Диктант как средство орфографического навыка у учащихся начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 00:32, курсовая работа

Краткое описание

Орфография как система единообразного написания слов и их сочетаний имеет большое значение. Высоким уровнем письменной, в том числе и орфографической, грамотности должен владеть каждый выпускник средней школы. Это необходимо не только для успешных занятий по русскому языку, но и для полноценного усвоения других школьных предметов. Орфографические умения и навыки обязательны при выполнении письменных работ по разным предметам, в некоторых видах внеклассной и общественной работы (выпуск стенгазеты, подготовка доклада, ведение протокола собрания, отчет о работе, деловая переписка, ведение дневниковых записей и т. д.).

Вложенные файлы: 1 файл

2139_диктанты.docx

— 153.48 Кб (Скачать файл)

Диктанты рассчитаны на развитие моторно-слуховых ассоциаций учеников. Этот вид работы учит воспринимать слово на слух, сопоставлять его звуковой и буквенный состав, дополнительно вырабатывает у учащихся орфоэпические нормы и умение пользоваться правилами. В зависимости от цели проведения – проконтролировать или научить – выделяют контрольные и обучающие диктанты. В методической науке выработано целая система обучающих диктантов, которая направлена не только на выработку орфографических навыков учащихся, но и развитие их речевых умений. При этом необходимо четко осознавать место каждого обучающего диктанта в системе развития орфографических навыков, понимать роль, которую он выполняет, знать, когда более целесообразно применять тот или иной вид обучающего диктанта, чтобы ученик шел от знания правила к выработке умений его применять в новых условиях и дальше к автоматическому формированию навыка правильного написания.

В рамках проблемы исследования на ГУО «Михановичская средняя школа» был проведен педагогический эксперимент по использованию диктантов для формирования орфографических знаний, умений и навыков школьников. В исследовании приняли участие учащиеся 3 «А» и 3 «Б» классов в количестве 40 человек. Результаты опытной работы показали, что использование на каждом уроке словарных и различных видов обучающих диктантов позволяет организовать эффективную работу по развитию орфографических навыков младших школьников. В результате использования на каждом уроке русского языка различных видов диктантов, повысился уровень грамотности школьников. Данную работу необходимо проводить и в дальнейшем для полноценного формирования орфографических навыков третьеклассников.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Антонова, Е.С., Боброва, С. В. Методика преподавания русского языка (начальные классы) : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.С. Антонова, С. В.Боброва. — 3-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 464 с.
  2. Беларуская мова: навучальныя і кантрольныя дыктанты: 5-9 класы /                     Г. М. Валочка [і інш.]. — Мінск: Аверсэв, 2012. — 224 с.
  3. Блинов, Г.И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации / Г. И. Блинов. - М.: Просвещение, 1987. 232 с.
  4. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии /                                      Д. Н. Богоявленский. - М., 1989. – 307 с.
  5. Власенков, А. И. Обучение русской орфографии в школе с белорусским языком преподавания / А. И. Власенкова. — Мн.: Нар. асвета, 1981.— 224 с.
  6. Гужова, И. В. Формирование орфографической зоркости у младших школьников / И. В. Гужова // Народная асвета. - 1992. -  № 10. - С. 30-33
  7. Дыктанты па беларускай мове 5-9 кл. /склад. Г.У.Важнік. — Мінск, 2012. — 96 с.
  8. Жуйков, С.Ф. Формирование орфографических действий у школьников / С. Ф. Жуйков. -  М.: Просвещение, 1965 – 355 с.
  9. Зацепина, Л. А. Приемы закрепления орфографических навыков в начальной школе / Л. А. Зацепина. - М., 1952. – 48 с.
  10. Зацепина, Л. А., Адамович, Е. А. Виды упражнений для закрепления орфографических навыков в начальной школе / Л. А. Зацепина, Е. А. Адамович. -  М., 1950. – 48 с.
  11. Ладыженская, Т. А. Творческие диктанты / Т. А. Ладыженская. -  М., 1963. – 88 с.
  12. Ладыженская, Т. А. Диктант с продолжением / Т. А. Ладыженская // Русский язык в школе. — 1978. — № 5. — С 41-43.
  13. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. — 3-е изд. — М.: Академия, 2012. – 464 с.
  14. Львов, М. Р. Правописание в начальных классах / М. Р. Львов. -  М., 1998. – 361 с.
  15. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М. Р. Львов. - М.: РОСТ, СКРИН, 1997. – 256 с.
  16. Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе / М. Р. Разумовская. – М., 1996. – 242 с.
  17. Рождественский, Н. С. Обучение орфографии в начальной школе / Н. С. Рождественский. -  Мн., 1960.- 350 с.
  18. Тихонов, А. А.   Орфография...   Это   очень   трудно?   / А. А. Тихонов // Русский язык в школе. — 1988. — № 6. – С. 14-21
  19. Юрина, Т. А.  Формирование и развитие орфографических навыков в школе среднего звена: диссертация ... кандидата педагогических наук / Т. А. Юрина. – М., 2007. – 251 с.

 

 

 


Информация о работе Диктант как средство орфографического навыка у учащихся начальных классов