Дидактические игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 22:20, реферат

Краткое описание

Цель работы: роль интегративных качеств в развитии дошкольника и как на их формирование оказывают влияние дидактические игры.
Задачами работы являются:
рассмотреть в целом систему дошкольного образования;
изучить проблемы дошкольного образования на современном этапе;
рассмотреть новые требования к процессу дошкольного образования;
выявить роль дидактической игры в процессе развития интегративных качеств детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Дошкольное образование: проблемы и перспективы 5
1.1. Проблемы дошкольного образования на современном этапе 5
1.2. Готовность к школе как объект образовательной политики 10
1.3. ФГТ – принципиально новые требования к процессу дошкольного образования 11
ГЛАВА 2. Развитие интегративных качеств детей дошкольного возраста посредством дидактической игры 20
2.1. Обеспечение качества и условий – задача ДОУ 20
2.2. Вариативность дошкольного образования. Основные направления программ для ДОУ 22
2.3. Дидактические игры, как средство развития интегративных качеств детей дошкольного возраста 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ 41
Приложение 45

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие_интегративных_качеств_детей_дошкольного_возраста_посредством_дидактической_игры_курс.doc

— 413.50 Кб (Скачать файл)
  • овладение языком как средством познания, коммуникации и творчества;
  • освоение фонетической, фонематической, лексической, грамматической и синтаксической сторон речи.

оба эти направления сохраняют свою актуальность и в младшем школьном возрасте.

Заслуживает внимания опыт регионов по организации различных механизмов удовлетворения потребностей населения в услугах обучения, воспитания, присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе в условиях непосещения ими детских садов по тем или иным причинам.

Для того чтобы продемонстрировать современную ситуацию в российском дошкольном образовании, воспользуемся данными, полученными в ходе исследования качества услуг дошкольного образования и раннего развития детей.

Исследование было проведено в шести регионах Российской Федерации (г. Москва, Республика Чувашия, Самарская область, Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО)9. Оценка качества услуг дошкольного образования и раннего развития детей включала в себя анализ состояния региональной системы дошкольного образования в целом.

Во всех регионах, участвовавших в проведении мониторинга, отмечается позитивная тенденция в обеспечении доступности дошкольного образования. Причем отрадным является тот факт, что эта позитивная тенденция не связана с отрицательной демографической динамикой, а является следствием работы региональных властей органов управления образованием по открытию новых дошкольных учреждений и развитию новых форм образования и воспитания для детей раннего и дошкольного возраста.

Увеличилось разнообразие форм дошкольного образования, как формальных, так и не формальных. Этот процесс обусловлен не только стремлением решить проблему доступности дошкольного образования, но желанием учесть этнокультурную специфику региона, так, в республике Саха (Якутия) в последние годы увеличилось количество дошкольных образовательных учреждений при кочевых поселениях жителей северных улусов Республики.

Статистически подтвержденным является факт создания дошкольных групп при средних общеобразовательных учреждениях. За счет такого подхода обеспечивается доступность дошкольного образования, но это не всегда позволяет организовать образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями детей.

Школа как весьма специфическая территория должна быть последним прибежищем для дошкольных образовательных групп, поскольку уже сам факт введения дошкольников в пространство школьного класса со школьным учителем приведет к организации образовательного процесса по школьно-урочному типу, что совершенно недопустимо для дошкольников.

Если говорить о вариативности содержания и программно-методического обеспечения образования детей раннего и дошкольного возраста, то на сегодняшний день педагогическая наука предлагает дошкольной практике более 48 комплексных и парциальных программ воспитания, обучения и развития детей. Наиболее востребованными в ДОУ регионов - участников мониторинга являются (таблица № 1):

  • «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой),
  • «Истоки» (научная редакция Л.А. Паромоновой и др.),
  • «Детство» (В.И. Логинова, Н.А. Ноткина, Т.И. Бабаева),
  • «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.),
  • «Кроха» (Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочаткова),
  • «Из детства - в отрочество» (ред. Т.Н. Доронова),
  • «Радуга» (Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова),
  • «Одаренный ребенок» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.),
  • «Детский сад - дом радости» (Н.М. Крылова).

Таблица 1. Использование программ для ДОУ

Название программы

Москва

Самара

Чувашия

Ханты-Мансийск

Красноярск

1

2

3

4

5

6

«Программа воспитания и обучения в детском саду»

61,15

88,0

52,0

15,5

70,0

«Истоки»

20,0

-

0,7

5,4

11,4

«Детство»

7,0

6,0

6,4

17,8

14,5

«Развитие»

4,2

2,0

0,5

7,1

1,9

«Кроха»

2,9

-

0,7

10,5

0,7

«Из детства - в отрочество»

1,65

-

0,9

17,5

-

«Радуга»

0,7

3,0

1,6

22,8

1,5

«Одаренный ребенок»

1,0

-

-

-

-

«Детский сад - дом радости

1,4

-

-

-

-

Другие

0

1,0

37,2

3,4

0


 

Исследование показывает, что отмечается тенденция увеличения количества ДОУ, которые работают по так называемым традиционным программам, таким, как «Программа воспитания и обучения в детском саду».

Эта ситуация, как мы полагаем, обусловлена рядом причин:

- желанием педагогов облегчить решение профессиональных педагогических задач, так как действовать в рамках учебной модели, на которой базируются эти программы, гораздо легче;

- традиционные программы более соответствуют лицензионным и аккредитационным требованиям.

Важной задачей является сохранение и развитие вариативности в системе дошкольного образования. Именно вариативность обеспечивает как семье, так и педагогам возможность выбора содержания, форм и методов воспитания и обучения детей, создает условия для творчества педагогов, реализации индивидуального подхода к каждому ребенку.

Федеральные государственные требования, утвержденные приказом № 655 от 23 ноября 2010 года Министерства образования и науки Российской Федерации, определяют, какое содержание должно реализовывать любое дошкольное учреждение для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей. В словаре указано понятие интеграция - это процесс с помощью которого части соединяются в целое. На личностном уровне - это состояние организма когда все составляющие элементы индивида, его черты или качества действуют согласованно как единое целое.

Из этого следует, что сформированные интегративные качества ребенка являются итоговым результатом освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. К 7-ми годам при успешном освоении Программы ребенком достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка

Федеральными государственными требованиями определены следующие личностные качества выпускника:

Интегративное качество "Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"

  • Сформированы основные физические качества и потребности в двигательной активности.
  • Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Интегративное качество «Любознательный, активный»

  • Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).
  • Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
  • Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности).
  • В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
  • Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»

  • Откликается на эмоции близких людей и друзей.
  • Сопереживет персонажам сказок, историй, рассказов.
  • Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

  • Поведение преимущественно определяется на сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
  • Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
  • Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

  • Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач.
  • Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

Интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»

Имеет представления

  • о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
  • о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
  • об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;
  • о мире.

Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

  • Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Образовательный процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно-познавательной деятельности, в учебный план вводятся дополнительные предметы. Возникает необходимость обеспечения педагогических условий, позволяющих гибко реализовать различные виды деятельности в единый образовательный процесс.

Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

С другой стороны, в процессе образовательной деятельности по физическому развитию следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:

  • формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем («Безопасность»);
  • создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников («Социализация»);
  • участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования («Труд»);
  • активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр.), специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых), построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования), просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни («Познание»);
  • проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой («Коммуникация»);
  • игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек («Чтение художественной литературы»);
  • привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения; использование на занятиях физкультурой Изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр («Художественное творчество»);
  • ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера («Музыка»).

Информация о работе Дидактические игры