Дидактические сказки как средство развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 12:43, дипломная работа

Краткое описание

Цель - на основе теоретического анализа литературы разработать и апробировать серию занятий с использованием дидактических сказок, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста.
Исходя из цели и гипотезы данной работы, можно выделить следующие задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Разработать серию занятий, с использованием дидактических сказок для развития лексической стороны речи.
3. Провести педагогический эксперимент.
4. Отобрать рекомендации по использованию дидактических сказок как средства развития речи детей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические основы использования дидактических сказок в детском саду………………………………………………………………...6
1.1Речь. Развитие речи……………………………………………………..6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика дошкольников…………9
1.3.Сказки. Дидактические сказки………………………………………..12
1.4.Влияние сказок на развитие речи детей……………………………...14
Глава 2.Эксперементальное изучение влияния дидактических сказок на развитие лексической стороны речи детей дошкольного возраста…….17
2.1.Констатирующий эксперимент. Выявление уровня развития лексической стороны речи………………………………………………...17
2.2. Формирующий эксперимент. Развитие речи с помощью
дидактических сказок……………………………………………………...23
2.3. Контрольный эксперимент. Выявление результатов формирующего
эксперимента………………………………………………………………33
Заключение…………………………………………………………………35
Рекомендации………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Новикова!!!.docx

— 114.23 Кб (Скачать файл)

 

 

Заключение

Проведенное исследование подтвердило свою актуальность, теоретическую и практическую значимость.

Дидактические сказки – это сказки, которые создаются педагогами для закрепления и обобщения учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

Посредством дидактических сказок развивается речь ребенка, формируется грамматический строй, диалогическая и монологическая речь, совершенствуется звуковая сторона речи.

С целью проверить возможности использования дидактических сказок как средство развития лексической стороны речи у воспитанников детского сада коррекционного вида, были проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня сформированности лексической системности, которая оценивается по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами у воспитанников детского сада компенсирующего вида.

Результаты эксперимента показали, что наибольшие трудности у детей экспериментальной группы встречались при выполнении заданий, направленных на выделение различий предметов на рисунках - это свидетельствует о недоразвитии у дошкольников логопедического детского сада лексической стороны речи.

В связи с этим целью формирующего эксперимента стало развитие и формирование посредством дидактических сказок лексическую сторону речи у детей.

Для осуществления поставленных нами задач на этапе формирующего эксперимента по развитию лексики у детей логопедической группы, мы предлагаем использовать комплекс дидактических сказок. Он должен включать в себя специальные занятия, разработанные совместно с логопедом и дефектологом группы, проводимые воспитателем в рамках воспитательного и  образовательного процесса, работу с родителями.

Контрольный этап предполагал выявление динамики повышения уровня развития лексической стороны речи, и сравнительный анализ в состоянии испытуемых групп. Для определения уровня лексики, на этапе контрольного эксперимента воспитанникам были повторно предложены те же задания, что и на этапе констатирующего эксперимента.

Анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов позволил проследить динамику развития лексической стороны речи воспитанников в процессе проведения формирующего эксперимента, что говорит об эффективности проводимой нами работы. Для наглядности результаты экспериментальной части мы оформили в виде диаграмм и таблиц. Контрольный этап эксперимента позволил сформулировать некоторые выводы и рекомендации.

Благодаря дидактическим сказкам возможно повышение уровня лексической стороны речи, а именно: увеличение объема словаря, многообразия связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами.

Включение в воспитательный и образовательный процесс задач подобного типа, позволяют воспитателю в течение продолжительного времени отслеживать и корректировать развитие лексики у воспитанников.

Выдвинутая нами гипотеза о том, что дидактические сказки развивают лексическую сторону речи, в ходе проведения эксперимента, подтвердилась.

Задачи, поставленные в данной работе, на основе подтвержденной гипотезы были выполнены:

- увеличен объем словаря детей;

- увеличены многообразия связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами воспитуемых;

- разработаны конспекты занятий;

- эффективность методики экспериментальной  работы проверена.

 

Рекомендации:

Мы рекомендуем использование дидактических сказок уже с младшего дошкольного возраста (так как сказка в увлекательной форме вводит ребенка в окружающий мир, позволяя ему лучше понять и осознать его). Работа должна проходить под руководством логопеда, дефектолога, психолога и воспитателя. Основной акцент при решении этих задач должен быть сделан на достижение одной из главных целей Федеральных государственных требований – развитие коммуникации. Для занятий с использованием дидактических сказок существует алгоритм, которого нужно придерживаться:

1. Описание сказочной страны, её героев.

2. Важное событие в жизни героев, которое изменяет их жизнь или заставляет о чём-то задуматься.

3. Финал сказки.

4. Задания для детей. [11 с. 24].

При составлении сказок учитывается тема занятия, тип занятия, так как не на каждом занятии сказка будет уместна.

Сказка обязательно должна быть дополнена наглядными источниками информации (иллюстрации, рисунки, слайды, игрушки ).

Сочиняя сказку, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. Чем он младше, тем проще и короче должна быть сказка. [15 с. 9].

Приведенные в данной работе дидактические сказки могут быть использованы:

-воспитателями дошкольных учреждений;

-логопедами и дефектологами.

Использование дидактических сказок в коррекционной работе по преодолению недоразвития речи имеет следующие преимущества:

1) простота и занимательность  сюжета сказки позволяет обыгрывать  действия персонажей посредством  различных заданий, направленных  на развитие речевых и неречевых  функций;

2) персонажи сказок и их действия  могут быть обозначены звукоподражаниями  или простыми по морфологической  структуре словами, которые достаточно  легко включаются в экспрессивную  речь ребенка;

3) дети, испытывающие значительные  затруднения в понимании обращенной  речи, оказываются, тем не менее, способными воспринимать простой  сюжет сказки, основанный на знакомых  реалиях, включающий множество повторов, устойчивых оборотов;

4) привлекательность персонажей  сказок делает занимательными  для детей задания по развитию  оптико-пространственных функций, обучающие  разнообразным приемам изображения  сказочных героев.

5) позволяют формировать  связную речь, развивать словарь  ребенка, учат детей делать важные  умозаключения, развивая логику  высказывания.

[16 с. 34].

Мы считаем, что дидактические сказки послужат улучшению состояния всех связующих частей речи.

 

 

Список литературы

1 Афонькина Ю. А. Усанова И. И. Филатова О.В. Технология комплексного сопровождения детей. ФГТ.-М.: Методическая работа в ДОУ  2012г

2 Безрукова О. А. Каленкова О. Н.  Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. -М.: Русская речь 2010г

3.Белоусова Л.Б. Удивительные истории.- М Детство-пресс 2003г

4 Васильева М.А., Веракса Н. Е., Комарова Т. С. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.-М.: Мозаика-Синтез 2011г

5 Вахрушева Л. Н. Познавательные сказки для детей 4—7 лет.-М.: Сфера. 2011г

6 Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Три поросёнка. Играем в сказку.:-М. Мозаика- Синтез  2009г

7 Горбатенко О. Ф Комплексные занятия с детьми 4-7 лет. Социализация, познание, коммуникация, здоровье, труд.:-М. Дошкольник 2012г

8 Дзюба П.П. Дидактическая копилка воспитателя детского сада. - : Ростов н/Д: Феникс: 2010г

9 Доронова Т . Педагогический журнал «Обруч»№7-июль  2010г

10 Заболотная Э. Сказки-обучайки: учебно-методический материал.- Ростов н/Д: Феникс 2012г

          11 Заболотная Э. Сказки-подсказки: методический игровой

материал- Ростов н/Д: Феникс 2012г

12 Запорожец А. В. Избранные психологические труды– М.: Директ-Медиа, 2009.

13 Зинкевич- Евстегнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапи . -СПб.:Речь, 2010г

14 Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.- СПб.:Речь 2011г.

15 Колдина Д. Н. Лепка с детьми 4-5 лет. – М. :Мозайка-Синтез 2011г

16 Короткова Л.Д. Сказка - для светлого ума закваска. -М.: Педагогическое общество России, 2001г.

17 Кротов В.Г. Массаж мысли. Притчи, сказки, сны, парадоксы, афоризмы. -М.: Совершенство 2009г.

          18 Курицина Э. М. , Тараева Л. А. - Большая книга занятий по развитию речи. – М.: Росмэн 2006г

19 Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду.- М.: Карапуз-дидактика 2007 г

20 Сакович Н.А. Практика сказкотерапии.-  СПб.:Речь 2004г

21 Соколова Д.Ю. Сказки и сказкотерапия.- М.: Эксмо-Пресс, 2001.

22 Фурман. В.А Педагогический журнал «Дошкольная педагогика» №11 -Ноябрь  2010г.

23 Черняева.С.А. Психотерапевтические сказки и игры. - СПб.: Речь, 2002г

24 Шорохова О.А. Играем в сказку. - М.: Сфера 2010г

25 Юрченко О. Игры и сказки для развития речи. – СПб.: Речь, 2011г

 

 


Информация о работе Дидактические сказки как средство развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста