Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 12:43, дипломная работа
Цель - на основе теоретического анализа литературы разработать и апробировать серию занятий с использованием дидактических сказок, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста.
Исходя из цели и гипотезы данной работы, можно выделить следующие задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Разработать серию занятий, с использованием дидактических сказок для развития лексической стороны речи.
3. Провести педагогический эксперимент.
4. Отобрать рекомендации по использованию дидактических сказок как средства развития речи детей.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические основы использования дидактических сказок в детском саду………………………………………………………………...6
1.1Речь. Развитие речи……………………………………………………..6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика дошкольников…………9
1.3.Сказки. Дидактические сказки………………………………………..12
1.4.Влияние сказок на развитие речи детей……………………………...14
Глава 2.Эксперементальное изучение влияния дидактических сказок на развитие лексической стороны речи детей дошкольного возраста…….17
2.1.Констатирующий эксперимент. Выявление уровня развития лексической стороны речи………………………………………………...17
2.2. Формирующий эксперимент. Развитие речи с помощью
дидактических сказок……………………………………………………...23
2.3. Контрольный эксперимент. Выявление результатов формирующего
эксперимента………………………………………………………………33
Заключение…………………………………………………………………35
Рекомендации………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………...40
Максимальное количество баллов-4
Задание 5) обследующий кладет перед ребенком пары рисунков и дает задание: «Рассмотри пары рисунков и скажи, почему их поместили рядом». Рисунки: перо-ворона; молоток-гвоздь; дерево-лопата; петух-курица.
Максимальное количество баллов-4
Задание 6) обследующий кладет перед ребенком рисунки и задает вопрос: «Скажи, кто что делает?». Рисунки: девочка стирает, мальчик забивает гвоздь, девочка купает куклу, мальчик рубит дрова, мальчик вытирает лицо полотенцем, девочки подметают пол.
Максимальное количество баллов-6
Задание 7) обследующий кладет перед ребенком рисунки и дает задание: «Рассмотри рисунки и покажи: мужскую куртку, железную лопату, женский зонт. Рисунки: зонт женский, зонт мужской, куртка мужская, куртка женская, куртка детская, лопата железная, лопата деревянная.
Максимальное количество баллов-3
Задание 8) обследующий просит ответить на вопросы: Какие цветы называют комнатными? Какую куртку называют детской? Какой мяч называют футбольным? Какую лампу называют настольной? Какую обувь называют уличной?
Максимальное количество баллов-5 [2 с. 34]
Критерии оценки:
Адекватный ответ - 1 балл. Дети с нормальным уровнем сформированности лексической системности 4-5 лет дают правильные ответы, в помощи не нуждаются. Неадекватный ответ- 0 баллов Дети с нарушенным уровнем развития лексической системности дают неправильные ответы, понимают смысл задания, но испытывают трудности. Оценка ситуации достигается лишь после того, как ребенку зададут наводящие вопросы.
Максимальное количество полученных баллов - 65. Критерии оценки: Объем словаря, низкий уровень - от 0 до 15 баллов; средний уровень - от 16 до 35 баллов; высокий уровень - от 35 до 47 баллов. Системная организация словаря, низкий уровень - от 0 до 5; средний - от 6 до 12 баллов; высокий - от 13 до 18 баллов.
На основании обследования был выявлен общий уровень состояния лексики. Критерии оценки: высокий уровень - от 47 до 65 баллов; средний - от 22 до 47 баллов; низкий - от 0 до 22 баллов.
Анализ полученных результатов
Проведенные обследования показали, что воспитанники коррекционного образовательного учреждения с заданием справились хуже, чем воспитанники общеобразовательного учреждения (Рисунок 1). В экспериментальной группе большая часть детей имела низкий уровень развития лексики. В среднем дети набрали 30 баллов из 65 возможных. В сравнительной группе большая часть детей находилась на среднем и высоком уровне, 13 детей набрали более 47 баллов, что соответствует высокому уровню развития словаря.
Рисунок 1
Результаты констатирующего эксперимента
Наибольшие трудности у детей экспериментальной группы встречались при выполнении заданий, направленных на диагностику развития системной организации словаря: детям трудно было выделить различия предметов из задания №4 - сложно определить существенные признаки предмета и не обращать внимания на несущественные. Например - на просьбу рассмотреть рисунки и сказать, чем различаются эти предметы, Дима П. стал выделять общие признаки - «Варежка синяя, а перчатка красная», и тому подобные различия, не называя главной разницы.
Наибольшее затруднение вызвало задание №5 типа: «Рассмотри пары рисунков и скажи, почему их поместили рядом», например, Слава П. воспитанник логопедической группы, ответил: «Лопата, как и дерево - роет землю». И задание №8 типа: «Ответь на вопросы, какие цветы называют комнатными?», дети отвечали: «С зелеными листьями, с цветами». Отмечалась неточность подбора слов, практически все давали ответы после длительного раздумья. Дети с нормальным речевым развитием с данным заданием справились вполне успешно. Более подробно ознакомиться с результатами констатирующего эксперимента можно в Приложении 1 и 2. Количественные результаты представлены в Таблице №1.
Таблица №1
Количественный анализ выполнения заданий воспитанниками логопедической группы коррекционного и общеобразовательного дошкольного учреждения
Уровень |
ОНР |
Норма | |
Объем словаря |
Высокий |
3 |
13 |
Средний |
9 |
5 | |
Низкий |
6 |
0 | |
Системная организация словаря |
Высокий |
2 |
7 |
Средний |
12 |
9 | |
Низкий |
4 |
2 |
Количественные результаты общего уровня развития лексической стороны речи представлены в Таблице №2.
Таблица № 2
Количественный анализ выполнения заданий воспитанниками логопедической группы коррекционного и общеобразовательного дошкольного учреждения на выявление общего уровня развития лексической стороны речи.
Уровень |
ОНР |
Норма |
Высокий |
4 |
14 |
Средний |
10 |
4 |
Низкий |
4 |
0 |
Благодаря полученным результатам для лучшего наглядного сравнения уровня развития лексической стороны речи детей экспериментальной, и сравнительной группы, составлена диаграмма (Рисунок 2).
Рисунок 2
Сравнительные результаты выполнения заданий воспитанниками логопедической группы коррекционного и общеобразовательного дошкольного учреждения на выявление общего уровня развития лексической стороны речи.
Таким образом, наше исследование речи дошкольников логопедической группы коррекционного дошкольного учреждения показало, что их словарный запас весьма ограничен, в некоторых случаях нарушен адекватный выбор языкового материала, часто слова заменяются близкими по ситуации, назначению.
Особенности их лексики, как правило, проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из своего словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Возникающие у детей специфические ошибки в виде различных замещений нужной лексемы другими словами, имеющие иное значение, свидетельствуют о несформированности системы значений. Следовательно, для развития лексической стороны речи необходимо провести серию занятий на различные методики, направленные на решение поставленной задачи.
2.2.Формирующий эксперимент. Развитие речи посредством дидактических сказок
Формирующий эксперимент проводился в течение 6 месяцев, с октября по конец марта 2013 года на базе ГБОУ Начальная школа - детский сад компенсирующего вида №1883 в средней группе №10.
Цель формирующего эксперимента: развивать и формировать посредством дидактических сказок лексическую сторону речи у детей.
Задачи формирующего этапа:
- увеличивать объем словаря;
- увеличивать многообразие связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами;
- разработать конспекты занятий;
- проверить эффективность
Для осуществления поставленных нами задач по развитию лексической стороны речи у детей дошкольного возраста мы предлагаем использовать дидактические сказки. Развитие связной речи детей дошкольного возраста происходит в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи. Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.
Работа проводилась в нескольких направлениях:
- работа с родителями;
-работа с детьми;
-взаимодействие со специалистами (логопед, дефектолог, психолог).
Работа с родителями.
В настоящее время стало очевидным, что совместная работа педагогов и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого воспитанника свой воспитательный маршрут и, подобрать оптимальный вариант работы по данной проблеме. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями и навыками каждого из ее участников.
В связи с этим была оказана консультативная и методическая помощь родителям в подготовке и реализации совместного выполнения проектной задачи «Сочиняем вместе сказки». Родители были осведомлены о способах и методах взаимодействия с детьми.
Так же было проведено родительское собрание «Сказки для развития речи», на котором освещались вопросы об использовании дидактических сказок для развития речи у детей. Основной задачей данного собрания была рекомендация родителям использования дидактических сказок дома, которые помогут не только развивать правильную речь, внимание, память, мышление, восприятие, но и обеспечить необходимым базовым уровнем знаний, умений и навыков, которые помогут ребенку в дальнейшем.
В целях ознакомления родителей с дидактическими сказками, был оформлен и предоставлен вниманию родителей стенд «Сказки – обучайки», ознакомившись с которым была получена необходимая информация.
Взаимодействие с другими специалистами (логопед, дефектолог, психолог). Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера. Развитием речи детей в детском саду занимается не только логопед и дефектолог, но и воспитатели, поэтому работа идет в тесном контакте, дополняя друг друга. Дефектолог и логопед развивают речь детей в определенной последовательности. Воспитатель, как на своих занятиях, так и в повседневной жизни старается закреплять речевые навыки детей, полученные на занятиях специалистов. В рамках нашей эксперимента специалистам было предложено продолжать работу по развитию речи посредствам использования разработанных дидактических сказок, для закрепления положительного результата. Для этого было организовано выступление на педагогическом совете, где предъявлялись все плюсы работы с дидактическими сказками по данному вопросу, обговорены все нюансы предстоящей работы.
Работа с детьми. Организация занятий.
В работе с детьми использовались такие приемы работы со сказками как:
1.Слушание сказок;
Дети дошкольного возраста склонны одушевлять явления природы, наделять человеческими свойствами животных и растения. Поэтому они легко понимают и принимают язык сказок. Герои сказок просты и типичны: их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами (небывалая доброта, храбрость, находчивость). При этом герои сказки делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся. Для разграничения добра и зла в сказке присутствуют отрицательные персонажи. Все это способствует лучшему восприятию сказки, она воздействует на чувства ребенка. Слушая сказку, ребенок неосознанно в своем воображении сливается с героями, если они ему симпатичны. Вместе с героями ребенок проявляет доброту и благородство, рискует собой ради других, совершает подвиги, становится смелым, верным, справедливым, предприимчивым. Сказки передают нравственные понятия и чувства ребенку не в виде голой морали или нудной проповеди, а в прозрачной, ясной по смыслу и одновременно захватывающей форме. Сказки с их чудесами и волшебными превращениями наиболее близки детскому мироощущению. В отличие от мифов, где нередко гибнут главные герои, в сказке все заканчивается хорошо.
Слушание сказок – один из важнейших элементов жизни ребенка.
На занятиях по художественному творчеству (рисование). Использовался прием слушания сказки. Детям была прочитана авторская дидактическая сказка «Зайка-зазнайка». После прочтения было предложено обсудить сказку, вспомнить, каким был зайка, как он выглядел? Были заданы вопросы для активизации лексики:
-Ребята, вспомните, как было в сказке? Сейчас я буду начинать фразы, а вы заканчивать. Зайка не просто испугался, а у него…(Душа ушла в пятки).
Как вы думаете, что это значит? А как можно сказать по-другому? (Очень сильно испугался). А вы когда-нибудь так сильно пугались?
-Ребята, вспомните, как было в сказке: зайка не просто важничал, а…(Задирал нос). [15 с. 70] Как вы думаете, зайка и в самом деле задрал нос кверху? Давайте попробуем так походить, правда, неудобно, и не видно никого вокруг. Так что это выражение значит? Зайка так важничал, что делал вид, будто никого вокруг не видит. А вы так когда-нибудь важничали?
Теперь каждый нарисует зайчика, чтобы у нашего зайки-зазнайки появились друзья, и ему не было скучно одному.
На занятии чтения художественной литературы так же использовался прием слушания сказки. Детям была прочитана авторская дидактическая сказка «Каприза». Сказка обсуждалась с детьми. Было предложено подумать над сказкой, как вела себя девочка Даша. Заданы вопросы на активизацию лексики: