Дизартрия. Комплексный подход и использование инновационных методов в решении проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 08:02, реферат

Краткое описание

В наше время проблема дизартрии стоит крайне остро. В связи с тем, что процент детей с речевой патологией, особенно со стёртой формой дизартрии, год от года растёт (1975г.-18% детей, 1995г.-37% детей),а также увеличивается количество детей с другими речевыми расстройствами, осложнёнными дизартрической симптоматикой( с общим недоразвитием речи, алалией, афазией, заиканием).

Содержание

Введение.
I. Краткая историческая справка изучения дизартрии и актуальные проблемы исследования.
Понятие термина «Дизартрия»:
а) 4 основных подхода в изучении дизартрии;
б) клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией;
II. Классификация дизартрии. Характеристика различных форм дизартрии.
-корковая дизартрия
-псевдобульбарная дизартрия
-бульбарная дизартрия
-экстрапирамидальная дизартрия
-мозжечковая дизартрия
III. Проявление стёртых дизартрий и методы их преодоления.
- клинические проявления стёртой формы дизартрии
IV. Система коррекционно-педагогической работы с детьми с дизартрией.
а) подготовительный этап
артикуляционная гимнастика
-метод искусственной локальной гипотермии
-развитие движений кисти и пальцев рук
-коррекция дыхания и голоса
б) второй этап
-логопедический массаж
-массаж по биологически активным точкам(БАТ)
-элементы метода метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

дизартрия.docx

— 44.72 Кб (Скачать файл)

  Третий вариант корковой  дизартрии связан с недостаточностью  динамического кинестетического  праксиса, это наблюдается при односторонних поражениях коры доминантного полушария в нижних отделах.

При нарушениях кинестетического праксиса затруднено произнесение сложных аффрикатов, которые могут распадатьсяна составные части, наблюдаются замены щелевых звуков на смычные («З»- «Д»), пропуски звуков в сочетании согласных, иногда с избирательным оглушением звонких смычных согласных. Речь напряжённая, замедленная. Отмечаются трудности при воспроизведении серии последовательных движений по заданию.

  При втором и третьем  вариантах корковой дизартрии  особенно затруднена автоматизация  звуков.

  Псевдобульбарная дизартрия  возникает при двустороннем поражении  двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга  к ядрам черепных нервов ствола.

При псевдобульбарной дизартрии характерно повышение мышечного тонуса по типу спастичности-  спастическая форма. Реже на фоне ограничения объёма произвольных движений наблюдается незначительное повышение  или понижение мышечного тонуса - паретическая форма. При обеих формах отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата, в тяжёлых случаях- почти полное их отсутствие. Язык при псевдобульбарной дизартрии напряжён, оттянут кзади, спинка его закруглена и закрывает вход в глотку, кончик языка не выражен.                                      8

Произвольные движения языка ограничены, ребёнок с трудом удерживает высунутый язык по средней линии, язык отклоняется в сторону или опускается на нижнюю губу, загибаясь к подбородку.

Боковые движения языка отличаются малой амплитудой, замедленным темпом, диффузным перемещением всей его массы, кончик при всех его движениях остаётся пассивным и обычно напряжён.

  При псевдобульбарной  дизартрии нарушаются в первую  очередь наиболее сложные и  дифференцированные артикуляционные  движения. Непроизвольные, рефлекторные  движения сохранны.

  Диссоциацией в выполнении  произвольных и непроизвольных  движений при псевдобульбарной  дизартрии определяются характерные  нарушения звукопроизношения- избирательные трудности в произношении наиболее  сложных и дифференцированных по артикуляции звуков («Р», «Л», «Ш», «Ж», «Ц», «Ч»). Звук «Р» утрачивает вибрирующий характер, звонкость, часто заменяется щелевым звуком. Для звука «Л» характерно отсутствие определённого фокуса образования, активного прогибания спинки языка вниз, недостаточная приподнятость краёв языка и отсутствие или слабость смычки кончика с нёбом.

  При псевдобульбарной  дизартрии так же как и при  корковой, нарушается произношение  наиболее сложных по артикуляции  переднеязычных звуков, но и в  отличии от последней нарушение носит более распространённый характер, сочетается с искажением произношения и других групп звуков, нарушениями дыхания, голоса, интонационно-мелодической стороны речи, часто-слюнотечением.

  Особенности звукопроизношения  при псевдобульбарной дизартрии  в отличие от корковой в  значительной степени также определяется  смещением спастически напряжённогоязыка в задний отдел полости рта, что искажает звучание гласных, особенно передних («Э», «И»).

 

 При диффузной спастичности мышц речевого аппарата отмечается озвончение глухих согласных ( в основном при спастическом типе).

  При паретической псевдобульбарной  дизатрии страдает произношение смычных губных звуков, требующих достаточных мышечных усилий, особенно двугубных( «П», «Б», «М»),язычно-альвеолярных, а также нередко и ряда гласных звуков, особенно тех, которые требуют подъёма спинки языка вверх («И», «Ы», «У»). Отмечается назальный оттенок голоса. Мягкое нёбо провисает.

  Бульбарная дизартрия  представляет собой симптомокомплекс речедвигательных расстройств, развивающихся в результате поражения ядер, корешков или периферических отделов VII, IX, X и XII черепно-мозговых нервов. При бульбарной дизартрии имеет место периферический парез речевой мускулатуры. В детской практике наибольшее значение имеют односторонние избирательные поражения лицевого нерва при вирусных заболеваниях, а также при воспалении среднего уха. В этих случаях развиваются вялые параличи мышц губ, одной щеки, что приводит к нарушениям и нечёткости артикуляции губных звуков.                                     9

При двусторонних поражениях нарушения звукопроизношения  наиболее выражены. Грубо искажается произношение всех губных звуков по типу приближения их к единому глухому щелевому губно-губному звуку. Все смычные согласные также приближаются к щелевым, а переднеязычные- к единому глухому плоско щелевому звуку, звонкие согласные оглушаются. Эти нарушения произношения сопровождаются назализацией.

Экстрапирамидальная дизартрия автоматически создаёт тот фон предуготовности, на котором возможно осуществление быстрых, точных и дифференцированных движений. Она имеет важное значение в регуляции мышечного тонуса, последовательности, силы и двигательности мышечных сокращений, обеспечивает автоматизированное, эмоционально выразительное выполнение двигательных актов.

Нарушение  звукопроизношения при экстрапирамидальной дизартрии определяются:                                                                                                             

    -изменениями мышечного  тонуса в речевой мускулатуре;

    -наличием насильственных  движений (гиперкинезов);

    -нарушениями проприцептивной афферентации от речевой мускулатуры;

    -нарушениями эмоционально-двигательной  иннервации.

  Ребёнок испытывает  особые трудности в сохранении  и ощущении артикуляционной позы, что связано с постоянно меняющимися  мышечным тонусом и насильственными  движениями.

При попытках к речи в состоянии волнения, эмоционального напряжения наблюдаются резкие повышения мышечного тонуса в мышцах голосового аппарата и насильственные движения. Повышение тонуса исключает произвольное подключение голоса, язык собирается в комок, подтягивается к корню, резко напрягается, и ребёнок не может произнести ни одного слова.

  При менее выраженных  нарушениях мышечного тонуса  речь смазанная, невнятная, голос  с назальным оттенком. Резко нарушена  просодическая сторона речи, её  интонационно-мелодическая структура, темп. Эмоциональные оттенки в  речи не выражены, речь монотонная, однообразная, не модулированная. Наблюдается  затухание голоса, переходящее в  неясное бормотание.

  Особенностью экстрапирамидальной дизартрии является отсутствие стабильных и однотипных нарушений звукопроизношения, а также большая сложность в автоматизации звуков.

  Мозжечковая дизартрия-при этой форме имеет место поражение мозжечка и его связей с другими отделами ЦНС, а также лобно-мозжечковых путей.

  Речь при мозжечковой  дизартрии замедленная, толчкообразная, скандированная, с нарушенной модуляцией  ударений, затуханием голоса к  концу фразы. Отмечается пониженный  тонус в мышцах языка и губ, язык тонкий, распластанный в  полости рта, подвижность его  ограничена, темп движений замедлен, отмечается трудность удержания  артикуляционных укладов и слабость  их ощущений, мягкое нёбо провисает, жевание ослаблено, мимка вялая.

 При тонких целенаправленных  движениях отмечается тремор  языка,           10

 выраженная назализация  большинства звуков.

III. Проявление стёртых  дизартрий и методы их преодоления.

В литературе имеются многочисленные указания на то, что в практике логопедической работы встречаются недостатки произношения, которые по своему внешнему проявлению напоминают дислалию, но имеют длительную и сложную динамику устранения.

  Некоторые исследователи  находят у детей с названными  дефектами произношения различные  нарушения двигательной функции  артикуляционного аппарата. Так, Л.В. Мелехова отмечает неточность, слабость  движений органов артикуляционного  аппарата,их быструю истощаемость. При этом автор указывает, что эти нарушения обнаруживаются нередко лишь в динамике логопедической работы.                                                                                             

  Среди двигательных  расстройств называют и такие, как трудность нахождения определённых  положений губ, языка, необходимых  для произношения звуков.

  Специальное обследование  речи детей, страдающих полиморфным  косноязычием, состояние общей и  речевой моторики, дополненное данными  психоневрологического осмотра, а  также длительное динамическое  наблюдение позволили выявить  некоторые особенности проявления  и происхождения данной формы  косноязычия.

  Недостатки произношения  у названных детей носили различный  характер. Они могли проявляться  только в нарушениях произношения  звуков, причём в одних случаях  это не вызывало задержки фонематического  развития, а в других такая  задержка имела место. Произношение  детей этой группы характеризовалось  смазанностью, размытостью, нечёткостью артикуляции звуков, что особенно резко проявлялось в потоке речи. У части детей данные развивались на фоне ЗПР и ОНР.

  Недостатки звуковой  стороны речи нередко проявлялись  на фоне неврологической симптоматики. В одних случаях она имела  форму очаговых неврологических  микросимптомов (незначительное выраженное одностороннее нарушение иннервации подъязычного, языкоглоточного нервов, гиперкинезы, фибриллярные подёргивания языка), в других-наряду с этим имелась более выраженная неврологическая симптоматика. У всех детей отмечалось нарушение двигательной стороны процесса звукопроизношения, которое имело качественно различные проявления и позволило дифференцировать их на 4 подгруппы.

   Первую подгруппу  составили дети, у которых отмечалась  недостаточность моторных функций  артикуляционного аппарата, а именно: избирательная слабость, паретичность лишь некоторых мышц языка. У этих детей была ассиметричная иннервация языка, которая при артикуляции звуков проявлялась  в слабости движений одной половины языка.                            11

При выполнении изолированных движений некоторые из этих детей не могли научиться распластывать язык, равномерно поднимать его края вверх. У всех детей отмечалось искажённое произнесение звуков. При ассиметричной иннервации спинки языка возникало боковое произношение звуков («С», «З», «Т», «Д», «К», «Г»,«Х»). При ассиметричной иннервации передних краёв языка у одних детей отмечалось боковое произношение всей группы свистящих и шипящих звуков. В других случаях наблюдалось смешанное межзубное и боковое произношение указанных звуков. У большинства детей этой подгруппы отмечалось соответствующее возрасту развитие лексико-граматического строя речи.

  Недостатки произношения  у детей этой подгруппы устранялись  только в результате артикуляционной  гимнастики и выработки правильного  артикуляторного уклада того  или иного звуков. Однако полной  автоматизации правильноно произношения звуков, особенно в случаях межзубного сигматизма, добиться было невозможно.

  У всех детей этой  подгруппы отмечалась микроорганика (ассиметрия тела языка и мелких движений губ), которая в ряде случаев сочеталась с симптомами более серьёзного поражения ЦНС(ассиметрия сухожильных и периостальных  рефлексов, наличие патологических рефлексов).

  Указанные проявления  косноязычия у детей дают основание  думать, что в данном случае  недостатки произношения были  вызваны односторонними парезами  подъязычного и лицевого нервов. Однако эти парезы носили стёртый  характер и часто проявлялись  в процессе произношения звуков  речи    лишь в нарушениях  наиболее сложных двигательных  функций.

  У детей второй подгруппы  в процессе речи отмечалась  вялость артикуляции, нечёткость  дикции, общая смазанность речи. Для детей данной подгруппы определённую трудность представляло овладение произношением звуков, требующих мышечного напряжения, т.е. «Р», «Л»., аффрикат, звонких согласных звуков, особенно взрывных. В силу этого дети звуки «Р», «Л» либо опускали, либо произносили искажённо,т.е. Отмечалось «Л»-губно-губное, «Р»-одноударное, аффрикаты распадались на составные части, звонкие согласные заменялись глухими.

  Выраженное и массивное  отставание фонетической стороны  речи у этих детей резко  не соответствовало как уровню  психического, так и общего развития.

  У всех детей представленной  подгруппы отмечалась неврологическая  симптоматика, которая выражалась  в лёгкой девиации языка, сглаженности  носогубных складок, наличии патологических  рефлексов ( хоботковый рефлекс) и ассиметрии движений языка и губ. Проявление косноязычия у детей данной подгруппы дают основание предполагать, что оно было вызваноорганическими поражениями в речедвигательном анализаторе, которые носили стёртый характер и проявлялись только в динамических речедвигательных процессах.

  Отличительной особенностью  детей третьей подгруппы была  замена одних звуков другими, при этом нередко один звук  имел несколько звуковых 

 вариантов. Система таких  замен базировалась на артикуляционном  родстве звуков не только по  месту их образования, но и  по способу образования. Результатом  являлось смягчённое произношение  твёрдых согласных, замена шипящих  звуков свистящими, губное произношение  шипящих звуков и «Л», замена  «Р» и «Л» звуком «Й».

  У детей имели место  различные виды фонематического  недоразвития. Развитие лексико-грамматического  строя речи колебалось от нормы  до выраженного отставания. Отмечались  также затруднения в выполнении  произвольных двигательных актов. Их затрудняло нахождение определённых  позиций губ и особенно языка  по инструкции или по подражанию.

Информация о работе Дизартрия. Комплексный подход и использование инновационных методов в решении проблемы