Дидактические многомерные инструменты на уроках химии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 14:20, реферат

Краткое описание

В обобщении опыта представлена система работы с использованием технологии дидактических многомерных инструментов с целью повышения качества образования, раскрываются возможности дидактического многомерного инструмента в активизации мышления, мотивационной и рефлексивной, познавательной деятельности, инициации творческих способностей учащихся и учителя

Вложенные файлы: 1 файл

«Дидактические многомерные инструменты на уроках химии».doc

— 667.00 Кб (Скачать файл)

Минский городской исполнительный комитет

Комитет по образованию  Мингорисполкома

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактические многомерные  инструменты на уроках химии

                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

    

                                 Автор Михалкевич Елена Михайловна

                             учитель химии высшей категории

                средняя общеобразовательная

         школа № 218

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск

2008

1. Введение

Аннотация

В обобщении опыта представлена система работы с использованием технологии дидактических многомерных инструментов с целью повышения качества образования, раскрываются возможности дидактического многомерного инструмента в активизации мышления, мотивационной и рефлексивной, познавательной деятельности,  инициации творческих способностей учащихся и учителя. Дидактические многомерные инструменты представлены как практический метод в обучении и развитии учащихся, так как применение основных компонентов технологии (логико-смысловых моделей  и матриц) диктует особую логику организации учебного материала, позволяет конструировать будущие результаты подготовительной, обучающей и  творческой деятельности педагога и учащегося.

Данный материал предлагается для  учителей химии общеобразовательных  школ, гимназий, лицеев, а так же студентов педагогических университетов – будущих учителей химии. Элементы данной работы могут быть  творчески переработаны и использованы учителями других специальностей.  Предлагаемый материал можно успешно применять как в традиционной, так и в любой  инновационной системе обучения учащихся.

Тема: «Дидактические многомерные инструменты на уроках химии»

Цель:

изучение и поэтапное внедрение  технологии дидактических многомерных  инструментов (ТДМИ) в процесс изучения предмета химии для создания условий самообразования, самопознания, самовыражения учителя и ученика с последующим формированием мотивации достижения успеха и, в конечном итоге, повышения качества образования.

Актуальность.

«Задачи, которые педагогическое сообщество Минска решает на протяжении последних лет, определены Стратегическим планом устойчивого развития Минска на период до 2020 года, а также Программой развития столичного образования на 2005-2010 годы, приоритетами которых является достижение высокого качества и эффективности образования, обеспечение его доступности для всех категорий детей». (В.К. Щербо)

В деятельности педагога по повышению качества образования следует выделить развитие мышления учащихся как одно из самых сложных и актуальных направлений. Это обусловлено как отсутствием системной работы в семье и школе по развитию ребенка, так и недостаточным количеством заданий развивающего характера в современных учебно-методических комплексах. Развитие мышления учащихся может быть реализовано через системное использование заданий развивающего характера, специальных приемов, проблемных, частично-поисковых методов и интерактивных стратегий и методик, инновационных технологий.

В свете данных задач требования к школе, к содержанию обучения, к  работе каждого учителя значительно  повышаются. Как известно, в школах Республики Беларусь начался переход на новые программы и учебники. Однако совершенствование школьного образования нельзя осуществить только обновлением содержания. Одновременно необходимо улучшать и разнообразить методы и формы обучения, выбирая в каждом конкретном случае те из них, которые способствуют раскрытию познавательных способностей учащихся, обеспечивают единство обучения, развития и воспитания.

Очевидно, что успешность решения  обозначенных выше проблем зависит от системного использования учителем инновационных технологий. В свою очередь эффективность инновационных технологий напрямую связана с их непрерывным использованием. Изучив различные личностно-ориентированные технологии, я определила для себя приоритетной в реализации обозначенных задач технологию дидактических многомерных инструментов, так как она соответствует возрастным особенностям участников педагогического процесса; обуславливает деятельностный подход; соответствует поставленным целям и задачам развития учащихся; доступна; позволяет системно использовать основные компоненты технологии – логико-смысловые модели, матрицы.

ДМИ позволяют мне обогатить учебный материал инструментами учебной деятельности; инициировать самообучение, актуализировать воспитательный потенциал учебного предмета, развивать такие качества мышления учителя и учащихся, как многомерность, произвольность, благодаря чему активизируется мышление, повышать орудийность деятельности путем программирования операций анализа и синтеза, при проектировании и моделировании знаний, проблемных ситуаций и поиске их решений.

    Многомерные инструменты затрагивают различные аспекты продуктивного мышления: мышление приобретает свойство системности, поддерживаются механизмы памяти и улучшается контроль информации благодаря наглядному представлений знаний на естественном языке в свернутой форме, лучше работает интуитивное мышление, улучшается способность к «смысловой грануляции» и свертыванию информации.

     Перспективность опыта в том, что ТДМИ можно адаптировать к содержанию других предметов, применять во внеклассной, методической работе, так как это обеспечивает современный подход в организации деятельности учителя.

     По данной теме работаю 4 года. В первый год работы использовала ДМИ в одном классе с постоянным отслеживанием результатов уровня обученности и личностного развития учащихся. Затем, видя позитивный опыт их применения, перешла на их системное использование во всех классах. Считаю, что он может быть использован как учителями различных предметов, так и учащимися для самообразовательной работы по химии.

Новизна моего опыта работы в том, что на сегодняшний момент отсутствуют четкие диагностики развития мышления ученика, а использование ТДМИ позволяет по созданной модели учеником оценить уровень сформированности развития мыслительной деятальности, уровень мотивации ребенка к предмету, а также представляют:

  • возможность быстрой количественной и качественной оценки как предметных ЗУН учащихся по химии, так и интеллектуальных умений: выделять из текста основные смысловые единицы, решать учебные и реальные проблемы, синтезировать новую информацию в графической форме и применять ее при решении новых типов задач, корректность в работе с источником информации, степень аналитичности суждения, выражения признаков понятия своими словами;
  • конструирование ЛСМ, диктуя особую логику организации учебного материала, способствует обогащению урока инструментами учебной деятельности, инициации самообучения;
  • предоставление учащимся реальной свободы выбора в графическом представлении изученного материала, его объема и сложности;
  • создание условий для постоянной рефлексии через системное использование (построение и использование ДМИ на различных этапах урока);
  • соблюдение определенной последовательности в процессе использования ТДМИ (технологичность в преподавании химии)

2. Факторы, повлиявшие на необходимость внедрения в педагогическую деятельность ТДМИ:

  • инновационные процессы, происходящие в школьном образовании, обуславливают необходимость совершенствования методической культуры педагогов, то есть всех видов учительской деятельности во всех аспектах образования, таких как обучение, воспитание и развитие школьников;
  • качественная школа помогает становлению качественного государства;
  • требования к современному уроку вызывают необходимость искать новые эффективные методы преподавания, способствующие активизации мыслительной деятельности, развитию интереса к предмету;
  • необходимость формирования ученика, обладающего высоким уровнем умственного развития, соответствующего его личным способностям и возможностям.

    В связи с выше изложенным проблема моей педагогической деятельности заключалась в поиске и внедрении в практику обучения эффективной технологии, позволяющей повысить качество предметной подготовки учащихся, развивать их аналитические, коммуникативные, рефлексивные компетенции, осуществлять свободу выбора и творческую деятельность.

     Решение данной проблемы  определило цель и задачи работы.

Задачи:

1. Разработать и применить логико-смысловые  модели, матрицы при изучении  предмета.

2. Апробировать логико-смысловые  модели (ЛСМ) на следующих этапах  урока: целеполагание, актуализация  знаний, изучение нового материала, обобщение и систематизация, рефлексия.

3. Создать условия, способствующие:

  • активизации мышления, познавательной деятельности, мотивационной, волевой и рефлексивной сферы учащихся;
  • формированию и развитию навыков самостоятельной работы учащихся;
      • дальнейшему развитию интереса к предмету.

4. Экспериментально проверить эффективность  использования ТДМИ на качество образования и развитие мышления.

5. Разработать и провести презентации  опыта внедрения ТДМИ на уровне  школы.

6. Способствовать распространению положительного опыта апробации ТДМИ на уровне района, города, республики.

7. Создать методическую продукцию  (разработки уроков, методических рекомендаций для учителей, ЛСМ, матриц).

3. Научно-методическое  обоснование

Изучение научной и методической литературы:

  • Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты. – М.: 2002.
  • Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  • Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения/ С.С. Кашлев. – Мн.: Белорусский верасень, 2005.
  • Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
  • Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. – М.: Просвещение, 2002.
  • Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. – Псков: ПОИПКРО, 1996.

позволило мне выделить в качестве приоритетного направления в организации учебно-воспитательного процесса по химии, использование ДМИ.

В своей работе я опиралась на следующие основные идеи:

  • неукоснительно соблюдать требования к ДМИ, четко следовать алгоритму моделирования ЛСМ, системно использовать их на различных этапах урока, факультативного занятия.

Требования  к моделям, выполняющим инструментальные функции:

  • четкая структура и логически удобная форма представляемого знания;
  • «каркасный» характер – фиксация наиболее важных, узловых моментов;
  • универсально-инвариантные свойства – пригодность к широкому спектру задач;
  • психологическая поддержка пользователя.

Основные этапы  моделирования ЛСМ.

  • Анализ учебной программы по данной теме.
  • Отбор основного содержания темы, структурирование ее на разделы (выделение блоков информации) - координаты.
  • Вычленение опорных понятий (знаний) в каждом блоке, изображении их в сжатой форме – опорные узлы. Главное условие: краткость, минимум текстовой информации. Новые термины целесообразно записывать полностью.
  • Компоновка опорных понятий.
  • Размещение опорных узлов на координатах в логической последовательности в соответствии с их содержанием. Между опорными узлами должно оставаться достаточное пространство, что способствует более четкому зрительному вычленению их.

Алгоритм моделирования ЛСМ.

1. В центр будущей системы  координат (условный фокус внимания) помещается объект конструирования: экспериментальная тема, проблемная ситуация, задача и т.п.

2. Определяется набор координат  (круг вопросов) по проектированной  теме, в которые могут входить такие смысловые группы, как цели и задачи изучения, объект и предмет, сценарий и способы изучения, содержание и гуманитарный фон изучаемой темы, типовые задачи и способы их решения, самостоятельные или творческие задания по отдельным вопросам темы.

3. Определяется набор опорных  узлов – «смысловых гранул»  для каждой координаты путем логического или экспертного (интуитивного) выявления узловых, главных элементов содержания, ключевых фактов для решаемой проблемы и т.п.

4. Опорные узлы ранжируются и  расставляются на координатах.

5. Информационные фрагменты переформулируются   для каждого опорного узла  путем замены развернутых информационных  боков ключевыми словами, словосочетаниями и аббревиатурой.

 

4. Ведущая идея опыта  заключается в системном использовании ДМИ на разных этапах урока, направленном на обучение, воспитание и развитие ученика.

Информация о работе Дидактические многомерные инструменты на уроках химии