Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 14:20, реферат
В обобщении опыта представлена система работы с использованием технологии дидактических многомерных инструментов с целью повышения качества образования, раскрываются возможности дидактического многомерного инструмента в активизации мышления, мотивационной и рефлексивной, познавательной деятельности, инициации творческих способностей учащихся и учителя
Минский городской исполнительный комитет
Комитет по образованию Мингорисполкома
Дидактические многомерные инструменты на уроках химии
Автор Михалкевич Елена Михайловна
учитель химии высшей категории
средняя общеобразовательная
школа № 218
Минск
2008
1. Введение
Аннотация
В обобщении опыта представлена система работы с использованием технологии дидактических многомерных инструментов с целью повышения качества образования, раскрываются возможности дидактического многомерного инструмента в активизации мышления, мотивационной и рефлексивной, познавательной деятельности, инициации творческих способностей учащихся и учителя. Дидактические многомерные инструменты представлены как практический метод в обучении и развитии учащихся, так как применение основных компонентов технологии (логико-смысловых моделей и матриц) диктует особую логику организации учебного материала, позволяет конструировать будущие результаты подготовительной, обучающей и творческой деятельности педагога и учащегося.
Данный материал предлагается для учителей химии общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, а так же студентов педагогических университетов – будущих учителей химии. Элементы данной работы могут быть творчески переработаны и использованы учителями других специальностей. Предлагаемый материал можно успешно применять как в традиционной, так и в любой инновационной системе обучения учащихся.
Тема: «Дидактические многомерные инструменты на уроках химии»
Цель:
изучение и поэтапное
Актуальность.
«Задачи, которые педагогическое сообщество Минска решает на протяжении последних лет, определены Стратегическим планом устойчивого развития Минска на период до 2020 года, а также Программой развития столичного образования на 2005-2010 годы, приоритетами которых является достижение высокого качества и эффективности образования, обеспечение его доступности для всех категорий детей». (В.К. Щербо)
В деятельности педагога по повышению качества образования следует выделить развитие мышления учащихся как одно из самых сложных и актуальных направлений. Это обусловлено как отсутствием системной работы в семье и школе по развитию ребенка, так и недостаточным количеством заданий развивающего характера в современных учебно-методических комплексах. Развитие мышления учащихся может быть реализовано через системное использование заданий развивающего характера, специальных приемов, проблемных, частично-поисковых методов и интерактивных стратегий и методик, инновационных технологий.
В свете данных задач требования к школе, к содержанию обучения, к работе каждого учителя значительно повышаются. Как известно, в школах Республики Беларусь начался переход на новые программы и учебники. Однако совершенствование школьного образования нельзя осуществить только обновлением содержания. Одновременно необходимо улучшать и разнообразить методы и формы обучения, выбирая в каждом конкретном случае те из них, которые способствуют раскрытию познавательных способностей учащихся, обеспечивают единство обучения, развития и воспитания.
Очевидно, что успешность решения обозначенных выше проблем зависит от системного использования учителем инновационных технологий. В свою очередь эффективность инновационных технологий напрямую связана с их непрерывным использованием. Изучив различные личностно-ориентированные технологии, я определила для себя приоритетной в реализации обозначенных задач технологию дидактических многомерных инструментов, так как она соответствует возрастным особенностям участников педагогического процесса; обуславливает деятельностный подход; соответствует поставленным целям и задачам развития учащихся; доступна; позволяет системно использовать основные компоненты технологии – логико-смысловые модели, матрицы.
ДМИ позволяют мне обогатить учебный материал инструментами учебной деятельности; инициировать самообучение, актуализировать воспитательный потенциал учебного предмета, развивать такие качества мышления учителя и учащихся, как многомерность, произвольность, благодаря чему активизируется мышление, повышать орудийность деятельности путем программирования операций анализа и синтеза, при проектировании и моделировании знаний, проблемных ситуаций и поиске их решений.
Многомерные инструменты затрагивают различные аспекты продуктивного мышления: мышление приобретает свойство системности, поддерживаются механизмы памяти и улучшается контроль информации благодаря наглядному представлений знаний на естественном языке в свернутой форме, лучше работает интуитивное мышление, улучшается способность к «смысловой грануляции» и свертыванию информации.
Перспективность опыта в том, что ТДМИ можно адаптировать к содержанию других предметов, применять во внеклассной, методической работе, так как это обеспечивает современный подход в организации деятельности учителя.
По данной теме работаю 4 года. В первый год работы использовала ДМИ в одном классе с постоянным отслеживанием результатов уровня обученности и личностного развития учащихся. Затем, видя позитивный опыт их применения, перешла на их системное использование во всех классах. Считаю, что он может быть использован как учителями различных предметов, так и учащимися для самообразовательной работы по химии.
Новизна моего опыта работы в том, что на сегодняшний момент отсутствуют четкие диагностики развития мышления ученика, а использование ТДМИ позволяет по созданной модели учеником оценить уровень сформированности развития мыслительной деятальности, уровень мотивации ребенка к предмету, а также представляют:
2. Факторы, повлиявшие на необходимость внедрения в педагогическую деятельность ТДМИ:
В связи с выше изложенным проб
Решение данной проблемы
определило цель и задачи
Задачи:
1. Разработать и применить
2. Апробировать логико-смысловые
модели (ЛСМ) на следующих этапах
урока: целеполагание,
3. Создать условия,
4. Экспериментально проверить
5. Разработать и провести
6. Способствовать распространению положительного опыта апробации ТДМИ на уровне района, города, республики.
7. Создать методическую
3. Научно-методическое обоснование
Изучение научной и
позволило мне выделить в качестве приоритетного направления в организации учебно-воспитательного процесса по химии, использование ДМИ.
В своей работе я опиралась на следующие основные идеи:
Требования к моделям, выполняющим инструментальные функции:
Основные этапы моделирования ЛСМ.
Алгоритм моделирования ЛСМ.
1. В центр будущей системы
координат (условный фокус
2. Определяется набор координат (круг вопросов) по проектированной теме, в которые могут входить такие смысловые группы, как цели и задачи изучения, объект и предмет, сценарий и способы изучения, содержание и гуманитарный фон изучаемой темы, типовые задачи и способы их решения, самостоятельные или творческие задания по отдельным вопросам темы.
3. Определяется набор опорных узлов – «смысловых гранул» для каждой координаты путем логического или экспертного (интуитивного) выявления узловых, главных элементов содержания, ключевых фактов для решаемой проблемы и т.п.
4. Опорные узлы ранжируются и расставляются на координатах.
5. Информационные фрагменты
4. Ведущая идея опыта заключается в системном использовании ДМИ на разных этапах урока, направленном на обучение, воспитание и развитие ученика.
Информация о работе Дидактические многомерные инструменты на уроках химии