Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:18, курсовая работа
Цель исследования: выявить закономерность влияния дидактических игр на уровень мотивации младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть суть понятия «учебная деятельность»;
2. Выявить сущность дидактической игры и её место в обучении младших школьников;
3. Проанализировать программу УМК А.А. Плешакова с позиции темы исследования;
4.Разработать систему дидактических игр, направленных на активизацию учебной деятельности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие учебной деятельности младших школьников………………6
1.1. Сущность понятия « учебной деятельности»………………………………6
1.2 Дидактические игры как средство активизации учебной деятельности младших школьников……………………………………………………………12
Глава 2. Исследования роли игры в учебной мотивации младших школьников на примере программы А.А.Плешакова………………………………………..24
2.1. Возможность диагностики уровня школьной мотивации детей на примере программы……………………………………………………………..24
2.2 Система игр, направленная на формирование учебной деятельности…...32
2.3 Процедура эмпирического исследования значимости дидактических игр как средства активизации учебной деятельности младших школьников……34
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованной литературы…………………………………………...50
Министерство образования и науки РБ
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Бурятский республиканский колледж »
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Дидактическая игра как средство формирования учебной деятельности в младшей школе»
Выполнила: студентка I курса
группы 050146
Старчукова Н.Т
Руководитель: Орешкина Е.В
Работа защищена г.м.г зав кафедрой
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие учебной деятельности младших школьников………………6
1.1. Сущность понятия « учебной деятельности»………………………………6
1.2 Дидактические игры как
Глава 2. Исследования роли игры в учебной
мотивации младших школьников
на примере программы А.А.
2.1. Возможность диагностики уровня школьной
мотивации детей на примере программы………………………………………………………
2.2 Система игр, направленная на формирование учебной деятельности…...32
2.3 Процедура эмпирического исследования значимости дидактических игр как средства активизации учебной деятельности младших школьников……34
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
«Сделать серьезное
занятие для ребенка
Издавна начальная школа
была важным звеном в образовании
и воспитании молодого поколения. Ребенок
младшего школьного возраста податлив
на воспитывающее воздействие
В дошкольном детстве
основным видом деятельности детей
была игра, которая предоставляла
им большие возможности для
В.А. Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ним дверью класса.
Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Одним из средств сохранения этой радости является игра, которая не перестает влиять на развитие ребенка и в учебном процессе школы.
Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.
И это закономерно, т.к.
учение - ведущий вид деятельности
школьников, в процессе которого решаются
главные задачи, поставленные перед
школой: подготовить подрастающее поколение
к жизни, к активному участию
в научно-техническом и
В данной работе предпринимается
попытка рассмотрения и исследования
активизации учебной
Цель исследования: выявить закономерность влияния дидактических игр на уровень мотивации младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть суть понятия «учебная деятельность»;
2. Выявить сущность дидактической игры и её место в обучении младших школьников;
3. Проанализировать программу УМК А.А. Плешакова с позиции темы исследования;
4.Разработать систему дидактических игр, направленных на активизацию учебной деятельности.
Объект исследования: учебная деятельность младших школьников;
Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования учебной деятельности младших школьников.
Гипотеза исследования: если включить достаточное количество разнообразных дидактических игр в учебный процесс, то улучшится качество формирования учебной деятельности.
Методы исследования:
1. анализ педагогической литературы;
2. педагогическое наблюдение;
3. беседа с учителями и учениками начальных классов;
4. анкетирование учителей и учеников начальных классов;
5. опытно-экспериментальная работа.
Глава 1. Понятие учебной деятельности младших школьников
1.1. Сущность понятия «учебная деятельность»
Под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая себя самого и условия своего существования.[7.]
Видов деятельности человека — огромное количество. Но во всем их многообразии есть главнейшие, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности, генетически сменяющие друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации. Хотя виды деятельности не существуют изолированно, в разные периоды жизни человека они имеют неодинаковое значение. Для одного периода жизни ведущей деятельностью является игра, для другого — учение, а для третьего — труд. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ведущими в тот или иной период развития личности. До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности — игра. Ведущий вид деятельности школьника — учение, взрослого — труд. [7.]
Трудовая деятельность развивает физические силы: способность переносить большие физические нагрузки, мышечную силу, выносливость, ловкость, подвижность. Однако для этого труд должен быть посильным с постепенно возрастающей физической нагрузкой по мере развития сил.
В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Ребенок, начинающий сознательно действовать в игре, познает окружающий мир. На этой основе у него создаются определенные представления, различные чувства, волевые качества и знания о свойствах предметов и их назначении, о взрослых людях, их взаимоотношениях, достоинствах и недостатках. В игре формируются нравственные качества человека, потому что она отражает общественные отношения, а поэтому каждый участник игры психологически формируется как личность. Это наиболее характерно для детского возраста. Но и игры взрослых (например, спортивные) также активно влияют на развитие их сознания, а учебные игры имеют большое познавательное значение.
Учебная деятельность —
является непосредственной подготовкой
личности к труду, развивает ее умственно,
физически, эстетически и лишь на
конечном этапе освоения профессии
связано с созданием
Учебная деятельность направлена на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний.
Учебная деятельность, как
и игра, — производный, исторически
выделившийся из труда вид деятельности.
Ее выделение обусловлено
Сущность учебной деятельности
заключается в решении учебных
задач, основное отличие которых
в том, что их цель и результат
состоят в изменении самого действующего
субъекта, заключающемся в овладении
определенными способами
Как любая другая деятельность человека, учебная деятельность полимотивирована. Особое место в системе мотивов учебной деятельности принадлежит познавательному интересу, который представляет собой специфический, внутренний мотив учебной деятельности, без которого усвоение знаний из конечной цели может превратиться в условие достижения других целей, т. е. деятельность субъекта не приобретает учебного характера (или утрачивает его). Возможности и условия актуализации познавательного интереса в учебной деятельности определяются его направленностью (на результаты или способы познания) и уровнем развития (является ли он ситуационным или устойчивым, личностным). [14.]
При поступлении ребенка в школу учебная деятельность еще не сформирована; он должен научиться учиться. В освоении детьми учебной деятельности заключается одна из основных задач начального обучения в школе.
Формирование учебной
деятельности младших школьников тесно
связано с содержанием и
Таким образом, структура учебной деятельности включает следующие элементы (по Б.А. Сосновскому):
1. Учебно-познавательные мотивы; их формирование - важнейшая задача начального обучения, и от того, насколько уже в первых классах будут сформированы такие мотивы, во многом зависит успешность дальнейшего обучения.
2. Учебная задача; это
не просто конкретное задание,
которое выполняет ученик на
уроке или дома, а целая, упорядоченная
система заданий. В результате
их выполнения открываются и
осваиваются наиболее общие
3. Учебные действия, посредством
которых школьники
4. Контроль, функция которого
состоит в отслеживании
5. Оценка, смысл которой
состоит в том, чтобы
Учеными установлена
определенная последовательность формирования
учебной деятельности. Ребенок, пришедший
в школу, не умеет учиться. Сначала
все делает учитель: ставит задачу,
демонстрирует образцы
Позже субъектом познания становится ученик. Сам образовательный процесс трактуется не как трансляция научных знаний, их усвоение, воспроизводство, а как развитие познавательных способностей, основных психических новообразований. Развивает не само знание, а специальное его конструирование, моделирующее содержание научной области, методы ее познания.
Субъектная активность ученика (ее направленность, характер проявления) задается способом организации познавательной деятельности. Основным источником становления и развития познавательной активности является не сам ученик, а организованное обучение. Чем лучше будут созданы обучающие условия, тем оптимальнее будет развиваться ученик.
Учебная деятельность должна
побуждаться адекватными мотива
Уметь учиться необходимо каждому человеку на протяжении всей своей жизни, ибо, как считает Эльконин, что «раз появившись, та или иная форма деятельности и сотрудничества должна жить, пока жив ее носитель. Зарождаясь, она выполняет функцию ведущей, т.е. определяющей генеральное направление психического развития ребенка. Позднее она продолжает обслуживать тот круг жизненных задач, для решения которых она предназначена, имеет собственную территорию и собственный инструментарий (свои мотивы, цели, предмет, средства)». Так, о человеке, не овладевшем предметно - манинулятивным сотрудничеством говорят, что у него «обе руки - левые», ибо приобретение любой ручной умелости дается ему с трудом. Человек, не научившийся или разучившийся играть, страдает бедностью воображения, что ограничивает его творческие возможности. А несформированность учебного сотрудничества ведет к неумению учиться, т.е. всю оставшуюся жизнь совершенствовать себя в сфере мышления и деятельности.