Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 12:43, дипломная работа
Цель - на основе теоретического анализа литературы разработать и апробировать серию занятий с использованием дидактических сказок, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста.
Исходя из цели и гипотезы данной работы, можно выделить следующие задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Разработать серию занятий, с использованием дидактических сказок для развития лексической стороны речи.
3. Провести педагогический эксперимент.
4. Отобрать рекомендации по использованию дидактических сказок как средства развития речи детей.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические основы использования дидактических сказок в детском саду………………………………………………………………...6
1.1Речь. Развитие речи……………………………………………………..6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика дошкольников…………9
1.3.Сказки. Дидактические сказки………………………………………..12
1.4.Влияние сказок на развитие речи детей……………………………...14
Глава 2.Эксперементальное изучение влияния дидактических сказок на развитие лексической стороны речи детей дошкольного возраста…….17
2.1.Констатирующий эксперимент. Выявление уровня развития лексической стороны речи………………………………………………...17
2.2. Формирующий эксперимент. Развитие речи с помощью
дидактических сказок……………………………………………………...23
2.3. Контрольный эксперимент. Выявление результатов формирующего
эксперимента………………………………………………………………33
Заключение…………………………………………………………………35
Рекомендации………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………...40
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Дошкольный возраст - сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому дошкольное обучение и воспитание — традиционное и развитое направление педагогики. Обучение имеет свою ярко выраженную специфику: формы и методы обучения связаны преимущественно с игрой, ведущую роль играет непроизвольное запоминание. [3 с.119]
1.3.Сказки. Дидактические сказки
Сказка, один из основных жанров устного народно - поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказкой называют различные виды устной прозы, отсюда разнобой в определении её жанровых особенностей. От других видов художественной эпики сказка отличается тем, что сказочник подаёт её, а слушатели воспринимают прежде всего как поэтический вымысел, игру фантазии.
Известный психолог и психотерапевт Дорис Бретт писала: «Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно». [11 с.10]
Психологи выделяют такие виды
сказок, как
1) художественные сказки:
а) народные;
б) авторские;
2) дидактические сказки.
3) психокоррекционные сказки.
4) психотерапевтические сказки.
Дидактические сказки создаются педагогами для преподнесения учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В дидактических (обучающих) сказках изучаемый материал подается в яркой и образной форме. В таких историях символы и предметы, к которым нужно вызвать интерес, одушевляются и попадают в сказочный образ мира. То есть учебные задания и информация «подаются» в форме дидактических сказок. [12 с.14]
При использовании дидактических сказок в детском саду надо учитывать следующие рекомендации:
- можно использовать разные виды сказок: сказки – повествования, которые применяются при изучении нового материала, сказки - загадки – при закреплении и повторении, сказка – ложный рассказ – при проверке и закреплении знаний.
-при составлении сказок учитывается тема занятия, тип занятия, так как не на каждом занятии сказка будет уместна.
- сказка обязательно должна быть дополнена наглядными источниками информации (иллюстрации, рисунки, слайды, игрушки).
-сочиняя сказку, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. Чем он младше, тем проще и короче должна быть сказка.
-дидактические сказки пишутся в соответствии с определённым алгоритмом.
Алгоритм написания дидактической сказки:
Одним из первых создателей дидактических произведений был Л.Н. Толстой. Он считал, что рассказ учителя даст ребенку намного больше знаний, чем сухой материал учебника. Поэтому сведения о природоведении, географии, истории дети Яснополянской школы получали в форме художественных рассказов. Но помимо обучающих задач эти рассказы содержат в себе и высокие воспитательные цели. [13 с.24]
Говоря о дидактических сказках, нельзя не упомянуть и о коротких увлекательно-познавательных произведениях Г.Н. Юдина. Его тексты содержат множество сведений про электричество, часы, водолазов, о животных и растениях; в них рассказывается, у кого какие уши, глаза, хвосты, языки, кто из насекомых, птиц и зверей в каком доме живёт.
1.4.Влияние дидактических сказок на развитие речи
Сказка – отдельный вид из широкой полоски всей народной повествовательной литературы: такое произведение выполнено в виде прозы или используемое достаточно редко - в стихах. В таком произведении повествуется о вымышленных событиях, используются характерные фантастические приемы. Сказка - вид повествовательного фольклора, включающий различные жанры и повествовательный литературный жанр. Фольклорные, а также литературные сказочные жанры допускают известную долю художественного вымысла, повествуют о необычных в бытовом смысле событиях (фантастические, чудесные или житейские рассказы).[5 c.4]
Использование дидактических сказок в коррекционной работе по преодолению недоразвития речи имеет следующие преимущества:
1) простота и занимательность
сюжета сказки позволяет
2) персонажи сказок и их
3) дети, испытывающие значительные
затруднения в понимании
4) привлекательность персонажей сказок делает занимательными для детей задания по развитию оптико-пространственных функций, обучающие разнообразным приемам изображения сказочных героев. [12 c.38]
Посредством дидактических сказок развивается речь ребенка, формируется словарь, грамматический строй, диалогическая и монологическая речь, совершенствуется звуковая сторона речи.
Вывод: в теоретической части нашего исследования была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования «Дидактические сказки как средство развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста» раскрыты следующие понятия:
1.Дидактические сказки - создаются педагогами для закрепления и обобщения учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.
2. Лексика - это совокупность всех слов языка, его словарный состав.
3.Лексическая сторона речи (смысловая)- тесно связана с внешней (фонетической и грамматической). Ее развитие способствует овладению значением слов. Затруднения в области фонетики и грамматики препятствуют лексическому обогащению.
4. Умственное развитие - особенности и характеристика развития мышления. Образное мышление и взаимосвязь форм мышления ребенка. Осмысление речи и развитие внимания в дошкольном возрасте. Развитие памяти и воображения, умственная незрелость. Область познания ребёнка-дошкольника.
На основании изученной литературы в теоретической части нашего исследования была дана психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста, был намечен, составлен план педагогического эксперимента. В ходе исследования выявлены особенности развития лексики у детей дошкольного возраста: словарный запас весьма ограничен, в некоторых случаях нарушен адекватный выбор языкового материала, наблюдается несовершенство поиска номинативных единиц, часто слова заменяются близкими по ситуации, назначению.
Особенности лексики у детей, как правило, проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из своего словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Возникающие у детей специфические ошибки в виде различных замещений нужной лексемы другими словами, имеющими иное значение, свидетельствуют о несформированности системы значений. [6 c.42]
Особенности развития речи:
1) Нарушения в произнесении слов (упрощения, перестановки слогов);
2) Грамматические ошибки в речи;
3) Нарушение произношения, путаница звуков;
4) Меньший словарный запас, чем у их сверстников.
Таким детям нужно научиться произносить слова и все звуки в них, усвоить грамматическую основу русского языка, пополнить словарь.
Глава 2. Экспериментальное изучение влияния
дидактических сказок на развитие лексической стороны речи детей дошкольного возраста.
2.1.Констатирующий эксперимент. Выявление уровня развития лексической стороны речи
Исследование проводилось в конце сентября 2012 года на базе ГБОУ Начальная школа - детский сад №1883 компенсирующего вида и ГБОУ детский сад №2003. В экспериментальную группу вошли 18 детей 4-5 лет с диагнозом ОНР и ЗПР. Сравнительную группу составили 18 детей 4-5 лет с уровнем развития речи по возрасту. У детей экспериментальной группы отмечаются следующие особенности развития:
Целью констатирующего этапа исследования явилась диагностика сформированности лексической стороны речи детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были обозначены следующие задачи эксперимента:
1. Подбор методик, направленных
на диагностику уровня
2. Определение уровня развития лексической стороны речи у дошкольников.
3. Изучение особенностей
4. Проверить эффективность
Для решения задач экспериментальной части исследования был использован следующий метод: «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» О. А. Безрукова, О. Н. Каленкова.
На основе данного метода были изучены и обобщены материалы диагностики лексической стороны речи у детей дошкольного возраста.
Цель: определить уровень сформированности лексической системности, которая оценивается по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами.
Процедура проведения:
Задание 1) обследующий кладет перед ребенком картинку и задает вопрос: «Назови то, что ты видишь». Рисунки:
А) Полотенце, бусы, пила, ключ, молоток, сковорода, кастрюля.
Б) Самолет, вертолет, велосипед, трамвай, троллейбус.
В) Жираф, крокодил, зебра, бегемот, тигр.
Г) Кофта, рубашка, шляпа, халат, перчатки, юбка, куртка.
Д) Лимон, репа, перец, апельсин, кабачок, тыква, свекла.
Е) Воробей, пчела, дятел, жук, кузнечик, ворона, голубь.
Максимальное количество баллов- 38
Задание 2) обследующий кладет перед ребенком картинку и дает задание: «Найди лишнюю картинку в каждой группе рисунков и объясни свой выбор». Рисунки: снегирь, попугай, бабочка, голубь, ворона; яблоко, груша, банан, лимон, репа.
Максимальное количество баллов-2
Задание 3) обследующий кладет перед ребенком рисунки и дает задание:
«Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов». Рисунки: кисточки, топор, пила, сачок, удочка, кастрюля, половник, веник.
Максимальное количество баллов-8
Задание 4) обследующий кладет перед ребенком рисунки и дает задание:
«Рассмотри рисунки и скажи, чем различаются эти предметы». Рисунки: трамвай-автобус; варежки-перчатки; сковорода-кастрюля; табурет-стул.