Дидактические возможности работы с поэтическим текстом на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявить дидактические возможности работы с поэтическим текстом на уроках русского языка.
Реализация поставленной цели обусловила следующие задачи исследования:
1) изучить научную литературу по проблеме исследования;
2) на основе анализа научной литературы выявить эффективные приемы работы с художественным текстом на уроках русского языка;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1.Поэтический текст как объект работы на уроках русского языка
1.1. Работа над поэтическим текстом на уроках русского языка и её место в школьной программе ……………………………………………………………. 8
1.2. Умения и навыки, вырабатывающиеся в процессе работы над поэтическим текстом …………………………………………………………. . 11
Выводы по главе 1 …………………………………………………………… 16
Глава 2. Эффективность работы с поэтическим текстом и дидактические возможности
2.1. Изучение состояния проблемы в современной школе …………………… 8
2.2. Методическая разработка плана-конспекта урока по русскому языку с элементами работы над поэтическим текстом Юлия Кима ………………… 21
2.3. Дидактический материал к урокам русского языка с использованием поэтических текстов Юлия Кима ………………………………………………..
Выводы по главе 2 ……………………………………………………………... 26
Выводы …………………………………………………………………………. 27
Список использованных источников.…………………………………………. 29

Вложенные файлы: 1 файл

ГрязноваМетодика.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

 

ВЫВОДЫ

Ключевой единицей курса русского языка становится текст. Он является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается и как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким образом, правильно подобранный текст несет в себе и важную воспитательную функцию. 

Школа призвана развивать способность  школьника реализовать  себя в новых динамичных социально-экономических  условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. И характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка. 

Проблемы восприятия и порождения речи особенно важны при работе с поэтическим текстом, поскольку, по мысли исследователей в области лингвистики и психолингвистики, поэтическая речь - это особая форма коммуникации, уникальная функционально-эстетическая система, структурированная по законам языка и моделирующая картину мира с позиции конкретного культурного сознания.

В школьной практике преподавания русского языка уделяется  недостаточно внимания работе с поэтическим  текстом. Зачастую он выполняет роль дидактического материала для иллюстрирования системных характеристик языковых единиц или для проверки орфографических умений и навыков учащихся. В результате у выпускников отмечается низкий уровень развития речевых и образно-эмоциональных способностей, которые составляют основу речемыслительной деятельности: более 60% выпускников не могут адекватно интерпретировать содержание текста, не прочитывают разные типы информации и, как следствие, испытывают существенные затруднения при создании собственных речевых произведений.

Таким образом, развитие речевых и образно-эмоциональных способностей учеников при работе с поэтическим текстом становится возможным при условии:

• ориентации обучения русскому (родному) языку  на антропоцентрический  и текстоцентрический подходы в языковом образовании;

• признания  поэтического текста средством развития личности, единицей, способной отражать картину мира конкретного  сознания и являющейся культурным, эстетическим, психологическим, языковым феноменом; понимания поэтического языка как особой формы освоения действительности;

• рассмотрения поэтического текста как способа развития речевых и образно-эмоциональных  способностей школьников, так как именно в процессе общения  с художественным текстом, обладающим глубокими и многомерными культурологическими, семантическими, ассоциативными и др. связями, диалогической природой, формируется языковая личность, способная инициировать, развивать и воплощать мысль в слове, интерпретировать чужое высказывание;

• учета психофизиологических механизмов восприятия и порождения речи как основы текстовой (шире — речетворческой) деятельности ученика.

 

 

 

 

 

 

Список  использованной Источников

 

  1. Акимова Г.Н. О некоторых особенностях поэтического синтаксиса Текст. / Г.Н. Акимова // Вопросы языкознания. - 1977. - № 5. - С. 23-34.
  2. Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя: [книга для учителя] / [под ред. М.Л.Семановой]. - М.: Просвещение, 1987. – 174 с.
  3. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.]. – М.: Просвещение, 1990. – 366 с.
  4. Бархударов С.Г. Русский язык: [учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений] / С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов. – М.: Просвещение, 2007. – 238 с.
  5. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: [книга для учителя: из опыта работы] /  Г.А.Богданова. – М.: Просвещение, 1996. – 178 с.
  6. Введенская Л. А. Теория и практика русской речи : [ трудные темы ] / Л.А. Введенская, П.П. Червинский. – [ 2-е изд. ]. – СПб. : Питер, 2005. – 368 с. 
  7. Воронина Т.Е. Лингвистический анализ текста / [Т.Е. Воронина, В.Г. Гаврюшенко]. – Днепропетровск: Изд-во ДГУ, 1979. – 108 с.
  8. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – М.: Наука, 1981. – 139 с. 
  9. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д.Гальскова. – М.: Арти-Глассо, 2000. – 281 с. 
  10. Горашова Н.Г. Поурочное планирование по русскому языку. 7 класс: [к учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 7 класс»] / Н.Г.Горашова. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 141 с.
  11. Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка / А.Д.Дейкина // Русский язык в школе. - 2002. - №3. – С. 105. 
  12. Егорова Н.В. Поурочное планирование по русскому языку. 7 класс / Н.В.Егорова. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 132 с.
  13. Иконников С. Н. Стилистический анализ текста : [пособ. для учителей] / С.Н.Иконников. – К. : Рад. школа, 1982. – 192 с.
  14. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе / Н.А.Ипполитова. – М.: Наука, 1998. – 128 с.
  15. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста / Н.А. Купина. – М.: Русский язык, 1980. – 225 с.
  16. Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка / Т.А.Ладыженская. – М.: Наука, 1990. – 232 с.
  17. Лотман Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. – М.: Искусство, 1970. – 384 с.
  18. Михалев И.Ф. Жизнь и творчество Юлия Кима, показанные в четырех действиях / И.Ф.Михалев // Турист. - 1986. - №3, С. 19.
  19. Муратова О.П. Словарь природы. Пять минут поэзии / О.П.Муратов // Русская словесность. 2002. - №1, с. 53-55.
  20. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. / Л.А.Новиков. – М.: Русский язык, 2003. – 300с.
  21. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов / [ под ред. Н.Ю. Шведовой ]. – [ 14-е издание, доп. ]. – М. : Рус. яз., 1983. – 816 с.
  22. Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды / Т.М.Пахнова // РЯШ. – 2000, №4. – С.10-18. 
  23. Пахн

Информация о работе Дидактические возможности работы с поэтическим текстом на уроках русского языка