Диктант как средство орфографического навыка у учащихся начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 00:32, курсовая работа

Краткое описание

Орфография как система единообразного написания слов и их сочетаний имеет большое значение. Высоким уровнем письменной, в том числе и орфографической, грамотности должен владеть каждый выпускник средней школы. Это необходимо не только для успешных занятий по русскому языку, но и для полноценного усвоения других школьных предметов. Орфографические умения и навыки обязательны при выполнении письменных работ по разным предметам, в некоторых видах внеклассной и общественной работы (выпуск стенгазеты, подготовка доклада, ведение протокола собрания, отчет о работе, деловая переписка, ведение дневниковых записей и т. д.).

Вложенные файлы: 1 файл

2139_диктанты.docx

— 153.48 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени МАКСИМА ТАНКА»

КАФЕДРА БЕЛОРУССКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

 

 

 

 

ДИКТАНТ КАК СРЕДСТВО ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА

У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 

 

 

Работа защищена                                Курсовая работа

_______________                                студентки факультета

с оценкой                                             начального образования

_______________                                316 группы

 

Члены комиссии                                 Георгиевой Наталии Николаевны _______________

________________                               Научный руководитель – ________________                                доцент Козырев Л. И.

 

 

 

Минск, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Орфография как система единообразного написания слов и их сочетаний имеет большое значение. Высоким уровнем письменной, в том числе и орфографической, грамотности должен владеть каждый выпускник средней школы. Это необходимо не только для успешных занятий по русскому языку, но и для полноценного усвоения других школьных предметов. Орфографические умения и навыки обязательны при выполнении письменных работ по разным предметам, в некоторых видах внеклассной и общественной работы (выпуск стенгазеты, подготовка доклада, ведение протокола собрания, отчет о работе, деловая переписка, ведение дневниковых записей и т. д.). Роль орфографической грамотности не уменьшается и после окончания средней школы. Поступление в любое высшее или среднее специальное учебное заведение, овладение любой профессией требует от человека умения связно и всесторонне грамотно излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

Написания, противоречащие орфографическим нормам, затрудняют восприятие текста, нередко ведут к искажению смысла отдельных слов, выражений и целых высказываний, а следовательно, нарушают контакты между людьми. Вовсе не безразлично, например, как писать: ответ дедушке или ответ дедушки, женщина поседела или женщина посидела, он то же дерево нарисовал или он тоже дерево нарисовал.

Орфографическая грамотность является одним из показателей языковой и общей культуры человека. Для того чтобы овладеть орфографией, нужен хорошо развитый речевой слух (умение различать звуки речи и элементы интонации), знание грамматики, активное владение большим запасом слов. Пробелы в орфографической грамотности (грубые ошибки в правописании корней, нарушение грамматической связи между словами) нередко свидетельствуют о недостатках в развитии речи ученика, непонимании им значения отдельных слов, частей слова, смысловых и грамматических отношений между словами.

Основы формирования прочных навыков грамотного письма закладываются уже в начальной школе, где  дети впервые сталкиваются с понятиями «правильность речи», «литературная языковая норма». Поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии уделяется серьезное внимание изучению закономерностей такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учетом этих закономерностей. Вопрос о выработке у учащихся устойчивых навыков правописания  плодотворно разрабатывался многими методистами (см. работы Рождественского Н.С., Баранова М.Т.,                    Разумовской М., Панова М.В., Ивановой В.Ф.., Приступы Г.Н.,                           Кузьминой С.М., Козыревой Г.Г., Бондаренко С.М., Д.А., Тонкого П.С. и др.). Однако проблема поиска наиболее оптимальных путей и средств формирования орфографических навыков, способов преодоления разрыва между учебными программами и уровнем современных знаний по-прежнему остается актуальной.

Действенным средством формирования орфографических навыков учащихся является диктант. Диктант - вид письменной работы, во время которой учитель диктует текст, а ученики пишут самостоятельно, без посторонней помощи, без опоры на какие-либо вспомогательные средства. Они руководствуются только ранее приобретенными теоретическими знаниями по грамматике, изученными орфографическими правилами и навыками написания, сложившимися ранее [7, с. 3].

Традиционно в методике преподавания русского языка диктант рассматривается как вид упражнения по правописанию, с помощью которого формируются орфографические и пунктуационные умения, определяется уровень владения учениками практическими умениями и навыками.

Диктант является не только действенным средством контроля, учета знаний и навыков, а также одним из главных приемов обучения грамотности. Кроме специальных умений работа с текстом при написании диктантов разных видов предполагает развитие коммуникативных умений: понимание и определение темы текста, определение основной мысли, объяснение значения и целесообразности использования языковых единиц, построение устных высказываний типа рассуждения при написании объяснительных диктантов.

В методической литературе выделяются следующие виды диктантов: предупредительный, объяснительный, выборочный, творческий, свободный, контрольный и др. Все виды диктантов различаются между собой в зависимости от характера, способов и цели проведения.

При изучении орфографических тем в начальной школе важную роль играют обучающие диктанты.

Объект исследования – младшие школьники

Предмет исследования - обучающие диктанты как средство формирования орфографических навыков.

Целью данного исследования является разработка обучающих диктантов для развития орфографических навыков у учащихся 3 классов.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- проанализировать научно-методическую литературу по данному вопросу, определить цели и задачи обучения орфографии в школе;

- определить роль диктанта как средства формирования орфографических навыков учащихся;

- разработать обучающие диктанты для изучения орфографических тем в 3 классе, определить их эффективность для формирования орфографических навыков.

Во время работы были использованы следующие методы исследования: изучение научно-методической литературы по данной проблеме; анализ и обобщение материала, полученного в результате наблюдений, изучение опыта учителей; наблюдение за учебным процессом, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный) интерпретационный метод обработки результатов.

 

1 ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИКТАНТОВ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

1.1 Сущность понятия «орфографический навык» и условия его формирования

 

Орфография - раздел языкознания, который устанавливает правила передачи устной речи на письме [16].

Одна из задач орфографии – дать ответ на следующие группы написаний: буквенное обозначение звукового состава слов и их частей на письме; написание слов вместе, отдельно, через дефис; применение большой и малой букв; оформление переноса слов с одной строки на другую; графическое отображение сокращения слов и написания аббревиатур [16].

Устанавливая нормы письменной речи, орфография выполняет важную социальную функцию: ее нормы являются общепринятыми, а единообразие написания слов помогает письменном общении. И наоборот, ошибки в написании слов вызывают трудности в процессе письменного общения.

Вот почему, исходя прежде всего из общественной, социальной роли орфографических норм, учитель должен внушать ученикам необходимость овладения ими, так как различного типа неправильные написания мешают языковому общению людей, свидетельствуют о низком языковом уровне и низкой общей культуре человека. Опытные учителя предлагают чаще говорить ученикам об их будущей работе, жизни, потому что «если они, будучи взрослыми, напишут записку или деловую бумагу с ошибками, то любой может даже и обидеть, и унизить», и настойчиво советуют объяснять, почему нельзя писать с ошибками, особенно в первый раз, поскольку «формируется первичный, очень сильный, но ошибочный навык, который фиксируется зрительной, механической памятью, памятью мышечной и др.» [18, с. 14].

Из задачи – выработать сознательные отношения к овладению правилами правописания у учащихся – вытекает вторая задача, стоящая перед учителем языка, – вооружение учащихся необходимыми знаниями, навыками и умениями. Для выполнения поставленных задач учитель должен четко определять место орфографии среди других разделов курса русского языка, знать научные основы методики преподавания орфографии, познакомиться с опытом практической работы отдельных учителей и целых коллективов, постоянно совершенствовать свою работу [1].

За время изучения русского языка в школе, в частности орфографии, учащиеся должны овладеть относительной орфографической грамотностью в отличие от абсолютной, т.е. писать в соответствии с изученными орфографическими правилами (а изучается только часть всей системы орфографических норм), освоение которых предусмотрено учебной программой.

Стоит дифференцировать основную и частную цели обучения орфографии в школе. В качестве основной цели выделяется формирование орфографической грамотности школьников, под которой понимается «знание законов и правил русского языка и умение пользоваться ими в своей практической деятельности» [19, с. 17].

Для достижения основной цели обучения необходимы следующие частные учебные цели: сформировать у учащихся основные орфографические умения при изучении разделов школьного курса языка; научить писать слова с орфограммами, которые не проверяются (словарные слова); сформировать потребность и умения пользоваться орфографическим словарем [1].

Сложность работы над усвоением норм правописания, выработкой навыков грамотной речи, когда ученик свободно, без труда письменно излагает свои мысли или записывает под диктовку тексты, если при этом моторная память работает в сочетании с автоматическим и сознательным письмом, а в большинстве – со свободным письмом как видом речевой деятельности, обусловлено многими причинами. Это связано прежде всего с тем, что как самостоятельный отдельный раздел школьного курса русского языка орфография не выделяется, а изучается во взаимосвязи с другими разделами.

Достижение высокого качества орфографических навыков является одной из наиболее сложных задач обучения русскому языку. Решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических навыков, учитель должен прежде всего учитывать психологическую природу орфографического навыка. Навыки – это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения [19, с.38]. Термин «автоматизированный» следует отличать от термина «автоматический». В отличие от последнего он обозначает способ образования навыка как действия, вначале основывающегося на сознательном применении определенных правил и лишь затем в процессе упражнения подвергающегося автоматизации.

Поскольку орфографический навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии уделяет серьезное внимание изучению закономерностей такой деятельности, а также путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учетом этих закономерностей. Формирование орфографических навыков – сложный и длительный процесс, поэтому необходима строгая взаимосвязь между всеми компонентами, образующими фундамент любого навыка. Только при этом условии учащиеся могут использовать теоретические знания для обоснования написания слова, то есть действовать сознательно [19, с. 39].

Прежде чем приступить к работе над определенным орфографическим навыком, важно точно установить, какие знания и умения составляют его фундамент, какими частными операциями должен владеть ученик, в какие взаимодействия должны вступать эти частные операции между собой.

Основу каждого орфографического навыка составляют вполне определенные знания и умения. С учетом характера орфограммы орфографические навыки можно разделить на две группы, предложенные                  М.Р. Львовым:

  1. навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корней, приставок, суффиксов);

  1.  навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе (правописание окончаний) [15, с. 111].

Но и в той и другой группе центральное место занимает умение увидеть орфограмму, то есть орфографическая зоркость, которая невозможна без понимания сущности орфограммы.

Единицей обозначения на письме является не отдельный звук, а ряд позиционно чередующихся звуков – фонема, которая обозначается по своей сильной позиции. В том случае, когда звук в сильной позиции, буква, его обозначающая, орфограммой не является; если звук находится в слабой позиции, тогда письменный знак становится орфограммой. Этот признак – незаданность письменного знака произношения – характерен для всех типов орфограмм. Таким образом, орфограмма – это написание, которое не устанавливается на слух. Орфограмма «работает» в процессе обучения лишь в том случае, если школьник ее замечает. Целенаправленное обучение «обнаружению» орфограмм должно начинаться еще на начальном этапе обучения.

Развивающийся в процессе обучения речевой слух у детей способствует возникновению и развитию орфографической зоркости. Орфографическая зоркость – это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, то есть это умение различать, какой звук в сильной позиции, а какой в слабой может обозначаться различными буквами при идентичном звучании. Орфографическая зоркость сформирована, если выработано умение обнаруживать звук в слабой позиции. Орфографическая зоркость развивается постепенно. При систематической тренировке она автоматизируется и становится частью орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение орфографического действия [19, с. 40].

Информация о работе Диктант как средство орфографического навыка у учащихся начальных классов