Дидактическая игра как средство формирования познавательных универсальных учебных действий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 11:28, дипломная работа

Краткое описание

Начальная школа должна учитывать, что для младшего школьника весьма актуальными остаются дошкольные виды деятельности. Слишком быстрое их замещение занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе. Если игры не занимают в жизни дошкольника места, подобающего ведущим деятельностям, то это приводит к недостаточному развитию его психологической готовности к школе. Поэтому игра как ведущий вид деятельности не прожита ими и остается актуальной не только в первом классе, но и во втором.

Содержание

Введение………………………………………………………………….
Глава I. Психолого-педагогические и лингвистические основы исследования.
1.1 Психологические особенности младшего школьника и формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка…..……………………….…………………………...………………
1.2 Классификация дидактических игр, организация и методика их проведения на уроках в начальной школе……………………….…….
1.3 Дидактическая игра и игровые ситуации как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка………………………………………………..................................
Глава II. Практическая работа по использованию дидактических игр для развития познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
2.1 Анализ исходной ситуации………………………………………….
2.2 Описание опытно – практического этапа и анализ результатов работы………………………………………………….............................
Заключение………………………………………………………………...
Список используемой литературы……………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 1,011.78 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Красноярского края

КГБ ОУ СПО « Красноярский педагогический колледж №1

им. М. Горького»

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

 Дидактическая игра  как средство формирования познавательных  универсальных учебных действий

 

 

 

 

Выполнил: Пашкевич Татьяна Сергеевна                                             

студентка 31 гр.

отделения «Преподавание в начальных классах»

Руководитель: Абраменко Ирина Александровна

 

ВКР допущена к защите: _______________

 

Оценка ГАК: _________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 Красноярск, 2013

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………….

5

Глава I. Психолого-педагогические и лингвистические основы исследования.

 

1.1 Психологические особенности  младшего школьника и формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка…..……………………….…………………………...………………

 

 

 

8

1.2 Классификация дидактических игр, организация и методика их проведения на уроках в начальной школе……………………….…….

 

12

1.3 Дидактическая игра и игровые ситуации как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка………………………………………………..................................

 

 

16

Глава II. Практическая работа по использованию дидактических игр для развития познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

 

2.1 Анализ исходной ситуации………………………………………….

24

2.2 Описание опытно – практического  этапа и анализ результатов  работы………………………………………………….............................

 

29

Заключение………………………………………………………………...

42

Список используемой литературы……………………………………..

45

Приложения………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Начальная школа должна учитывать, что для младшего школьника весьма актуальными остаются дошкольные виды деятельности. Слишком быстрое их замещение занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе. Если игры не занимают в жизни дошкольника места, подобающего ведущим деятельностям, то это приводит к недостаточному развитию его психологической готовности к школе. Поэтому игра  как ведущий вид деятельности не прожита ими и остается актуальной не только в первом классе, но и во втором.

А так как начальное образование - это фундамент всего дальнейшего общего и профессионального образования, его характер, содержание, методы и формы во многом определяют судьбу человека, его будущую жизнь, поскольку в младшем школьном возрасте имеются наиболее благоприятные условия для целенаправленного формирования личности ребёнка, для развития его интеллектуальных способностей.

Как пишет А.Н. Леонтьев, в настоящее время незамедлительного решения требуют следующие наиболее значимые проблемы школы: неудовлетворительный (и все ухудшающийся!) уровень психофизического здоровья, интеллектуального развития и эмоционального благополучия учеников; формирование желания и умения учиться; преобладание отчуждённости. [14, с. 44-48]

Таким образом, проблемы методов обучения сегодня приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. Выготский Л.С. посвящает этой проблеме статью: «Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования и игры». [7, с. 135-150]

 И это закономерно, т.к. учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты В.В. Краевский, А. А. Вербицкий,  Дьяченко В.К. пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этими много вопросов связано с использованием в профессиональной деятельности учителя начальных классов занимательного материала.

Игра относится к числу явлений, которые могут создать всесторонне развитую личность. Будучи многомерным и сложным феноменом, игра постоянно приковывает к себе внимание исследователей, особенно сейчас, при введении Федерального государственного стандарта начального общего образования.

Неотъемлемой частью  нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для формирования УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные  действия,  действия постановки и решения проблем,  и логические действия и  обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять  направленный поиск, обработку и использование информации.[1, с. 35] 

Поэтому познавательные универсальные учебные действия, для успешного обучения,  должны быть сформированы уже в начальной школе. 

Цель нашей выпускной квалификационной работы - изучить и апробировать дидактические игры на уроках русского языка для развития познавательных универсальных учебных действий у учащихся 2 класса.

В работе мы ставили следующие задачи:

  1. Изучить классификацию дидактических игр.
  2. Изучить организацию и методику проведения дидактических игр на уроках русского языка.
  3. Определить значение дидактической игры для развития познавательных универсальных учебных действий ребенка младшего школьного возраста.
  4. Подобрать, апробировать, описать использование тематических дидактических игр  для развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.          
  5. Оформить сборник дидактических игр для развития познавательных  универсальных учебных действий.

Объект исследования: процесс  развития познавательных  универсальных учебных действий у учащихся 2 класса на уроках русского языка.

Предмет исследования: организация дидактических игр на уроках русского языка как средства развития познавательных универсальных учебных действий у учащихся 2 класса.

Гипотеза: для развития познавательных универсальных учебных действий второклассников   эффективным средством могут быть дидактические игры на уроках русского языка  при строгом отборе содержания и форм организации.

Методы исследования:

  • Интервьюирование учителей;
  • Наблюдение за сформированностью познавательных учебных

действий в ходе игры и на уроке русского языка;

  • Диагностические задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Психолого-педагогические и лингвистические основы исследования.

    1. Психологические особенности  младшего школьника и формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Чтобы понять специфику мотивов в каждом школьном возрасте, надо их соотнести с особенностями этого возраста в целом. Учитель в своей работе всегда принимает во внимание возрастные особенности учащихся, но нередко сталкивается с трудностью определения преемственности школьных возрастов, например, при определении того, с какими возрастными особенностями приходит ученик из детского сада в начальную школу. «В психологической литературе накоплено много разнообразных данных об особенностях школьных возрастов, но эти данные нередко разноплановы по своему характеру, касаются отдельных психических функций (мышления, памяти и др.) и оставляют в тени наиболее важные, порой центральные особенности возраста, что затрудняет использование их учителем». [1, с. 90 – 92].

Между тем, для организации эффективной воспитательной работы по развитию мотивации учителю очень важно представить себе общие тенденции возрастного развития школьника. Рассмотрим в своей работе интегральную характеристику психологии ребёнка младшего школьного возраста.

Те психологические свойства, которые начали выступать у ребёнка в последние годы дошкольного детства, до прихода в школу, за первые четыре года школьного обучения получают развитие, закрепляются, и к началу подросткового возраста многие важные черты личности уже сформированы. Индивидуальность ребенка к этому возрасту проявляется также и в познавательных процессах. Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка. Этот процесс прогрессирует и к III-IV классам приводит к тому, что у большинства детей обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности. Общие способности проявляются в скорости приобретения ребенком новых знаний, умений и навыков, а специальные - в глубине изучения отдельных школьных предметов, в специфических видах трудовой деятельности и в общении.

Как пишет Ш.А. Амонашвили, «дальнейшее развитие способностей к концу младшего школьного возраста порождает значительное увеличение индивидуальных различий между детьми, что сказывается на их успехах в учении и является одним из оснований для принятия психолого - педагогических обоснованных решений относительно дифференцированного обучения детей с различными способностями. В работе с детьми, обнаружившими наиболее развитые способности, начиная с этого возраста, могут применяться методы обучения, характерные для взрослых, так как познавательные процессы одаренных детей, их восприятие, внимание, мышление, память и речь к III - IV классам школы являются полностью сформированными» [3, с. 45 – 47].

Существенным для понимания психологии младшего школьника имеет вопрос о стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляется особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых, у ребёнка закрепляется жизненно полезная и достаточно устойчивая личностная черта - мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом избегания неудачи: во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребёнка.

В младшем школьном возрасте открываются новые возможности для стимулирования психического развития ребенка через регуляцию его отношений с окружающими людьми, особенно с учителями и родителями, к воздействиям которых в этом возрасте ребенок ещё достаточно открыт. Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребенка для оказания на него положительного воздействия. Речь идет о таких мотивах, как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей, стремление получить высокую оценку и ряде других.

К концу младшего школьного возраста, к III - IV классам школы, повышенное значение для детей приобретают отношения со сверстниками, и здесь открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях, в частности для стимулирования психического развития ребёнка через публичное одобрение в присутствии товарищей его поступков и достижений, через соревнование со сверстниками, через многие другие действия и ситуации, затрагивающие социальный престиж ребёнка.

«Трудолюбие и самостоятельность, развитая способность к саморегуляции создают благоприятные возможности для развития детей младшего школьного возраста и вне непосредственного общения со взрослыми или сверстниками». [3, с.177 – 179]

Информация о работе Дидактическая игра как средство формирования познавательных универсальных учебных действий