Дидактические игры и лексические упражнения в словарной работе с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 06:06, лекция

Краткое описание

Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (в играх-занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов, в ходе игровой деятельности у детей происходит обогащение и активизация словаря.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.

Вложенные файлы: 1 файл

дид игры как средство развития словаря.docx

— 23.23 Кб (Скачать файл)

Из словесных игр очень  интересными для развития словаря  являются игры- предположения. Игры-предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.

Начиная игру, воспитатель  говорит: «Игра называется «Что было бы..?» Я начну, а продолжать будет каждый из вас. Слушайте: «Что было бы, если бы вдруг погасло электричество во всем городе?».

Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые дети высказывают исходя из своего опыта. Более содержательные ответы: «Заводы не могли бы работать—например выпекать хлеб», «Остановились бы трамваи, троллейбусы, и люди опоздали бы на работу» и т. д.

Эти игры требуют умения соотнести  знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее  сообразит?» Старшие дети любят  такие игры и считают их «играми  трудными», требующими умения «подумать».

Игры типа «Что бы я сделал, если бы был волшебником» — это  игры, зовущие к осуществлению  мечты, пробуждающие воображение. Проводятся они подобно предыдущей игре. Начинает воспитатель: «Если бы я была волшебником, я сделала бы так, чтобы все  люди были здоровы».

Дети разные, и разные у  них мечты: одни хотят быть космонавтами, другие — врачами, чтобы все были здоровы (видимо, следуя примеру воспитателя), третьи — отдавая дань любви к  воспитателю, хотят быть тоже воспитателями. Особая ценность этих игр состоит  в том, что у детей в процессе игры происходит активизация и обогащение словаря.

Игры-загадки широко используют, как словесные игры при словарной  работе с детьми. В настоящее время  загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей  игры при организации словарной  работы. Основным признаком загадки  является замысловатое описание, которое  нужно расшифровать (отгадать и доказать); описание это лаконично и нередко  оформляется в виде вопроса или  заканчивается им. Содержанием загадок  является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир. С развитием общества существенно меняется   содержание и  тематика загадок. В них отражаются достижения науки, техники, культуры. Главной  особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям  старшего возраста нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться — доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность  к анализу, обобщению, формирует  умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. В ходе игр-загадок у детей  развивается активный словарь, происходит обогащение словарного запаса.

 

Таким образом, при формировании и обогащении словаря в дошкольном учреждении педагоги успешно используют словесные дидактические игры, как  на занятиях, так и вне учебной  деятельности.


Информация о работе Дидактические игры и лексические упражнения в словарной работе с детьми