Дистанционное обучение: сущность, типы, техника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 11:22, реферат

Краткое описание

Известно внешне шутливое, но имеющее глубокий смысл определение: образование - то, что остается у человека после того, как он забывает все то, чему его учили. Действительно, большинство сохраняет в памяти немногое из того, чему нас учили, но вряд ли кто-то возьмется отрицать полезность образования в достижении жизненных целей. Хорошее образование помогает человеку ориентироваться в новой для него ситуации и находить в ней эффективные варианты деятельности; способность действовать подобным образом обычно связывают с интеллектом. Исходя из этого, было бы логичным считать, наряду с усвоением определенного объема фактов и алгоритмов, важнейшей задачей образования развитие интеллектуальных возможностей человека.

Содержание

I. Введение
II. Образовательная специфика дистанционного обучения:
1). Преимущества дистанционного обучения
2). Недостатки дистанционного обучения
III. Есть ли у дистанционного обучения будущее:
1). Несколько мифов о дистанционном обучении
2). Электронные учебники – неотъемлемая часть Д/О
3). Проблемы использования дистанционного обучения
IV. Заключение
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Дистанционное обучение.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

   Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по Теории обучения на тему:

         

 

       Дистанционное  обучение:

       сущность, типы, техника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Выполнила: студентка: 2 курса                                                                             

                                                                             филологического факультета (форма

                                                                             обучения - заочная, специальность – учитель

                                                                             русского языка и литературы) Стазаева  А.Н.

 

                                                      Елец. 2007 год 

 

                              

 

                         План.

 

I. Введение

II.   Образовательная специфика дистанционного обучения:

1).   Преимущества дистанционного  обучения 

2).   Недостатки дистанционного  обучения  

 

III.   Есть ли у дистанционного обучения будущее:

1).   Несколько мифов о дистанционном  обучении 

2). Электронные учебники – неотъемлемая  часть Д/О

3). Проблемы использования дистанционного  обучения 

IV. Заключение

Список использованной литературы.

 

 

I. введение      

     Известно внешне шутливое, но имеющее глубокий смысл определение: образование - то, что остается у человека после того, как он забывает все то, чему его учили. Действительно, большинство сохраняет в памяти немногое из того, чему нас учили, но вряд ли кто-то возьмется отрицать полезность образования в достижении жизненных целей. Хорошее образование помогает человеку ориентироваться в новой для него ситуации и находить в ней эффективные варианты деятельности; способность действовать подобным образом обычно связывают с интеллектом. Исходя из этого, было бы логичным считать, наряду с усвоением определенного объема фактов и алгоритмов, важнейшей задачей образования развитие интеллектуальных возможностей человека.

     Накопленные на сегодня знания позволяют утверждать, что уровень интеллекта определяется совершенством, прежде всего степенью структурированности и обобщенности, модели мира человека и степенью отработанности операций на этой модели. Иными словами, знания человека - это не сумма, а система. Создание такой системы и отработка на ее базе когнитивных операций, обеспечивающих успешную деятельность в нестандартных ситуациях – основная задача образования.

     В литературе по  педагогике часто путают понятия  метода и формы обучения. Дадим  следующие определения: Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод. Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач. Формы обучения бывают конкретными (урок, дом, работа, факультативные занятия,  курсовые, консультации, формы контроля и т.п.) и общими.

     Сегодня существует множество видов обучения и способов получения образования. В реферате будет рассмотрен один из них: дистанционное обучение.

 

 II.   Образовательная специфика дистанционного обучения:

     В научной литературе в настоящее время имеет место параллельное употребление терминов "дистантное обучение" и "дистанционное обучение", под которыми фактически понимается одно и то же. Ввиду того, что эти термины имеют, на мой взгляд, чисто формальное различие, далее мы будем использовать только один термин - дистантное обучение.

     Дистантная форма обучения - это получение образовательных услуг без посещения ВУЗа, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Internet. Дистантное обучение можно использовать в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Учитывая территориальные особенности России и возрастающие потребности качественного образования в регионах, дистантное обучение в самом скором времени займет прочное место на рынке образовательных услуг.

     Дистантное обучение  является перспективным способом  получения  образования изолированными сельскими учащимися,  учащимися со специфическими требованиями или лицами, неспособными достичь поставленной цели другим способом.

     Дистантное обучение - это образовательная технология, обеспечивающая проведение учебного процесса, связывая обучаемого с распределенными образовательными ресурсами. Дистантное обучение, независимо от способа реализации, характеризуется следующим:

     1) разъединение в пространстве и/или времени преподавателей и обучаемых, самих обучаемых, а также обучаемых и образовательных ресурсов;

     2) взаимодействие между преподавателем и обучаемыми, между обучаемыми, а также между обучаемыми и образовательными ресурсами посредством одного или нескольких коммуникационных средств. На английском термин дистантное обучение (distant teaching – деятельность преподавателя и distant learning– деятельность обучаемого в рамках единого процесса дистантного обучения), подразумевая под ним набор процедур, методов и форм организации учебного процесса.

     Можно определить дистантное обучение как образование, характе-ризующееся пятью основными моментами:

  • существование обучающего и обучаемого и, как минимум, наличие договоренности между ними;
  • пространственная разделенность обучающего и обучаемого;
  • пространственная разделенность обучаемого и учебного заведения;
  • двунаправленное взаимодействие обучаемого и обучающего;
  • подбор материалов, предназначенных специально для дистанционного изучения.

     Дистантное обучение позволяет получить университетский диплом всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно. Это особенно актуально именно для России, где в последнее время остро стоит проблема подготовки и переподготовки специалистов.

     Дистантное образование открывает большие возможности для студентов-инвалидов. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

     Получив учебные материалы в электронном и/или печатном виде с использованием телекоммуникационных сетей, студент может овладевать знаниями дома, на рабочем месте, или в специальном компьютерном классе в любой точке России и Зарубежья.

     Компьютерные системы могут проэкзаменовать, выявить ошибки, дать необходимые рекомендации, осуществить практическую тренировку, открыть доступ к электронным библиотекам, за считанные секунды найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное. Учебные курсы сопровождаются игровыми ситуациями, снабжены терминологическим словарем и открывают доступ к основным отечественным и международным базам данных и знаний на любом расстоянии и в любое время.

     Дистантное обучение, также как и очное, имеет три формы знаний - теоретические, теория и практика и практические.

     Основное отличие  дистантного обучения заключается  в невозможности постоянного  контакта между обучающим и  обучающимся. В данной форме обучения вся информация передается на различных магнитных носителях. Однако возможны различные варианты контакта во время курса. Например, установочные выезды к вам в город или приезд вашего представителя ко мне. Это может касаться и тех, кто хочет обучаться индивидуально - мы можем встретиться до и после курса.    

 Дистантная форма обучения  не является худшей по сравнению  с очной. Несмотря на отсутствие  преподавателя или тренера, повышается  ответственность обучающегося и  делается особый упор на самостоятельную работу. На Западе активно переходят на такие формы обучения, и уже сейчас крупные компании начинают делать предпочтение "дистантникам" и "заочникам", поскольку более уверены в качестве их знаний.

 

 

1).   Преимущества дистантного обучения

     Много разговоров и споров ведется вокруг дистантного обучения: учиться заочно хорошо или плохо, эффективно или нет? А между тем есть в Москве лицей, который уже более 35 лет успешно работает на этой «ниве» и готов поделиться своим опытом и дать всем желающим возможность убедиться в этом.

     Одним из преимуществ дистантного обучения можно назвать то, что здесь учитываются индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость студента. Он может изучать учебные курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее. Все это делает дистантное обучение качественнее, доступнее и дешевле традиционного.

     Другие преимущества дистантного обучения:

     - можно начать учиться  в любое время;

     - человек сам определяет  место, время, темп занятий;

     - это единственная  форма экономичного повышения  уровня образования, наиболее удобная  для обучающихся;

     - в любое время  студент может получить консультацию;

     - все студенты могут  общаться между собой на специальной  конференции в Интернет на существующем сайте.

     Кроме того, студенты не должны работать с компьютером в одно и то же определенное время каждый день. Можно выполнять все домашние задания самостоятельно и подключаться к компьютеру только для того чтобы переслать или наоборот, получить необходимые материалы.

     Лекции дистантного обучения, в отличие от традиционных аудиторных, исключают живое общение с преподавателем. Однако имеют и ряд преимуществ. Для записи лекций используются дискеты и CD-ROM - диски и т.д. Использование новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядными.

     Для создания лекций можно использовать все возможности кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов и т.д. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал.

     Консультации дистантного обучения являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Используется телефон и электронная почта. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение и мышление.

     Лабораторные работы дистантного обучения предназначены для практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы требуют: специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров, химических реактивов и т.д. Возможности дистанционного обучения в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа-технологий, ГИС-технологий, имитационного моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно.

     Контрольные работы в дистантном обучении - это проверка результатов теоретического и практического усвоения обучаемым учебного материала.

     Обучение, осуществляемое с помощью новых информационных технологий, требует принципиально нового подхода к организации учебного процесса, который невозможно осуществлять, опираясь на старые приемы и методы обучения; поэтому создаются новые учебные пособия: электронные копии печатных изданий - так называемые "электронные учебники", а также учебники с приложениями в виде аудио- и видеокассет, в связи с появлением которых возникает необходимость приобретения студентами практических и теоретических знаний и навыков в использовании новых информационных технологий. Необходимо отметить, что использование информационных технологий предъявляет новые требования и к профессиональным качествам преподавателей, что предусматривает не только овладение необходимыми знаниями, но и накопление личного опыта их практического применения, приобретения методического опыта использования современных компьютерных технологий в учебном процессе.

 

2).   Недостатки  дистантного  обучения

     Основной недостаток - дистантные образовательные услуги высокого качества требуют больших первоначальных затрат на развитие информационной среды. Оно не может быть одновременно и высококачественным и достаточно эффективным, если не проводится в крупных масштабах. Окупаемость и прибыль достигаются лишь за счет большей численности учащихся по сравнению с очными формами обучения.

     Кроме того, экстернат, заочное обучение, дистантное обучение лишают студента его полноценного "teachering" (главным компонентом которого является живое общение учителя с учащимися и без которого невозможно формирование любви к будущему ученику; аналогии с "mothering" - деятельностью матери, ухаживающей за маленьким ребенком) и требует специальной продуманной системы компенсации. Общение "учитель - ученик" остаются тайной. Попытка его рационализации не удается. В этом общении, говоря ученым языком, слишком много невербального и индивидуального, а говоря человеческим языком, слишком много от Божьей милости, от любви, от искусства. Слабая рационализируемость этого взаимодействия (общения, коммуникации) не мешает тому, что она порождает человека, личность, профессионала, обладающего самосознанием, самооценкой, рефлексией и пр.

     С термином дистантное образование сегодня много путаницы. Знакомство с Интернет-ресурсами, найденными по соответствующему запросу, создает ощущение, что такого образования в нашей стране нет вовсе, а "дистанционным" называют обычное заочное образование, если к нему добавлено несколько материалов на сайте вуза. Что это лукавство или искреннее заблуждение? - Я выношу за скобки вопрос о качестве такого образования. Главное - я не могу воспринять его как дистанционное.   

Информация о работе Дистанционное обучение: сущность, типы, техника