Дидактические многомерные инструменты на уроках химии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 14:20, реферат

Краткое описание

В обобщении опыта представлена система работы с использованием технологии дидактических многомерных инструментов с целью повышения качества образования, раскрываются возможности дидактического многомерного инструмента в активизации мышления, мотивационной и рефлексивной, познавательной деятельности, инициации творческих способностей учащихся и учителя

Вложенные файлы: 1 файл

«Дидактические многомерные инструменты на уроках химии».doc

— 667.00 Кб (Скачать файл)

5. Описание педагогического  опыта работы

    Как бы ни проводился  урок, поток информации, терминов, определений,  формул создает перегрузку. Поэтому традиционные методы изучения нового материала, такие например, как лекция, составление конспекта под диктовку учителя, не устраивает ни меня, ни учащихся, так как не осуществляется индивидуальный подход, нет целостного вида темы, разный уровень учеников.

    Занимаясь несколько лет мониторингом, я думала над тем, как повысить качество образования по предмету, развивать и поддерживать интерес к предмету, приобщать учащихся к работе с книгой, выработать у них самостоятельность мышления. Оптимизировать урок, сделать его более содержательным, научным, эффективным мне помогают ЛСМ и матрицы.  

Факторы успешности:

решение проблемы повышения качества образования учащихся будет наиболее успешным, если:

      • процесс использования ТДМИ будет непрерывным;
  • в содержание уроков будет систематически включаться моделирование логико-смысловых моделей, матриц;
  • содержание программного материала будет изучено в рамках выбранной технологии;
  • учитель психологически готов использовать технологию дидактических  многомерных инструментов.

 

   Основным результатом моей деятельности по применению ТДМИ является видение эффективности этой технологии с целью повышения качества образования и системное ее использование на уроках.

   Как показывает опыт, изучение  темы «Основные классы неорганических  веществ», которая занимает важнейшее место в курсе неорганической химии, вызывает у учащихся затруднения. Как правило, этот материал с трудом усваивают ученики со слабо развитыми способностями анализа и синтеза. Одним из факторов успешного обучения, развития мыслительной деятельности учащихся является системный подход к учебному материалу. Один из способов реализации данного подхода – использование ЛСМ и матриц при предъявлении учебной информации на различных этапах обучения. Поэтому в своей работе при изучении каждого класса неорганических веществ использую ЛСМ и матрицы (приложения 1-5).

   За основу построения  урока беру классическую структуру  комбинированного урока и обогащаю ее логико-смысловыми моделями, разнообразными видами учебной деятельности, которые способствуют соединению фундаментальных и прикладных знаний учащихся.

   Логико-смысловые модели  использую на различных этапах  урока.

   Особое внимание при конструировании  урока уделяю целеполаганию, поскольку «кто не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (Сенека). Проектирую цели и задачи урока с конкретным указанием, что должны запомнить, понять, усвоить учащиеся, какие умения выработать. На уроке строю модель совместно с учащимися. На модели отображаются основные знания и умения по изучаемой теме и уровни обучения для того, чтобы все учащиеся с разной степенью обученности могли достичь положительных результатов (приложение1). Использование ЛСМ и матриц на этапе целеполагания позволяет научить учащихся:

  • кратко и четко формулировать цели (задачи) урока;
  • устанавливать взаимосвязь между знаниями и умениями;
  • делать самостоятельный выбор;

  Мне, как учителю позволяет наглядно отразить уровни обучения, рационально использовать время на данном этапе урока.

   На этапах урока  актуализация знаний, изучение нового материала моделируем   ЛСМ, которая включает содержание темы в виде блоков информации, расположенных в определенной последовательности, позволяющей установить логические связи между ними (приложения 1-5). Это обеспечивает целостность, логичность и обозримость информации. Основным ее достоинством является организация и систематизация основного учебного материала. ЛСМ составляется одновременно на доске и в тетрадях учеников при изучении данного вопроса на уроке. На пример, на уроке в 8 классе по теме «Основания» мы заполняем с учащимися ЛСМ «Основания» (приложение 2). Определение понятия «Основания» и их классификацию учащиеся изучили ранее, поэтому на уроке координаты К1 и К2 ЛСМ заполняют самостоятельно (актуализация знаний). Работая с текстом параграфа учащиеся заполняют К4 – физические свойства. К3 – химические свойства оснований и матрицу моделирую совместно с учениками. Изучение темы сопровождается моим объяснением и необходимым демонстрационным и лабораторным опытом. Одновременно с К3 заполняем К7 – меры предосторожности при работе. К6 – применение можно дать учащимся в качестве домашнего задания (приложение 2).

   Таким образом, я могу сделать вывод, что построение и применение ЛСМ при изучении нового материала создало условия для развития рационального и абстрактно-логического мышления учащихся, для развития умения работать с текстом, выделять главное, сворачивать информацию в «смысловые гранулы», сравнивать и сопоставлять, выделять сходства и различия, классифицировать. А мне позволило формировать опорные знания учащихся, четко, доступно, лаконично объяснить тему, управлять познавательной деятельностью учащихся, сочетать различные формы работы, оперативно оказывать действенную помощь каждому ученику, влиять на ход и структуру урока, поддерживать и развивать у учащихся интерес к предмету.

    Проектирование логико-смысловой  модели на уроке способствует  формированию многомерно-смыслового пространства темы, стимулирует творческое воображение. Логико-смысловая модель позволяет одновременно увидеть всю тему целиком и каждый ее элемент в отдельности, на ней легко показать сравнительную характеристику двух явлений, событий, формул, найти сходства и различия между ними, установить причинно-следственные связи, выявить основную проблему и найти ее решение.  

   Применение формы записи  материала в виде ЛСМ способствует (как показала практика) лучшему  его осмыслению учениками, а  также формирует у школьников  представление о разных формах  записи изучаемого материала.

   В моделировании матриц я использую две координаты, на которые наносятся опорные узлы, а также ранжируются и размещаются соответствующие узлы в построенной матрице, несущие основную информацию по изучаемой теме. Матрицы целесообразно использовать при изучении, например, нескольких явлений, событий, фактов, которые необходимо изучить в сравнении. Построение и использование матриц позволяют развивать у учащихся умения классифицировать, сравнивать, обобщать (приложения 5, 7). Использование матриц позволяет сделать ЛСМ более компактными, не перегруженными большим количеством информации. 

    Моделирование и применение  ЛСМ и матриц помогает более  четкому выделению взаимосвязей между строением, свойствами и применением веществ, генетических связей внутри и между классами веществ, что имеет большое значение для формирования мировоззрения школьников.    

   На этапе урока обобщение и систематизация знаний, предлагаю учащимся, используя построенную модель, рассказать друг другу изученный материал (работа в паре). Это способствует закреплению знаний учащихся, развитию умений обобщения и логического мышления, а так же учит учащихся развернуть изученный материал, что позволяет развивать их устную речь.

   Использую ЛСМ на этапе рефлексии и подведения итогов (приложение 6). Это позволяет учащимся осознать уровень усвоения изученного материала. Мне провести своевременный анализ и оказать действенную помощь каждому ученику.

   Следует отметить, что учащиеся могут использовать ЛСМ не только на уроке, но и в процессе самостоятельной проработки материала. ЛСМ направляют работу учащихся, учат думать. При работе с ними виден не только объем того материала, который требуется изучить, но и уже усвоенного; легче и нагляднее устанавливаются внутри-предметные связи. Составленные ЛСМ и матрицы могут быть использованы учеником при подготовке к контрольным работам, экзаменам как справочные материалы, т. е. превращены в своеобразные для него пособия.

   Основное значение главных  элементов ТДМИ в процессе  обучения определяется их тесной связью с логическими и языковыми средствами обучения, а так же тем, что они способствуют формированию фундаментальных знаний, обеспечивая вычленение главного, его обзорное восприятие и системное усвоение.

   Возможность представить  большие массивы учебного материала  в виде наглядной и компактной ЛСМ дает двойной результат: во-первых, высвобождает время для отработки умений учащихся; во-вторых, постоянное использование ЛСМ и матриц в процессе обучения формирует у учеников логическое представление об изучаемой теме.

    Разработка и построение ЛСМ, матриц облегчает мне подготовку к уроку, усиливает наглядность изучаемого материала, позволяет управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся, делает оперативной обратную связь. Использование ЛСМ, матриц помогает мне алгоритмизировать поурочный контроль. Проверяя обучающие самостоятельные работы, я выявляю, в каких вопросах изученной темы, большинство учеников допустили ошибки. Отмечаю в ЛСМ узлы, которые требуют дальнейшей отработки умений или повторного объяснения на последующих уроках. Все это позволяет планировать и осуществлять своевременную коррекцию знаний и умений учащихся.

   ЛСМ строю не только учебного содержания, но и модели-программы, которые объединяют в систему программные вопросы конкретной темы или раздела теоретического курса (приложение 8). Например, модель-программа «Основные классы неорганических веществ» включает в качестве координат К1-К4 основные классы: оксиды, кислоты, основания, соли, а так же план их изучения. Координата К5 - генетическая связь позволяет установить причинно-следственные связи, показать взаимосвязь между основными классами неорганических веществ. Ввожу координату К6 - применение теоретических знаний, на которой фиксирую умения учащихся по теме, указываю основные виды контроля, предусмотренные программой (практическая работа, контрольная работа). ЛСМ-программы предназначены для постоянной работы с ними как на уроках, так и дома. Уяснение места данного учебного вопроса в содержании программы и взаимосвязь его с другими вопросами также положительно сказывается на качестве знаний учащихся. Таким образом, комплексное использование ЛСМ-программ и ЛСМ, матриц учебного содержания способствует повышению эффективности процесса обучения.

    ТДМИ – здоровьесберегающая технология, не вызывающая утомляемости. Как свидетельствует диагностика эмоционального состояния учащихся, обучающихся по ТДМИ, проводимая психологом школы Валькович С.В., снизился общий уровень тревожности, страх самовыражения. Одним из условий повышения качества образования является также высокий уровень мотивации ученика. В ходе проведения микроисследований было выявлено, что практически у всех учащихся, которые изучали предмет с использованием ЛСМ и матриц, повысился уровень обученности, мотивации.

Результативность  очевидна:

  • Повышение РУД учащихся по химии (приложение 9).
  • Повышение уровня мотивации учащихся.
  • Повышение уровня умственного развития учащихся (приложение 10).
  • Личностный рост учителя:
  • Статья «Логико-смысловые модели на уроках химии», журнал «Народная асвета», № 1, 2006.
  • Открытый урок на районном семинаре для заместителей директоров старшей школы «Инновационные технологии в практике педагога как фактора развития мышления учащихся в учебном процессе» (февраль, 2006).
  • Почетная грамота Управления образования администрации Московского района (сентябрь, 2006).
  • Выступление на Республиканском семинаре учителей химии «Применение инновационных технологий в процессе изучения химии» (ноябрь, 2006).
  • Защита авторской работы «Технология как ресурс повышения качества образования» в МГГИПКиПКО (ноябрь, 2006).
  • Открытый урок на районном семинаре для заместителей директоров «Содержание деятельности и организация педагогических советов как важнейший способ продуктивного взаимодействия педагогов» (ноябрь, 2006).
  • Грант Мингорисполкома за разработку образовательного проекта «Инновациионность как ресурс повышения качества образования» (декабрь, 2006).
  • Семинар-тренинг для учителей химии Московского района по теме «Применение современных образовательных технологий для развития познавательных и творческий способностей» (март, 2007).
  • Выступление на Республиканском семинаре учителей географии (ноябрь, 2007).
  • Стажерская площадка для начинающего учителя естественно-математического образования «Методические основы современного урока. Технология дидактических многомерных инструментов» (январь, 2008).
  • Диплом I степени районного фестиваля «Палитра педагогических талантов» (май, 2008).

Трудоемкость опыта.

Конечно при освоении ДМИ (первый год  работы) я затратила достаточно времени  для их грамотного построения, но имея теперь в запасе ЛСМ и матрицы по всем разделам программы для разных классов я могу быстро адаптировать их при изменении программ (например, в этом году для 9’ и 11’ классов) или для учета особенностей некоторых классов.

Одним из факторов успешности моей педагогической деятельности является общение с коллегами в рамках работы творческой группы по данной теме. Являясь руководителем творческой группы, я разработала обучающие занятия, семинары, методические рекомендации коллегам. Общение с коллегами, открытые уроки, которые дают члены творческой группы, позволяют мне сделать вывод о доступности данного опыта, возможности использования учителями химии, а так же любого другого предмета и в других учреждениях образования.

Информация о работе Дидактические многомерные инструменты на уроках химии