Дидактическая игра как средство формирования познавательных универсальных учебных действий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 11:28, дипломная работа

Краткое описание

Начальная школа должна учитывать, что для младшего школьника весьма актуальными остаются дошкольные виды деятельности. Слишком быстрое их замещение занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе. Если игры не занимают в жизни дошкольника места, подобающего ведущим деятельностям, то это приводит к недостаточному развитию его психологической готовности к школе. Поэтому игра как ведущий вид деятельности не прожита ими и остается актуальной не только в первом классе, но и во втором.

Содержание

Введение………………………………………………………………….
Глава I. Психолого-педагогические и лингвистические основы исследования.
1.1 Психологические особенности младшего школьника и формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка…..……………………….…………………………...………………
1.2 Классификация дидактических игр, организация и методика их проведения на уроках в начальной школе……………………….…….
1.3 Дидактическая игра и игровые ситуации как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка………………………………………………..................................
Глава II. Практическая работа по использованию дидактических игр для развития познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
2.1 Анализ исходной ситуации………………………………………….
2.2 Описание опытно – практического этапа и анализ результатов работы………………………………………………….............................
Заключение………………………………………………………………...
Список используемой литературы……………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 1,011.78 Кб (Скачать файл)

На карточках записан текст. Найдите и выпишите все глаголы. Сравни свой результат с соседом по парте. Подчеркни на карточке все опасные места в словах. Вспомни правила и запиши их в тетрадь. Докажи правильность выбора правил с помощью учебников по русскому языку (1-2 класс).

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла,

 А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденье.

 

 

После анализа работ детей и таблицы наблюдения (прил. 5) нами была составлена диаграмма «уровень сформированности познавательных УУД после третьего задания». По ней отчетливо видно, что уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий повысился. Не смотря на то, что в классе  много «слабых» учеников. А это еще раз доказывает, что через дидактическую игру легче всего формировать метапредметные результаты.

Задание 4

Тема: «Глагол»

Игра: «Запиши вопросы»

Игра направлена на формирование познавательных УУД: анализ, смысловое чтение, доказательство.

Учитель только объясняет ход игры и говорит отводимое время на каждый этап. Дети выбирают ученика, который будет следить за временем и за ходом выполнения заданий. Выигрывают те ученики, которые быстрее всех справятся с заданиями одноклассников. Призеров может быть много, они получают значки со званием: покоритель вопросов.

На доске записан текст. Выпиши глаголы и в скобках запиши вопросы, на которые эти глаголы отвечают. (2 минуты) Придумай свои глаголы, отвечающие на такие же вопросы и составь с ними текст. (5-6 минут) Запиши текст на листе вместе с вопросами, но пропусти придуманные тобой глаголы. (1,5 минуты) Поменяйся с соседом по парте. Теперь нужно вставить задуманные глаголы учеником и доказать, почему ты так считаешь. (1,5-2 минуты)

Очень приятно, когда в ясное морозное утро ноги, будто сами тебя несут по мёрзлым кочкам! Попадёшь с разгона носком в лужицу – лёд с хрустом проломится, зазвенит, а ты уж помчался дальше, и подошвы сухие. А потом как хорошо после переменки с холода вбежать в светлый класс!

Если сравнить результат первого задания с четвертым, то уже можно выделить следующее:

- ученики  активно применяют на остальных  уроках познавательные универсальные  учебные действия: анализ, сравнение, смысловое чтение, доказательство. Особенно хорошо это просматривается  на математике и литературном  чтении.

- ученикам  была на пользу работа с  познавательными универсальными  действиями, почти у всех повысились  умения писать сочинения по  картинам. Они намного лучше стали  составлять модели правил по  русскому языку.  (Прил. 6)

Задание 5

Тема: «Глагол»

Игра: «Звонкий мяч»

Игра направлена на формирование познавательных УУД: сравнение, доказательство.

 Игра  проводится в 2 этапа: на первом  этапе детям нужно проанализировать  стихотворение. Выписать глаголы. На  втором этапе ученикам нужно  выписать все правила, которые  встречаются в глаголах,  и  доказать их, с помощью учебников  за 1-й и 2-й класс.

Проверка проходит так же, как и в предыдущих играх: один ученик читает глаголы, все проверяют, на втором этапе, ученики по очереди читают глаголы и правила, которые нашли в этих словах.

Побеждает тот ученик, который выписал все глаголы и все правила.

Я шёл зимою вдоль болота,

В галошах, шляпе и очках.

Вдруг по реке пронесся кто-то

На металлических крючках.

Я побежал скорее к речке.

А он бегом спустился в лес.

К ногам приделал две дощечки,

Присел, подпрыгнул и исчез.

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота,

Там попал под колесо,

Лопнул, хлопнул – вот и всё!

При выполнении данного задания уже более ярко виден рост в уровне формирования познавательных универсальных учебных действий. Для наглядного просмотра эффективности была составлена таблица 5. (Прил. 7)

 

По диаграмме «Сравнение показателей сформированности познавательных универсальных учебных действий после 5 заданий» видно, что уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий увеличился у всех учеников, кроме 2-х учеников: Айтенир К. и Денис П. У Айтенира К. в общении существует коммуникативный барьер, который мешает пониманию устной и письменной речи, общению в коллективе. Денис П. очень сложный ребенок. У него нет проблем в общении, но его очень трудно чем-либо заинтересовать. Из всех игр, Денису было интересно играть только в игру «большой - маленький», так как ему понравилось правило, что каждый играет сам за себя, и что, если он выиграет, то звание он получит один, а не группа или пара.

Вывод: на протяжении всего исследования были использованы 3 метода: интервьюирование учителей, наблюдение за сформированностью познавательных учебных действий в ходе игры на уроке русского языка, диагностические задания. С помощью этих методов нам удалось выявить то, что у детей частично сформированы познавательные универсальные учебные действия: анализ, сравнение, смысловое чтение и доказательство. Поэтому в соответствии с тематическим планированием по русскому языку нами были разработаны дидактические игры для развития познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка на основе  учебника «Русский язык» для второго класса (вторая часть, система РО  Л.В. Занкова). Всего было проведено 5 уроков с использованием дидактической игры. Несмотря на небольшое количество уроков, дети стали активно применять на всех уроках познавательные универсальные учебные действия: анализ, сравнение, смысловое чтение, доказательство. Ученики намного лучше стали составлять модели на различных  уроках. В соответствии с этим можно говорить о том, что комплекс дидактических игр при правильной разработке и организации способствует формированию как познавательных универсальных учебных действий, так и предметных знаний учащихся. Если дидактическая игра будет верно разработана, то и результат будет виден уже при выполнении второго задания, как и произошло у нас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Анализируя результаты теоретических исследований литературы, передового опыта педагогов новаторов, современных педагогов, можно сделать вывод о том, что дидактическая игра имела огромное значение в обучении младших школьников во все времена, начиная с древности. Педагогов всех времен волновала проблема развития психических и познавательных процессов у школьников, стимулирования их деятельности, в чем большое предпочтение отдавали именно дидактической игре. Игра не потеряла своей значимости и в современном обучении детей, она постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется. Применение игры в обучении благотворно влияет на изучение учебного материала, но и на развитие познавательных универсальных учебных действий. На что и направлены задачи нового стандарта.

По результатам практической части данной работы можно сказать, что проблема проведения  дидактических игр как средства формирования познавательных универсальных учебных действий, существует. Дело в том, что с ведением нового стандарта, с помощью дидактической игры нужно не только развивать предметные умения, но и формировать универсальные учебные действия. Что становится не возможным при отсутствии системы отбора и проведения дидактических игр.

Благодаря проведенным исследованиям и анализу практической деятельности, с использованием дидактической игры как средства развития познавательных универсальных учебных действий, можно говорить о том, что дети, пришедшие во 2 класс, хорошо воспринимают игру как учебное действие. Игра позволяет воспитывать желание и умение учиться, создает такой эмоциональный фон урока, который помогает детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Игра позволяет формировать у школьников такие умения, как искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.

На уроке, школьники играют с большим удовольствием и радостью, они не чувствуют усталости, не замечают как проходит время, они увлечены. Если игра проводится в начале урока, дети на протяжении всего оставшегося времени прекрасно работают, слабые ученики проявляют достаточную активность, в середине, конце урока игра позволяет сосредоточить внимание, поддержать интерес к уроку.

Гипотеза о том, что «для развития познавательных универсальных учебных действий второклассников   эффективным средством могут быть дидактические игры на уроках русского языка  при строгом отборе содержания и форм организации», поставленная в данной работе, не была опровергнута, хотя подтверждена частично, т.к. для ее полного подтверждения необходим более длительный период времени, чем месяц. Если использовать игры на протяжении всего начального обучения, несомненно, они будут способствовать ускорению усвоения учебного материала и формирования познавательных универсальных учебных действий.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что игры необходимы для начальной школы, и использовать их надо в системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности школьников для логического размышления. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определенным темам, для более систематизированного их использования, потому что только при постоянном систематичном использовании дидактических игр можно говорить о формировании у детей универсальных учебных действий.

Игра – это незаменимый инструмент в формировании всесторонне развитой личности младшего школьника, с помощью которого можно повысить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная программа по иностранным языкам для начальной школы. М.: Просвещение, 2012. – 132 с.
  1. Абрамова,  Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов./ Г.С. Абрамова – М.: Пер Сэ, 2001.- 238с.
  1. Амонашвили, Ш.А. В школу – с шести лет: Книга для учителей начальных классов и воспитателям дошкольных учреждений./ Ш.А. Амонашвили  – М.: Педагогика, 1999 – 176 с.
  2. Аникеева, Н.Б. Воспитание игрой: Книга для учителя./ Н.Б. Аникеева – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.
  3. Асмолов,  А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Система заданий: Пос. для учителя./ А. Г. Асмолов – М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
  4. Бочек, Е.А. Игра-соревнование «Если вместе, если дружно»: Учебное пособие для студентов высших Педагогических учебных заведений./ Е.А. Бочек – М.: Изд. Центр «Академия», 2005. -  №1.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология: Учебное пособие./ Л.С. Выгоцкий – М.: Педагогика-Пресс, 2009. - 536 с.
  6. Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа»: Издание Министерства образования Российской Федерации - М.: Просвещение, 2010, №№ 6,9 – 115 с.
  1. Жикалкина, Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах: Пособие для учителя./ Т.К. Жикалкина – М.: Новая школа, 2007.– 176 с.

  1. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения: Пособие для родителей и педагогов./ Е.В. Карпова – М.: Ярославль Акад. Развития, 2007. – 237 с. ил. 20 см
  2. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Пособие для учителя./ В.Г. Коваленко – М.: Просвещение, 2000. – 97с.
  3. Коломенский, Я.Л. Учителю о психологии детей начальной школы: Пособие для учителей и психологов./ Я. Л. Коломенский, Е.А. Панько - М.: Просвещение,2008. - 190 с.
  4. Кружецкий, В.А. Психология: учебник для учащихся педагогических училищ./ В.А. Кружецкий -  М.: Просвещение 2010. – Изд. 2-е – 336 с.
  5. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: Методическое пособие для психологов./ А. Н. Леонтьев  Об историческом подходе к изучению психики человека, 2007. - № 1 – С. 140.
  6. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для учителя./ Д. В. Менджерицкая – М.: Просвещение 2001. – 128 с. : ил.
  7. Минскин, Е.М. От игры к знаниям: Пособие для студентов Педагогических учреждений./ Е.М. Минскин – М.: Просвещение Минскин, Е.М. От игры к знаниям: Пособие для студентов Педагогических учреждений./ Е.М. Минскин – М.: Просвещение 2006. – 192 с.
  8. Мухина В. С. Ребенок в школе: Пособие для учителя начальных классов./ В. С. Мухина - М.: Просвещение 2000. – 176 с.
  9. Немов, Р. С. Психология: Учебник для студентов высших Педагогических учебных заведений./ Р. С. Немов – М.: Владос, 2001. – Кн. 2 – 496 с.
  10. Новосёлова, С. Л. Игра дошкольника: Учебное пособие для студентов вузов./ С. Л. Новосёлова – М.: Просвещение, 2012. -  286 с.: ил.
  11. Перова, М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике: Пособие для учителя./ М. Н. Перова - М.: Просвещение 2009. – 144 с.
  12. Перокова, О. И. Раз, два, три – отвечай: Пособие для студентов Педагогических учебных заведений./ О. И. Перокова - М.: Издательство МГУ 2008. – 352 с.
  13. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении: Учебное пособие./ П. И. Пидкасистый - М. Просвищение, 1992. – 269 с.: ил.
  14. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр:  Методические рекомендации к педагогическим исследованиям игры;/ Под редакцией А. Акшиной, Т. Акшиной, Т. Жарковой. - М.: Просвещение, 2000. – 312 с.
  15. Эльконин, Д. Б. Психология игры: Пособие для специалистов в области детской психологии и студентов и аспирантов, проходящих обучение./ Д. Б.Эльконин - М.: Владос, 2009 г. – 360 с.
  16. Яковлева, И. М. Индивидуальный подход к учащимся как одно из условий эффективности учебного процесса в общеобразовательной школе ( на примере дидактической игры при обучении)./ И. М. Яковлева Реализация индивидуального подхода к учащимся как одного из условий эффективности дидактической. – 2000. – 194 с.

Информация о работе Дидактическая игра как средство формирования познавательных универсальных учебных действий