М.: Педагогика, 1980. – С. 76
20 Выготский А.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.3 / А.С. Выготский: [Сост. Г.И. Козырев]. - М.: Педагогика, 1991 – С. 76.
21 Манвелов, С.Г. Конструирование современного урока математики: кн.для учителя - М.: Просвещение, 2002 – С. 35.
22 Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Книга для учителя. / В.Г. Коваленко – М.: Просвещение, 1990.– С. 96.
23 Коваленко, В.Г. Указ. соч. – С. 35.
24 Яковлев, А.Я. Математика? Забавно! – М.: Знание.- 1992.-С. 23.
25 Эльконин, Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика. -1978. – С. 91.
26 Выготский, Л.С. Психологическое значение игры / Л.С. Выготский Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – С. 36
27 Гарднер М. Математические чудеса и тайны/ Под. ред. Г.Е. Шилова. – 5-е изд., стер. – М.: Наука, 1986. С. 28.
28 Данилов И.К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе. – 2005.- №1.- С. 98.