Дидактические возможности работы с поэтическим текстом на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявить дидактические возможности работы с поэтическим текстом на уроках русского языка.
Реализация поставленной цели обусловила следующие задачи исследования:
1) изучить научную литературу по проблеме исследования;
2) на основе анализа научной литературы выявить эффективные приемы работы с художественным текстом на уроках русского языка;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1.Поэтический текст как объект работы на уроках русского языка
1.1. Работа над поэтическим текстом на уроках русского языка и её место в школьной программе ……………………………………………………………. 8
1.2. Умения и навыки, вырабатывающиеся в процессе работы над поэтическим текстом …………………………………………………………. . 11
Выводы по главе 1 …………………………………………………………… 16
Глава 2. Эффективность работы с поэтическим текстом и дидактические возможности
2.1. Изучение состояния проблемы в современной школе …………………… 8
2.2. Методическая разработка плана-конспекта урока по русскому языку с элементами работы над поэтическим текстом Юлия Кима ………………… 21
2.3. Дидактический материал к урокам русского языка с использованием поэтических текстов Юлия Кима ………………………………………………..
Выводы по главе 2 ……………………………………………………………... 26
Выводы …………………………………………………………………………. 27
Список использованных источников.…………………………………………. 29

Вложенные файлы: 1 файл

ГрязноваМетодика.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

Криворожский педагогический институт

ГВУЗ «Криворожский национальный университет»

Факультет иностранных языков

Кафедра русской филологии и  зарубежной литературы

 

«Допущена к защите»

Заведующая кафедрой

__________ Ковпик С.И.   Регистрационный № _______

«___» __________2012 г.   «___» __________2012 г.

 

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАБОТЫ С ПОЭТИЧЕСКИМ  ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Курсовая работа по методике преподавания русского языка студентки специальности «Язык (русский, английский) и зарубежная литература», группы РАФ-09

Грязновой Анастасии Александровны

 

Научный руководитель:

кандидат педагог. наук

доцент Каневская О.Б.

 

Кривой Рог – 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение …………………………………………………………………………. 3

Глава 1.Поэтический текст как  объект работы на уроках русского языка 

1.1. Работа над  поэтическим текстом  на уроках русского  языка и её место  в школьной программе ……………………………………………………………. 8

1.2. Умения и навыки, вырабатывающиеся в процессе работы над поэтическим текстом …………………………………………………………. . 11

Выводы по главе 1 …………………………………………………………… 16

Глава 2. Эффективность работы с  поэтическим текстом и дидактические  возможности 

2.1. Изучение состояния проблемы в современной школе …………………… 8

2.2. Методическая разработка плана-конспекта урока по русскому языку с элементами работы над поэтическим текстом Юлия Кима ………………… 21

2.3. Дидактический  материал к урокам  русского языка  с использованием  поэтических текстов  Юлия Кима ………………………………………………..

Выводы по главе 2 ……………………………………………………………... 26

Выводы …………………………………………………………………………. 27

Список использованных источников.…………………………………………. 29

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Формирование  языковой личности ученика – важнейшая  задача обучения русскому языку в  средней школе.

Известно, что  русский язык в школьной практике выступает в различных аспектах, обеспечивающих формирование лингвистической, коммуникативной, культурологической языковой культуры учащихся. Поэтому современный урок русского языка отличается комплексным подходом к обучению развития устной и письменной речи, навыков грамотного письма, культуры речи. Хорошо, если на уроке имеют место вопросы истории языка, этимологии слова, часто звучат образцы поэтической речи как памятника духовной культуры народа.

Комплексный подход к обучению не позволит «засушить» русский язык, превратив его в скучную систему трудных правил. И обращение на уроке прежде всего к поэтическому тексту дает возможность почувствовать «живой язык», осознать его неограниченные возможности [6, с.34].

Изучение поэтического языка должно носить систематический, последовательный характер, обладать научностью и учитывать специфику восприятия лирического произведения.

Основные трудности, с которыми сталкиваются при самостоятельном анализе лирических стихотворений с точки зрения особенностей поэтического языка, связаны с тем, что анализ изобразительно-выразительных средств и синтаксических фигур поэтической речи зачастую проводится в отрыве от содержания произведения, стилистической манеры автора, не учитываются некоторые стороны анализа поэтического текста, нередко допускаются неточности в использовании теоретико-литературных понятий [1, с.43].

В последнее время  в центре внимания исследователей в  области методики словесности (Е.С. Антонова, А.И. Власенков, А.И. Горшков, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, СИ. Львова, Е.В. Любичева, В.Г. Маранцман, Т.М. Пахнова, Н.А. Пленкин, Л.Д.Пономарева, Л.П. Федоренко и др.) оказывается языковая личность, способная к самовыражению и самореализации, отношению к собственной речи как к сознательной деятельности индивида, а также к выбору ценностных ориентиров [9, c.122].

Комплексное решение  этих вопросов предполагает в процессе развития языковой личности обращение, во-первых, к художественному, в частности  к поэтическому, тексту, и, во-вторых, к организации и управлению текстовой деятельностью школьников, в основе которой лежит формирование умений воспринимать, понимать, и интерпретировать тексты. Необходимо отметить, что проблемы восприятия и порождения речи особенно важны при работе с поэтическим текстом, поскольку, по мысли исследователей в области лингвистики и психолингвистики, поэтическая речь - это особая форма коммуникации, уникальная функционально-эстетическая система, структурированная по законам языка и моделирующая картину мира с позиции конкретного культурного сознания.

Школьники редко  проявляют интерес к классическим произведениям и редко чувствуют  их глубокое звучание. Невысокий интерес  к поэзии соответствует состоянию  сознания значительной части учащихся, которое отличается прагматизмом и равнодушием к духовно-культурным ценностям. Чувства школьников заметно приземлены, эмоции во многих отношениях примитивны, односторонни, основаны на стереотипных представлениях. Такое сознание складывается под воздействием СМИ, рекламы, массовой литературы, Интернета, компьютерных игр и т.д. Формирование стереотипа «тестового» и «компьютерного» мышления ставит преграду между учеником и поэзией. Живое, непосредственное воображение, восходящее к слову, зачастую, подменяется виртуальной реальностью и, как следствие, это приводит к сокращению сфер самовыражения, духовно-нравственных оценок, эстетического переживания, трудностям в коммуникации, снижению качества владения языком.

Поэтическая речь – это особая форма коммуникации, уникальная функционально-эстетическая система, структурированная по законам языка и моделирующая картину мира с позиции конкретного культурного сознания, духовно-универсальный объект изучения, процесс и результат индивидуально-языковой, эстетической деятельности личности (JI.C. Выготский, И.И. Ковтунова, A.A. Леонтьев, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, JI.H. Мурзин, A.C. Штерн и др.). Поэтому поэтический текст способен помочь возрождению и сохранению утраченного чувства гармонии у школьников и любви к родному слову, так как поэзия — это базис формирования языковой личности, гармонизации сознательного и бессознательного, базис восприятия «многоцветия» в чувствах и образах [14, c.112].

Актуальность  избранной темы исследования определяется, прежде всего, тем, что использование поэтического текста при изучении русского языка обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову, формирование личности, осознающей необходимость своего культурно-речевого совершенствования.

Цель курсовой работы – выявить дидактические возможности работы с поэтическим текстом на уроках русского языка.

Реализация  поставленной цели обусловила следующие задачи исследования:

  1. изучить научную литературу по проблеме исследования;
  2. на основе анализа научной литературы выявить эффективные приемы работы с художественным текстом на уроках русского языка;
  3. проанализировать действующие программы и учебники в аспекте текстовой деятельности учащихся на материале художественного текста;
  4. разработать урок русского языка и упражнения с использованием разных видов работы с поэтическим текстом (на примере произведений Ю. Кима).

Объектом исследования являются дидактические возможности работы с поэтическим текстом на уроках русского языка.

Предмет – методическая система организации и управление текстовой деятельностью учеников.

Материалом исследования являются уроки русского языка с использованием поэтического текста.

Материал, характер и задачи исследования обусловили применение следующих методов научного исследования: описательный метод, включающий в себя: наблюдение, сопоставление различных языковых единиц; метод контекстуального анализа текста; метод лингвостилистического анализа; элементы компонентного анализа и статистического анализа; теоретический (межпредметный и сравнительно-сопоставительный анализ лингвистической, психолингвистической, психолого-педагогической и учебно-методической литературы в определении научных основ исследования), социально-педагогический (анализ учебных программ и учебников в аспекте исследуемой проблемы, наблюдение за процессом речевого развития учеников).

Практическая  значимость курсовой работы заключается в том, что материалы и выводы исследования могут быть использованы на уроках русского языка и литературы, на занятиях научного кружка, спецкурсах посвященных лингвистическому анализу поэтического текста и творчеству Ю. Кима в школе и вузе.

Структура курсового сочинения: введение, две главы, выводы, список использованных источников.

 

 

 

Глава 1

ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

 

    1. Работа  над  поэтическим  текстом  на уроках русского языка  и  её место  в  школьной программе

 

 

Текст – это  интегративная единица, восприятие которой  находится на стыке  многих отраслей знания: лингвистики, языкознания, психологии, культурологии, философии, литературоведения, истории и других наук. Изучая текст, дети должны обогащать свой культурный багаж, формировать собственные представления о разных сторонах жизни, совершенствовать нравственное чувство.

Традиции работы с текстом при изучении родного  языка были заложены еще в XIX веке классиками отечественной лингвометодики К.Д.Ушинским, Ф.И.Буслаевым и другими. В соответствии с идеями Ф.И.Буслаева на долгие десятилетия основным языковым материалом школьных учебников стали примеры из произведений художественной литературы, из которой выбирались тексты для тренировочных упражнений, диктантов, изложений. Ученый преследовал при этом не только дидактические цели, но и воспитательные, считая образцовые художественные тексты средством развития эстетического вкуса и воспитания нравственных чувств учащихся.

Основным объектом приобщения учащихся к культурному  наследию русского народа является текст. Работа с художественными текстами всегда в центре внимания учителя на разных ступенях обучения учащихся. Она позволяет органично сочетать воспитательный, обучающий и развивающий аспекты педагогического воздействия: разные виды текстов (исторические, краеведческие, художественные) помогают интегрировать содержание уроков русского языка. Развивая идею приобщения школьников к духовным ценностям народа, к культурному наследию нации, на практике реализую ее через расширение дидактического диапазона уроков, путем отбора или составления текстов, отражающих особенности и факты русской культуры. Работа проводится для активизации знаний по теме урока, или в процессе учебного занятия, или в виде специальных уроков, на которых осуществляется комплексный анализ предложенного текста. Подобные уроки организуются обычно при повторении, обобщении и систематизации изученного материала. К таким текстам предлагаются разнообразные задания, удобные для организации работы в группах, в парах, по вариантам. При этом ученик имеет возможность выбора (выполняются не все задания к тексту) [15, c.138].

Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь овладеть речевой деятельностью.

В соответствии с целью обучения усиливается внимание к «безукоризненным образцам» художественной литературы.

Текст на уроках языка можно рассматривать и  как предмет обучения (т.е. то, чему нужно учить), и как средство обучения (язык живёт, функционирует только в  речи, продутом которой является текст). Поэтому на уроках русского языка каждым учителем предусматривается разнообнразная работа в этом плане: анализ текста с точки зрения задачи его создания, темы, основной мысли, строения, связи частей, стиличтического и жанрового своеобразия, использования соответсвующих речевой задаче и условиям её решения средств языка, оценки их изобразительно-выразительных возможностей и т.д. Творческие задания, предлагаемые учителем, ориентируют учащихся как на восприятие чужого текста, так и на создание собственного с учётом определённых правил текстообразования.

Текст – это  основа создания на уроках русского языка  развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная. 

Использование текста при изучении русского языка обеспечивает решение таких  важных проблем школьного  образования как  приобщение учащихся к духовному  богатству и красоте родного языка, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову, формирование личности, осознающей необходимость своего культурно-речевого совершенствования [29, c.132].

Тем не менее  в школьной практике преподавания русского языка уделяется  недостаточно внимания работе с поэтическим текстом. Зачастую он выполняет роль дидактического материала для иллюстрирования системных характеристик языковых единиц или для проверки орфографических умений и навыков учащихся. В результате у выпускников отмечается низкий уровень развития речевых и образно-эмоциональных способностей, которые составляют основу речемыслительной деятельности: более 60% выпускников не могут адекватно интерпретировать содержание текста, не прочитывают разные типы информации и, как следствие, испытывают существенные затруднения при создании собственных речевых произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Умения и навыки, вырабатывающиеся в процессе работы над поэтическим текстом

 

 

Текст – это  основа создания на уроках русского языка  развивающей речевой  среды, это процесс  формирования навыков правописания.

Информация о работе Дидактические возможности работы с поэтическим текстом на уроках русского языка