Дидактические возможности работы с поэтическим текстом на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявить дидактические возможности работы с поэтическим текстом на уроках русского языка.
Реализация поставленной цели обусловила следующие задачи исследования:
1) изучить научную литературу по проблеме исследования;
2) на основе анализа научной литературы выявить эффективные приемы работы с художественным текстом на уроках русского языка;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1.Поэтический текст как объект работы на уроках русского языка
1.1. Работа над поэтическим текстом на уроках русского языка и её место в школьной программе ……………………………………………………………. 8
1.2. Умения и навыки, вырабатывающиеся в процессе работы над поэтическим текстом …………………………………………………………. . 11
Выводы по главе 1 …………………………………………………………… 16
Глава 2. Эффективность работы с поэтическим текстом и дидактические возможности
2.1. Изучение состояния проблемы в современной школе …………………… 8
2.2. Методическая разработка плана-конспекта урока по русскому языку с элементами работы над поэтическим текстом Юлия Кима ………………… 21
2.3. Дидактический материал к урокам русского языка с использованием поэтических текстов Юлия Кима ………………………………………………..
Выводы по главе 2 ……………………………………………………………... 26
Выводы …………………………………………………………………………. 27
Список использованных источников.…………………………………………. 29

Вложенные файлы: 1 файл

ГрязноваМетодика.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Работа с текстом должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик. Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом. Постепенно она приобретает исследовательский характер, что определяется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания; от урока к уроку они должны убеждаться в том, что исследование особенностей употребления языковых средств в тексте как речевом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора.

Целенаправленный  отбор текстов и заданий, включение каждого урока в продуманную систему работы – это те условия, которые создают развивающую речевую среду, обеспечивающую речевое развитие учащихся, в основе которого – совершенствование, развитие чувства языка (языковой интуиции) [11].

При подходе к  тексту как к средству создания на уроках русского языка развивающей  речевой среды  особую важность приобретают  критерии отбора текстов и заданий к ним.

С точки зрения содержания очень  важно анализировать  тексты о языке, о  слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности. Естественно, что эти тексты включаются в уроки русского языка наряду с другими

Особую роль в  воспитании, развитии современного школьника  приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т. п. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор. Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать оптимистическое мироощущение.

Важным критерием  при отборе текстов для уроков русского языка является возможность осуществления на основе анализа текста функционального подхода к изучению языковых явлений. На уроках рассмотрения новой темы работа с текстом позволяет учащимся ответить на вопрос, какова роль изучаемой категории в речи, т. е. в тексте, так как каждый текст является конкретным проявлением речевой деятельности.

В процессе работы с текстами (отрывками из них) ученики узнают особенности всех стилей (разговорного и книжных: научного, научно-популярного, официально-делового, публицистического, художественного). Однако если рассматривать текст как основу создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, как средство духовно-нравственного становления личности, то при отборе конкретного материала особое внимание – обращаю на художественные и публицистические произведения (отрывки из них).

Не менее важно  определение характера заданий к текстам и последовательности их выполнения. Главная задача — обеспечить целостность восприятия текста как речевого произведения, ясное понимание того, что текст — это сложный организм, в котором взаимодействуют языковые средства всех уровней языковой системы (фонетические, лексические, грамматические), что именно благодаря этому взаимодействию достигается единство, связность, монолитность, присущие «истинно творческому» тексту. Текст служит подтверждением мысли о том, что языковая система исполнена красоты и гармонии, что в речи (в тексте) все единицы языковой системы взаимодействуют. Работа с текстом создает реальные условия для реализации внутрипредметных (межуровневых) связей [22].

Почему так  важно сформировать у школьника понятие  языковой системы? «Системность языка, его структурность не являются лишь абстрактным его свойством. Она детерминирована его функцией, реализующейся вречи, в акте коммуникации. Именно коммуникация требует такой системности языка, которая способствовала бы наиболее успешному протеканию этого процесса. Работа с текстом повышает развивающий потенциал этой речевой среды, происходит обучение не только на основе подражания образцам, но и «самонаучение», что постепенно приводит к формированию языковой личности, обладающей индивидуально-авторским стилем, личности, способной выразить свои мысли, чувства в слове — и выразить по-своему, отражая неповторимость своего характера, внутреннего мира. Языковой личностью невозможно стать, не обладая развитым чувством языка, которое проявляется, по словам Л. В. Щербы, «в умении создавать новые контексты, тонко понимая их смысл, в умении отличать возможные контексты от невозможных» [17, c.46].

Языковое чутье  развивается успешнее, если то, что постигается неосознанно, на основе интуиции, находит подкрепление, подтверждение при изучении теории. Но теория текста становится основой развития чувства языка в том случае, если отбор теоретических сведений сориентирован на практическую речевую деятельность учащихся.

Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом [23]: 

• комплексная  работа с текстом; 

• лингвостилистический анализ текста; 

• «самодиктанты»; 

• сочинение-рассуждение; 

• редактирование текста; 

• различные  виды диктантов; 

• интеллектуально-лингвистические  упражнения; 

• работа с текстами-миниатюрами; 

• составление  синквейнов, кластеров к тексту; 

• коммуникативные  и игровые ситуации. 

Ребята должны непроизвольно запоминать такие  тексты, уметь легко их воспроизводить. Тексты для самодиктантов – это отрывки из произведений наших классиков, которые читаются на уроках литературы, кроме того, это тексты упражнений учебника или «мудрые мысли».  
Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). Применение диктантов развивает логическое мышление учащихся и учит мыслительной переработке материала. 

Интеллектуально-речевое  развитие обеспечивается такими методическими средствами, как выполнение интеллектуально-лингвистических упражнений. 

Ценность упражнений такого рода выражается в том, что  с их помощью одновременно стимулируется  и интеллектуальное, и лингвистическое  развитие учащихся. Что касается интеллекта школьника, то предлагаемые упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда его качеств (речь, внимание, память, мышление). В свою очередь лингвистические знания, умения, навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций, например, сравнение, группировку, обобщение и включает различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую. 

Успешность  работы с такими упражнениями подкрепляется  за счет широкого использования исследовательских методов. 

Особенно эффективны при развитии творческих способностей учащихся инновационные педагогические технологии (например, технология развития критического мышления). Создание синквейнов, кластеров, инсерта к тексту позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу. 

Средством создания речевых возможностей на уроке признается система ситуативных упражнений. Учитель моделирует ситуативные задания самостоятельно, а также использует и те задания, которые предполагаются в стабильных учебниках по русскому языку. Помогают в этом и коммуникативно-речевые упражнения [20, c. 57]. 

 

 

 

Выводы по главе 1

 

 

В результате применения разработанных методических приемов предполагается достижение следующих результатов: 

    • высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
    • повышение интереса к русскому языку и литературе; 
    • прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения; 
    • умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации; 
    • умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров; 
    • активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах. 

 

 

ГЛАВА 2

ФОРМЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

 

2.1. Изучение состояния  проблемы в современной  школе

 

Речевая среда, создаваемая  при обучении русскому языку в процессе работы с текстом, способна реализовать свой развивающий потенциал, если текст обладает определенными качествами. Говоря о качествах текста, следует иметь в виду не только его содержание (то есть то, о чем говорит автор и интересно ли это современному школьнику), но и то, как оно выражено: способен ли текст оказать эстетическое воздействие на читающего, вызвать у него эмоциональный отклик, воспитать хороший вкус? В тексте, который отвечает этим условиям, важным и значимым становится все: и отбор слов, и порядок расположения этих слов, и интонация, и то, как осуществляется движение мысли, как автор выражает свои чувства, как обычные слова вдруг приобретают новые значения, начинают даже звучать по-новому.

Перечитывая текст, анализируя его, ученик начинает приближаться к разгадке авторского замысла, непосредственное читательское восприятие постепенно углубляется: работа с текстом становится событием, пробуждающим интерес к слову, развивающим чувство языка. Некоторых учеников знакомство на уроке с текстом заставляет иначе воспринимать самих себя, окружающую жизнь, природу, слово, книгу, культуру [9, c.72].

Если текст  на уроке русского языка создает развивающую речевую среду, способную приобщать читающих к национальной культуре, то значимым в тексте и в том, как организована работа с ним, становится абсолютно все. Например, нельзя давать учащимся задание, связанное с выразительным чтением, если предлагается текст с пропущенными буквами или без знаков препинания. В процессе работы с текстом ученик должен ощутить гармонию смысла, содержания и графического облика текста. Именно в этом случае усиливается эстетическое воздействие текста как явления культуры.

Анализировать поэтические произведения – задача, самая сложная: надо сформулировать задания так, чтобы наблюдения над тем, как «живут» в стихотворении фонетические, интонационные, лексические, грамматические средства языка, не были просто упражнениями по фонетике, лексике и грамматике. Главное здесь – найти путь к постижению содержания, к разгадке авторского замысла. Именно внимание к языку художественных произведений – как раз то, что помогает воспитать у детей любовь к слову, передать им красоту и гармонию языковой системы и тем самым пробудить интерес к изучению языка.

Тексты на темы культуры, воспитывающие эстетическое чувство, формирующие культуру общения  с произведениями искусства, создают  на уроке особую атмосферу, своего рода культурологический фон. Разнообразные задания, выполняемые на материале этих текстов, связаны между собой – даже задания по орфографии и пунктуации и разные виды разбора не ослабляют внимание к содержанию текста: ведь отдельное слово, словосочетание, предложение являются частью целого.

Например, при  работе с поэтическим текстом для фонетического разбора можно предложить учащимся выбрать одно из рифмующихся слов, для лексического – слово, имеющее стилистическую окраску (особенно ярко выражающее отношение, оценку, чувство), для синтаксического разбора – предложение, которое выполняет в тексте функцию зачина, или дать сложное предложение с разными видами связи, если именно такие синтаксические конструкции характерны для данного текста, для стиля автора.

Работу с  текстами целесообразно организовывать на каждом уроке: в начале урока – для активизации знаний по теме в качестве подготовки к сочинениям разных типов (для накапливания словесного материала); в процессе учебного занятия – в целях отработки знаний, умений и навыков учеников.

Немаловажно так  же проводить и специальные уроки, на которых осуществляется комплексный анализ предложенного текста. Такие уроки организовываются обычно при повторении, обобщении и систематизации изученного (в начале, в конце учебного года или четверти, полугодия, после изучения темы, раздела). К таким текстам можно использовать разнообразные задания, при этом ученик имеет возможность выбора (выполняются не все задания к тексту). Разнообразные вопросы и задания к одному тексту удобны для организации работы в группах, по вариантам. Принцип тематического единства, на основе которого происходит организация работы на уроке, также очень важен для создания развивающей среды, способствующей приобщению детей к культуре [2, c.21].

Формулируя  задания к тексту, необходимо придерживаться определенной последовательности. Сначала – вопросы и задания, направленные на осмысление содержания, связанные с непосредственным читательским восприятием текста как речевого произведения, как единого целого. Затем следуют задания речеведческого характера, включающие в себя такие понятия, как «текст», «стиль», «тема», «основная мысль», «способы, средства связи предложений». Непосредственное читательское восприятие постепенно углубляется: то, что воспринималось на интуитивном уровне, становится более осмысленным. За речеведческими заданиями следуют задания языкового характера, отражающие изучение системы языка, – по фонетике, лексике, грамматике. Наконец, вопросы по орфографии и пунктуации и разные виды разбора. Как завершающие при работе с текстом используются, например, такие задания: «Подготовься к выразительному чтению текста», «Напиши сочинение-миниатюру», «Подготовь сообщение на заданную тему» [17, c.33]. 

 

2.2. Методическая разработка плана-конспекта урока по русскому языку с элементами использования работы над поэтическим текстом Юлия Кима «Обращение и знаки препинания при нём» (8 класс)

Информация о работе Дидактические возможности работы с поэтическим текстом на уроках русского языка