Дидактические многомерные инструменты на уроках химии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 14:20, реферат

Краткое описание

В обобщении опыта представлена система работы с использованием технологии дидактических многомерных инструментов с целью повышения качества образования, раскрываются возможности дидактического многомерного инструмента в активизации мышления, мотивационной и рефлексивной, познавательной деятельности, инициации творческих способностей учащихся и учителя

Вложенные файлы: 1 файл

«Дидактические многомерные инструменты на уроках химии».doc

— 667.00 Кб (Скачать файл)

 

Приложение 1

Предмет: химия

Класс: 8

Тема урока: Классификация оксидов. Получение оксидов. Химические свойства: взаимосвязь с водой, кислотами, основаниями. Понятие об амфотерности. Применение оксидов.

Задачи:

  1. углубить, закрепить, систематизировать и обобщить знания учащихся об оксидах;
  2. продолжить развитие таких умственных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация;
  3. развивать практические умения записи уравнений химических реакций, составления формул веществ, умение называть вещества;
  4. воспитывать у учащихся культуру общения, наблюдательность, сосредоточенность.

 

Материалы урока

I. Мотивация

На демонстрационном столе —  химический стакан с содой, кислота, бутылка газированной воды.

Демонстрационный опыт:

  1. добавляем уксусную кислоту к соде;
  2. открываем бутылку газированной воды.

Вопросы:

  — Что наблюдаете? Признак явлений?

— Как называет газ, который выделяется?

— Какова его химическая формула?

— К какому классу неорганических веществ относится этот газ?

Определяем и записываем тему урока

Целеполагание (совместное)

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Актуализация знаний

Построение ЛСМ — К1:

  • Исключите лишнее и обоснуйте свой выбор: СО2, СuО, Р2О5, NaОН.
  • Какие вещества называются оксидами? (Вспомним определения.) Сворачиваем информацию в опорные узлы и наносим на К1.
  • Вспомните правила названий оксидов.
  • Дайте названия оксидам: Na2О, Fe2О3.

III. Изучение нового материала и первичное закрепление

А. Построение К2 (Классификация оксидов). Методический прием «инсерт».

  • Прочитайте текст статьи «Классификация оксидов» и карандашом отметьте главную информацию, которую необходимо внести в ЛСМ.
  • На какие группы классифицируют оксиды? Наносим соответствующие узлы на К2.
  • Какими элементами образуются основные оксиды? Составляем общую формулу: МехОу; записываем в ЛСМ.
  • Какими элементами образуются кислотные оксиды? Составляем общую формулу: НеМехОу; записываем в ЛСМ.
  • Составляем общую формулу амфотерных оксидов: МехОу (исключения: ZnО, ВеО), записывает в ЛСМ.
  • Какой класс неорганических веществ соответствует основным оксидам? Записываем в ЛСМ.
  • Какой класс неорганических веществ соответствует кислотным оксидам? Записываем в ЛСМ.

H Понятие об амфотерности

У таких элементов как Ве, Zn, Аl — два лица. Оксиды у них амфотерные. Это слово происходит от греческого «амфо» — двоякий, двойной. Древнегреческие сосуды называли «амфорами», они были обязательно с двумя ручками. А еще земноводных (лягушек и жаб) в зоологии зовут амфибиями, потому что они могут жить и на суше, и на воде.

  • Какие классы неорганических веществ будут соответствовать амфотерным оксидам? Записываем в ЛСМ.
  • Запишите формулы веществ, которые соответствуют следующим оксидам:  Na2О Š …(NaОН), SO3 Š…(Н24), (Zn(ОН)2)… ‰ZnОŠ…(Н2ZnО2).

      В.  Химические свойства. Методический прием «инсерт»

Нанесем на К3 опорные узлы — вещества, с которыми могут взаимодействовать оксиды.

  1. Химические свойства основных и кислотных оксидов.

  • Прочитайте текст статьи «Химические свойства оксидов». Карандашом отметьте главную информацию: с какими веществами реагируют основные и кислотные оксиды.
  • Нанесите соответствующие узлы в матрицу с указанием продуктов реакций.
  • Проверьте правильность заполнения матрицы. (На доске — готовый вариант.)
  • Составим уравнения химических реакций, подтверждающие химические свойства основных и кислотных оксидов.
    1. Na2O + H2O Š2NaOH
    1. CuO + 2HCl ŠCuCl2 + H2O
    2. CaO + CO2 ŠCaCO3
    3. SO3 + H2O ŠH2SO4
    4. P2O5 + 6KOH Š2K3PO4 + 3H2O
    5. SO3 + BaO Š BaSO4

                      Вместо знака вопроса впишите класс оксида (основной или кислотный).

2. Химические свойства амфотерных оксидов.

  • Вспомним перевод греческого слова «амфо» — двойной, двоякий.
  • Важнейшие химические свойства оксидов обусловливаются их отношением к кислотам и основаниям.
  • Вернемся к основным и кислотным оксидам. Основные оксиды реагируют с кислотами, кислотные оксиды — с основаниями.
  • Выскажите свои предположения: с какими вещами будут взаимодействовать амфотерные оксиды? Наносим соответствующие узлы в матрицу.
  • Какие вещества образуются в результате этих химических реакций? (Назовите продукт химических реакций.) Подписываем соответствующие узлы в матрице.
  • Составим уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства.
        1. ZnO + 2HCl ŠZnCl2 + H2O
        2. ZnO + 2NaOH ŠNa2ZnO2 + H2O

      C. Получение оксидов (строим К4).

  • Используя текст статьи «Получение оксидов» на с. 147-148 допишите способы получения соответствующими уравнениями химических реакций.

      D. Применение оксидов (строим К4).

Одну из областей применения оксидов  я показал вам в начале урока (возвращаемся к мотивации) — это  … (пищевая промышленность). Наносим  узел на К5. Остальные узлы — д/з.

IV. Обобщение и систематизация.

Используя ЛСМ, расскажите друг другу  изученный материал.

V. Первичный контроль (тест, самопроверка).

VI. Домашнее задание: § 32, № 8 с. 152; № 414, 418.

Используя текст статьи «Применение  оксидов» с. 149-150 построить К5.

* Построить ЛСМ по темам: «Основной  оксид», «Кислотный оксид».

 

 

 

 

Приложение 2

Приложение 3

 

 

Приложение 4

 

Приложение 5

 

 

Приложение 6

Приложение 7

 

Приложение 8

ЛСМ: «Основные  классы неорганических соединений»

Приложение 9

Приложение 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Дидактические многомерные инструменты на уроках химии