Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 22:20, реферат
Цель работы: роль интегративных качеств в развитии дошкольника и как на их формирование оказывают влияние дидактические игры.
Задачами работы являются:
рассмотреть в целом систему дошкольного образования;
изучить проблемы дошкольного образования на современном этапе;
рассмотреть новые требования к процессу дошкольного образования;
выявить роль дидактической игры в процессе развития интегративных качеств детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Дошкольное образование: проблемы и перспективы 5
1.1. Проблемы дошкольного образования на современном этапе 5
1.2. Готовность к школе как объект образовательной политики 10
1.3. ФГТ – принципиально новые требования к процессу дошкольного образования 11
ГЛАВА 2. Развитие интегративных качеств детей дошкольного возраста посредством дидактической игры 20
2.1. Обеспечение качества и условий – задача ДОУ 20
2.2. Вариативность дошкольного образования. Основные направления программ для ДОУ 22
2.3. Дидактические игры, как средство развития интегративных качеств детей дошкольного возраста 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ 41
Приложение 45
ВУЗ
Кафедра «НАЗВАНИЕ КАФЕДРЫ»
Курсовая работа на тему:
Развитие интегративных качеств детей дошкольного возраста посредством дидактической игры
по предмету «Педагогика»
Выполнил(-а):
студент(-ка) ___-го курса
заочной/очной формы обучения
группа _______
Адрес: ______________________
_____________________________
Дата сдачи__________
Подпись __________
Проверил:
звание преподавателя
Ф.И.О.
Город 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Актуальность. В современных научных исследованиях всё чаще отмечается тенденция увеличения продолжительности периода детства. Данный феномен объясняется необходимостью детства для подготовки человека к вхождению в сложную социальную жизнь – накопления опыта, овладения социальными эмоциями, представлениями, разными видами деятельности.
Ребёнок социализируется в процессе разнообразной деятельности, осваивая обширный фонд культурной информации, умений и навыков, развивая интегративные качества; в процессе общения с людьми разного возраста; в рамках различных социальных групп, расширяя систему общественных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности; в процессе выполнения различных социальных задач, усваивая модели поведения. Именно поэтому, как отмечает Н.Ф. Голованова, овладеть социальным опытом – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, навыков, а овладеть способом деятельности и общения, результатом которого он является1.
Основным интегративным компонентом механизма становления социального опыта является деятельность. Причём накопление социального опыта возможно лишь в тех видах деятельности, которые соответствуют определённым педагогическим условиям: 1) воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни; 2) вызывать личную заинтересованность ребёнка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности; 3) предлагать ребёнку активное действие, связанное с планированием и обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, самоконтролем и оценкой; 4) предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве. Именно этот аспект и является определяющим в выявлении степени актуальности изучаемой темы — тема «живая» и активно развивается.
Соответствующая этим условиям деятельность и должна стать системообразующим фактором интеграции образовательного процесса в ДОУ.
Цель работы: роль интегративных качеств в развитии дошкольника и как на их формирование оказывают влияние дидактические игры.
Задачами работы являются:
Структура работы соответствует поставленным задачам и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Изменения, произошедшие в сфере дошкольного образования за последние 15-20 лет, приобрели обширный и во многом необратимый характер. Можно констатировать, что все это пока не привело к структурированию системы дошкольного воспитания, к разумной реорганизации ее в новую систему дошкольного образования.
Изменение статуса дошкольного образования - мировая тенденция. Россия здесь обладает тем преимуществом, что дошкольные учреждения, за исключением учреждений для детей от 2 месяцев до 3 лет, уже несколько десятилетий находятся в ведении органов управления образованием, а не органов социальной защиты или здравоохранения.
Сегодня делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания», превратившуюся в рыхлую совокупность ДОУ с множеством не менее рыхлых форм образовательной деятельности, в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в уходе и опеке, но и в воспитании, и обучении, и развитии.
Для обеспечения качества дошкольного образования, осуществляемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, важно разработать единые требования к условиям содержания детей, а также единые требования к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса.
Главная задача и, соответственно, основной предмет обсуждения на современном этапе развития российского дошкольного образования - опыт в области управления дошкольными образовательными учреждениями с позиций качества и общедоступности.
Проблема общедоступности дошкольного образования решается сегодня за счет использования внутренних резервов системы образования, развития различных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ.
Проблем в современном дошкольном образовательном учреждении множество.
Огромный образовательный ресурс, который несет в себе раннее и дошкольное детство, на сегодня задействован лишь в незначительной части, однако любые попытки взять этот редут «с наскока» не приносят ничего, кроме вреда и разочарования.
Легкомысленное отношение к дошкольным возрастам оборачивается для детей в лучшем случае безвозвратно упущенными возможностями, а в худшем - деформацией логики всего последующего жизненного пути. Последний вариант, в частности, неизбежно имеет место в случаях переноса школьных методов обучения в дошкольные учреждения. К сожалению, в нашей действительности деформации развития столь часты, что обыденным сознанием уже воспринимаются как индивидуальные вариации нормы.
Дошкольный возраст - период для становления в процессе игровых форм деятельности таких способностей, как воображение, общение, самоорганизация, которые так необходимы для дальнейшего образования в школе.
В психологии и педагогике хорошо известно, что дошкольное детство является не подготовительным этапом к школьной жизни, а самоценным возрастным периодом. В этом периоде закладываются основы человеческого в человеке - такие универсальные способности и свойства, как творческое воображение, образное мышление, ориентация на позицию другого человека, умение управлять своим поведением, «социальные» эмоции и многие другие. Развитие способностей протекает в рамках специфически «дошкольных» видов деятельности - игры, активного восприятия сказок, различных форм художественного творчества, конструирования и др. подмена «дошкольных» видов деятельности «школьными» может обернуться недоразвитием этих способностей и свойств, место которых займут навыки чтения, письма и счета.
Дошкольник может усваивать достаточно сложные знания, умения и навыки. Но зачастую это происходит вне и помимо учебной деятельности и потому никак не характеризует ее особенности. Школьная жизнь не исчерпывается усвоением учебного содержания. Она предполагает вхождение ребенка в новую систему взаимоотношений с другими людьми - учителями и сверстниками, которые строятся на особых законах. Школьная готовность должна пониматься не только как достижение ребенком определенного уровня интеллектуального развития, но и как обретение широкой и осмысленной ориентации в новой социальной ситуации развития, складывающейся внутри учебной деятельности. Для этого должны быть созданы необходимые предпосылки, которые и возникают в «дошкольных» видах деятельности.
В реформировании отечественного образования важно иметь адекватное представление о его предыстории и современном состоянии. Иначе легко повторить, как это у нас случается, старые ошибки, приняв их за новые откровения. Попробуем наметить его абрис.
После октябрьской революции дошкольное воспитание стало частью государственной системы народного образования. В 20-е годы прошлого века в СССР существовало три типа дошкольных учреждений - детские дома для детей-сирот, детские очаги, обслуживавшие детей фабрично-заводских рабочих, и детские сады. В дошкольные учреждения принимались дети от 3 до 8 лет. Целью дошкольных учреждений провозглашалась подготовка ребенка к освоению материалистического мировоззрения, а также выработка коллективистских навыков. Большое внимание уделялось свободной детской игре при направляющей роли воспитателя.
В 1927-28 годах впервые был поставлен вопрос об установлении единства в работе всех дошкольных учреждений. Задачами дошкольного воспитания становятся формирование эмоций и поведения в соответствии с требованиями коммунистической морали, привитие трудовых навыков, укрепление здоровья детей, а также усвоение ими некоторых элементарных знаний. Эти требования были отражены в первой программе 1932 г.
В 1936 году после резкой критики со стороны партии работы дошкольных учреждений, обвиненных в переоценке роли среды в воспитании детей, была поставлена задача сделать педагога центральной фигурой в дошкольном учреждении. Именно эта линия, обернувшаяся ограничением инициативы и самостоятельности ребенка, зафиксированная в «программе воспитания в детском саду» (1962 г.), получила основное развитие в «Программе воспитания и обучения в детском саду»2, в которой жестко и формально регламентированной оказалась деятельность не только ребенка, но уже и педагога. Стержнем процесса стала программа обучения, а детский сад по принципиальной ориентации в своей работе приблизился к школе, что в корне противоречило природе и задачам дошкольного возраста. Положение отчасти смягчали психологи, под влиянием которых идеология развития и охраны психического здоровья постепенно овладевала сознанием воспитателей.
В 1990-е годы охват детей учреждениями общественного дошкольного воспитания в Российской Федерации составил примерно 70%. При этом было не удовлетворено около 1 млн. заявлений родителей о приеме детей в дошкольные учреждения. Кроме того, была создана мощная инфраструктура в виде промышленности, выпускавшей детскую одежду, книги, игрушки и прочий необходимый инвентарь. И, что очень важно, было налажено серьезное научное (медицинское, педагогическое и психологическое) обеспечение дошкольного образования. Все эти факторы и сыграли свою решающую роль в период начала перестройки, когда отечественное образование в принципе оказалось вполне готовым к осмысленному проведению давно назревшей реформы.
В 1989 году была создана «Концепция дошкольного воспитания»3, которая определила ключевые позиции обновления детского сада. Реализация этой концепции потребовала создания правовой базы. В 1996 году было принято «временное положение о дошкольных учреждениях», определявшее в качестве основных функций дошкольного учреждения охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их интеллектуального и личностного развития, заботу об эмоциональном благополучии каждого ребенка. Принятый в 1992 году закон РФ «Об образовании» определил правовой статус дошкольных образовательных учреждений, их функции и обязанности.
На сегодняшний день основной сдвиг, который осуществляют развитые страны в сфере раннего, дошкольного и школьного образования связан с идеей его гуманизации. Аналогичный процесс, развернутый в 90-е годы в нашей стране, сегодня грозит захлебнуться. И это при том, что в зарубежной научно-методической литературе по данному вопросу трудно найти серьезное издание, в котором в числе основных посылок не упоминались бы труды родоначальника отечественной психолого-педагогической школы Л.С. Выготского, опубликованные в 20-30-х годах прошлого века.
Сегодня дошкольная психология и педагогика развития вплотную подошли к рубежу, за которым открываются существенные возможности дальнейшего продвижения. Для отечественной науки они связаны, прежде всего, с исследованиями личности, общения и предметного действия, которые проводятся в контексте более глубокого осмысления возрастной ритмики развития. Результаты проводимых исследований уже сегодня позволяют рассчитывать на ощутимое повышение эффективности дошкольного образовательного процесса при одновременном снижении тех негативных тенденций в сфере физического и душевного здоровья детей, которые наблюдаются в последнее время.
Понятие «готовность к школе» и сама ступень перехода из детского сада в школу являются одной из ключевых проблем для всей системы образования.
В международном сообществе существует мнение, что успех на выходе в системе образования определяется в значительной степени обеспечением правильного старта. Поэтому создание равных стартовых возможностей и доступа к качественному дошкольному образованию и младшей школе рассматривается международным сообществом как приоритетная задача.
Понятие «готовность к школе» не является только проблемой возрастных физиологии, психологии и педиатрии. Оно имеет образовательно-политический, административно-управленческий и образовательно-экономический аспекты, то есть является объектом образовательной политики.