Дизартрия. Комплексный подход и использование инновационных методов в решении проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 08:02, реферат

Краткое описание

В наше время проблема дизартрии стоит крайне остро. В связи с тем, что процент детей с речевой патологией, особенно со стёртой формой дизартрии, год от года растёт (1975г.-18% детей, 1995г.-37% детей),а также увеличивается количество детей с другими речевыми расстройствами, осложнёнными дизартрической симптоматикой( с общим недоразвитием речи, алалией, афазией, заиканием).

Содержание

Введение.
I. Краткая историческая справка изучения дизартрии и актуальные проблемы исследования.
Понятие термина «Дизартрия»:
а) 4 основных подхода в изучении дизартрии;
б) клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией;
II. Классификация дизартрии. Характеристика различных форм дизартрии.
-корковая дизартрия
-псевдобульбарная дизартрия
-бульбарная дизартрия
-экстрапирамидальная дизартрия
-мозжечковая дизартрия
III. Проявление стёртых дизартрий и методы их преодоления.
- клинические проявления стёртой формы дизартрии
IV. Система коррекционно-педагогической работы с детьми с дизартрией.
а) подготовительный этап
артикуляционная гимнастика
-метод искусственной локальной гипотермии
-развитие движений кисти и пальцев рук
-коррекция дыхания и голоса
б) второй этап
-логопедический массаж
-массаж по биологически активным точкам(БАТ)
-элементы метода метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

дизартрия.docx

— 44.72 Кб (Скачать файл)

  У всех детей этой  подгруппы отмечалась органическая  симптоматика, которая носила выраженный  характер: повышение сухожильных  и периостальных рефлексов с одной стороны, повышение или понижение мышечного тонуса с одной или двух сторон, наличие патологических рефлексов.

  У детей четвёртой  группы наблюдалась выраженная  общая моторная недостаточность. Проявления её были различными: у одних детей- двигательная неловкость, замедленность всех движений. У других отмечалось ограничение объёма движений одной половины тела. У нескольких детей наоборот, - явления двигательной гиперактивности, беспокойства, быстрый темп движений, большое количество лишних движений при выполнении  произвольных и непроизвольных двигательных актов. Эти же особенности наблюдались и в движениях органов речевого аппарата: у одних детей имелась вялость, скованность движений речевого аппарата, невозможность выполнения некоторых сложных движений, у других-двигательное беспокойство, гиперкинезы языка, наличие большого числа синкинезий нижней челюсти, лицевой мускулатуры, пальцев рук и т.д.

  У всех детей этой  подгруппы косноязычие проявлялось  различными нарушениями звукопроизношения: заменами, пропусками, искажениями  звуков. У некоторых детей отмечался  гнусавый оттенок голоса. Фонематическое  и общее речевое развитие варьировалось  от нормы до значительного  отставания. Отмечались случаи заикания.

  Динамика устранения  косноязычия у детей этой подгруппы  была неодинакова. У некоторых  из них отмечалось относительно  нетрудное становление правильного  произношения в процессе комплексной  логопедической работы по развитию  фонематических представлений и  воспитанию артикуляции тех или  иных звуков. У других логопедическая  работа по устранениюуказанных дефектов носила очень длительный характер. Работа с этими детьми осложнялась ещё  и тем, что у них отмечалась в большинстве случаев задержка психического развития, проявляющаяся в снижении уровня обобщения и осмысления действительности.

  При неврологическом  обследовании у всех детей  данной подгруппы отмечались  выраженные симптомы поражения  ЦНС. У большинства детей на  этом фоне выявилась органическая  симптоматика, нарушения функций  речевого аппарата: девиация языка, сглаженность носогубных складок, снижение глоточного рефлекса, ассиметричная  иннервация нёба и т. д.

  Изучение анамнестических  данных всех детей показало, что  наряду с неблагополучием пренатального и постнатального периодов в анамнезе детей часто отмечались вредности и натального периода : асфиксии, применение механических средств родовспоможения и др.

  Представленные клинические  проявления нарушений звукопроизношения  укладываются в рамки существующей  классификации дизартрий, хотя и  носят стёртый характер. Так, нарушения  звукопроизношения, вызванные избирательной  неполноценностью некоторых моторных  функций речедвигательного аппарата(первая группа детей), а также слабостью и вялостью артикуляционной мускулатуры( вторая группа), можно считать возможным отнести к стёртой форме псевдобульбарной дизартрии.

  Клинические особенности  нарушения звукопроизношения, связанные  с затруднением в выполнении  произвольных двигательных актов( третья подгруппа), дают основание относить их к корковым дизартриям.

  Дефекты звуковой стороны  речи, имеющиеся у детей с различными  формами моторной недостаточности (четвёртая подгруппа) могут быть  отнесены к смешанным формам  дизартрии.

                                                                                                                                        

IV. Система коррекционно-педагогической  работы с детьми с дизартрией.

Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности.

  Система логопедического  воздействия при дизартрии  имеет  комплексный характер: коррекция  звукопроизношения сочетается с  формированием звукового анализа  и синтеза, развитием лексико-грамматической  стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является её  сочетание с дифференцированным  артикуляторным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в  ряде случаев и с общей лечебной  физкультурой, физиотерапией и медикаментозным  лечением.

  Работа над звукопроизношением  строится с учётом следующих  положений:

1. Зависимость от формы  дизартрии, уровня речевого развития  и возраста ребёнка.

2. Развитие речевой коммуникации. Формирование звукопроизношения  должно быть направлено на  развитие коммуникации, школьной  и социальной адаптации ребёнка.

3. Развитие мотивации, стремление  к преодолению имеющихся нарушений, развитие самосознания, самоутверждения, саморегуляции и контроля, чувства собственного достоинства и уверенности  в своих силах.

4. Развитие дифференцированного  слухового восприятия и звукового  анализа.

5. усиление перцепции артикуляционных  укладов и движений путём развития  зрительно-кинестетических ощущений.

6. Поэтапность. Начинают с тех звуков, артикуляция которых у ребёнка более сохранная. Иногда звуки выбирают по принципу более простых моторных координаций, но обязательно с учётом структуры артикуляционного дефекта в целом, в первую очередь работают над звуками раннего онтогенеза.

7. При тяжёлых нарушениях, когда речь полностью не понятна  для окружающих, работа начинается  с изолированных звуков и слогов. Если речь ребёнка относительно  понятна и в отдельных словах  он может произносить дефектные  звуки правильно, работа начинается  с этих «ключевых» слов. Во таких случаях необходима автоматизация звуков во всех контекстах.

8.У детей с поражением  центральной нервной системы  важное значение имеет предупреждение тяжёлых нарушений звукопроизношения путём систематической логопедической работы в доречевом периоде.

  Логопедическая работа  проводится поэтапно.

  Первый этап, подготовительный-основные  его цели: подготовка артикуляционного  аппарата к формированию артикуляционных  укладов, у ребёнка раннего возраста  -воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса.         

  Важной задачей на  этом этапе является развитие  сенсорных функций, особенно слухового  восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения  ритма.

  Логопедическая работа  проводится на фоне медикаментозного  лечения, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа.

 Артикуляционная гимнастика  чрезвычайно полезна для выработки  полноценных движений губ, языка, челюсти. Упражнения должны быть  понятны ребёнку, доступны, желательно  заранее разучены.

  Проводить артикуляционную  гимнастику с ребёнком необходимо  ежедневно по несколько минут.

  Выполняется артикуляционная  гимнастика сидя или стоя перед зеркалом.

  Темп выполнения и  количество упражнений постепенно  увеличивается.

  Можно выполнять артикуляционные  упражнения под счёт, с хлопками, под музыку.

  Хорошие результаты  на этом этапе дают орошения  ротовой полости водой контрастной  температуры.

   С целью повышения  эффективности мероприятий по  коррекции дизартрий, обусловленных  спастикой и гиперкинезами артикуляционной мускулатуры, а также артикуляционно-мимической апраксией, группой учёных (Семёновой К.А., Степанченко О.В., Виноградовой Л.И., Панченко И.И.) была предложена методика искусственной локальной гипотермии, воздействующей на мышцы речедвигательного аппарата.

  Метод искусственной локальной гипотермии (ИЛГ) осуществляется следующим образом: ледяную крошку в хлопчатобумажной (марля, бинт) упаковке, соответствующей размерам лицевого черепа ребёнка, накладывают поочерёдно на мышцы речедвигательного аппарата-круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, мышцу смеха, ментальную мышцу, буцинаторы в области подбородка и параоральной зоны. Продолжительность экспозиции ледяной аппликации во время одного сеанса суммарно от 2 до 7 минут; одномоментное наложение льда на одну из заинтересованных зон крововоздействия от 5 до 30 секунд. Курс лечения составляет 15-20 сеансов, проводимых ежедневно. Сразу после сеанса ИЛГ проводится занятие логопеда с больным по выработке речедвигательных навыков, постепенно переходящих в речевые.

  Исследованиями разных  стран установлено, а практикой  подтверждено, что уровень развития  речи детей находится в прямой  зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

  Поэтому тренировка  движений пальцев и кисти рук  является важнейшим фактором, стимулирующим  речевое развитие ребёнка, способствующим  улучшению артикуляционных движений, и что не менее важно, мощным  средством, повышающим работоспособность  коры головного мозга, стимулирующим  развитие мышления ребёнка. Не  случайно, упражнения для пальчиков  в Японии начинают выполнять  с 2-3 месяцев.                                   

  Работу по развитию  движений пальцев и кисти рук  следует проводить систематически  по 2-5 минут ежедневно.

  Благоприятное воздействие  на развитие движений кисти  и пальцев рук оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной  деятельностью- лепкой, рисованием, аппликацией; ручным трудом- изготовление поделок из картона, бумаги, дерева, ткани, ниток, природного материала и т.д.

  Коррекция голоса и  дыхания очень важна на данном  этапе. Любая форма дизартрии  сопровождается нарушением голоса  и дыхания, темпа речи.

  Для развития и коррекции  голоса у детей с дизартрией  используются различные ортофонические упражнения, направленные на развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции.

  Работа над голосом  начинается после артикуляционной  гимнастики и массажа, расслабления  щейной мускулатуры, специальных упражнений по выполнению движений во все стороны головой ( мышцы шеи расслаблены) с одновременным произношением цепочек гласных звуков: «И»- «Э»- «О»-«У»- «А»-«Ы».

  Большое значение для  коррекции голоса имеет активизация  движений мягкого нёба: глотание  капель воды, покашливание, зевота, произнесение гласного «А»  на  твёрдой атаке. Упражнения проводятся  перед зеркалом под счёт. Используются  следующие приёмы: стимуляция задней  части языка с помощью языкового  депрессора; обучение произвольному  глотанию: логопед из пипетки  капает против задней стенки  глотки капли воды, голова ребёнка  несколько откинута назад. Для  голосообразования большое значение  имеют движения челюстей: открывание  и закрывание рта, имитация жевания.

  Для укрепления мышц  нёбной занавески используются  упражнения в чередовании её  расслабления и напряжения. Ребёнка  просят до окончания зевательного  движения отрывисто произнести  звук «А», а при широко открытом  рте перейти от произношения  звука «А» к звуку «П», задерживая  воздух во рту под давлением. Внимание ребёнка привлекают  к ощущению состояния нёбной  занавески. Используют упражнения  по развитию силы, тембра и  высоты голоса: прямой счёт десятками  с постепенным усилением голоса  и обратный счёт с постепенным  его ослаблением. Для развития  высоты тембра и интонации  голоса большое значение имеют  различные игры, чтение сказок  по ролям и т.д.

  Коррекция речевого  дыхания. Дыхательная гимнастика  начинается с общих дыхательных  упражнений, цель которых увеличить  объём дыхания и нормализовать  его ритм.

  Ребёнка учат дышать  при закрытом рте, попеременно  зажимая тол одну, то другую  ноздрю, для усиления глубины  вдоха перед ноздрями ребёнка  создаётся «веер воздуха».

 Следующее упражнение  направлено на развитие преимущественно  ротового вдоха. Логопед закрывает  ноздри ребёнка ипросит произнести отдельные гласные звуки или слоги.

  Используются упражнения  с сопротивлением. Ребёнок вдыхает  через рот. Логопед кладёт руки  на грудную клетку ребёнка, как  бы препятствуя вдоху в  течение 1-2 секунд. Это способствует более  глубокому и быстрому вдоху  и более удлинённому выдоху.

  Упражнения проводятся  ежедневно по 5-10 минут.

  Второй этап-формирование  первичных коммуникативных произносительных  навыков. Основная его цель: развитие  речевого общения и звукового  анализа. На этом этапе проводится  работа по коррекции артикуляционных  нарушений с помощью всевозможных  логопедических массажей.

  Логопедический массаж  и лечебнаяфизкультура являются частью лечебно-оздоровительных икоррекционно-развивающих мероприятий, осуществляемых логопедом с участием других специалистов: невропатолога, врача ЛФК, массажиста, физиотерапевта, воспитателя.

   В комплексе мероприятий, направленных на реализацию практических  задач включены:

1. Логопедический массаж.

2. Пассивно-активная гимнастика  мимических мышц и артикуляционного  аппарата.

3. Пассивно-активная гимнастика  на дистальные отделы.

  В работе с детьми  используются следующие виды  массажа:

   1. Классический.

   2. По биологически  активным точкам(БАТ).

   3.С элементами метамерной  стимуляции Скворцова-Осипенко.

  

Классический логопедический массаж

  Последовательность движений  сверху вниз- ото лба к подбородку( на этапе подготовки мышц последовательность движений снизу вверх- от шеи ко лбу)

Информация о работе Дизартрия. Комплексный подход и использование инновационных методов в решении проблемы