Дистанционное обучение: сущность, типы, техника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 11:22, реферат

Краткое описание

Известно внешне шутливое, но имеющее глубокий смысл определение: образование - то, что остается у человека после того, как он забывает все то, чему его учили. Действительно, большинство сохраняет в памяти немногое из того, чему нас учили, но вряд ли кто-то возьмется отрицать полезность образования в достижении жизненных целей. Хорошее образование помогает человеку ориентироваться в новой для него ситуации и находить в ней эффективные варианты деятельности; способность действовать подобным образом обычно связывают с интеллектом. Исходя из этого, было бы логичным считать, наряду с усвоением определенного объема фактов и алгоритмов, важнейшей задачей образования развитие интеллектуальных возможностей человека.

Содержание

I. Введение
II. Образовательная специфика дистанционного обучения:
1). Преимущества дистанционного обучения
2). Недостатки дистанционного обучения
III. Есть ли у дистанционного обучения будущее:
1). Несколько мифов о дистанционном обучении
2). Электронные учебники – неотъемлемая часть Д/О
3). Проблемы использования дистанционного обучения
IV. Заключение
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Дистанционное обучение.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

   Вторую обширную зону составляет не сертифицированное образование, которое как раз можно назвать дистантным, но, это, честно говоря, не очень образование. Согласитесь: если вам не дают серьезного (лучше - государственного) диплома за учебу, то ваше времяпрепровождение лежит, скорее, в сфере досуга, чем в зоне систематического получения знаний.

     Дистантное обучение  построено на отсутствии непосредственного  контакта обучающего и обучаемого, и именно поэтому, при решении задачи массовости и доступности высшего образования, вызывает беспокойство следующие проблемы дистантного образования.

     – Обеспокоенность  «содержанием и качеством образования, получаемого дистанционно.

     – Проблема сохранения  научности и фундаментальности образования в его дистантном варианте», когда предлагаются «возможно более узкоориентированные, с профессиональной точки зрения, программы».

     – Неразработанность  законодательной базы.

     – Проблема переопределения  «роли науки и научного исследования в контексте этой формы образования» т. к. «без заметной научно-исследовательской составляющей педагогическая работа быть не может».   

   Но не нужно быть великим пророком или провидцем, чтобы утверждать: у дистантного образования большое будущее. Этот младенец вполне жизнеспособен. Наличие или отсутствие интереса к нему - факт биографии отдельных лиц, но не факт биографии дистантного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.   Есть ли у дистанционного обучения будущее:

 

1).   Несколько мифов о дистанционном обучении

     Сегодня по поводу  дистантного обучения разворачиваются  целый ряд дискуссий: отличается  ли дистантное обучение от  заочного? что даст перевод учебного  материала на электронные носители? главное в дистантном обучение  – это компьютеры? качество дистантного обучения хуже, чем очное? каковы границы использования дистантного обучения? какова экономическая целесообразность дистантного обучения? и т.п.

     По-моему, дистантное  обучение сегодня очень сильно  мифологизировано.

     Миф: “Дистантное обучение  ничем не отличается от заочного”. Но заочное обучение предполагает  получение конкретной специальности  по определенному учебному плану. А дистантное обучение дает  возможность выбора курса или  системы курсов, порой, не связывая это с получением конкретной специальности. При заочном обучении обычно планируются очные встречи, дистантное обучение такие встречи не подразумевают (в практике это одна встреча). Заочное обучение ориентируется на печатные материалы, дистантное обучение – нет.

     Миф: “Давайте организуем  дистантное обучение таким образом, чтобы лекции преподавателей  транслировались в Интернет, а  учащиеся в ходе этих лекций  могли задавать вопросы.” Главным  в дистантном обучении является  организация самостоятельной когнитивной деятельности учащихся в развитой учебной среде… Попытки же использовать традиционные методы на новой технологической основе нередко выглядят как “забивание гвоздей микроскопом”.

     Миф: “Главное – это  компьютеры и телекоммуникации”. “Нередко менеджеры учебных заведений считают своей главной задачей в развитии дистанционных форм обучения создание материально-технической базы. Остальное, как говориться, приложится. Однако ключом к дистантному обучению является учебно-методическое обеспечение самостоятельной когнитивной деятельности учащихся.

     Миф: “Переведем наши  печатные учебные материалы в  электронную форму. Разместим их  в Интернет, и пусть учащиеся  дистанционно изучают их”. “Как  показывают педагогические эксперименты, значимый прирост уровня обучаемости при использовании мультимедиа по сравнению с бумажной формой учебных пособий проявляется только на уровне знакомства с учебным материалом и практически отсутствует на уровне решения типовых и нетиповых задач”.

     Миф: Качество дистантного  обучения “значительно хуже по сравнению с очными формами обучения”. Высокое качество определяется следующими факторами: “возможность привлечения высококвалифицированных научно-педагогических кадров и специалистов в сфере новых информационных технологий к разработке широко тиражированного учебно-методического обеспечения”, “высоким интеллектуальным потенциалом информационной среды дистантного обучения”; “высоким уровнем самостоятельности в когнитивной деятельности учащихся”, “большим количеством разнообразных заданий, в том числе исследовательского характера”, “потенциалом коллективного творчества в ходе телеконференций в Интернет”, “Возможностью практически ежедневного индивидуального общения преподавателя и учащихся”. Однако, нельзя забывать и о пределах применимости дистантного обучения. “Есть ряд учебных дисциплин, по которым дистантные формы обучения не могут быть применены в полной мере. Например, при изучении конструкций технических объектов необходима учебная работа на натурных экспонатах или на макетах. Не все можно заменить компьютерным моделированием. И даже успехи в разработке систем лабораторного практикума удаленного доступа не могут полностью снять эти ограничения. Врачом нельзя стать без учебной клинической практики, археологом – без участия в раскопках и т.д.”

 

2). Электронные учебники – неотъемлемая часть Д/О

     "Электронный учебник - компьютерное обучающее программное  средство, которое, во-первых, предназначено  для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, и, во-вторых, служит для индивидуального (индивидуализированного) обучения и позволяет (в ограниченной мере) тестировать знания и умения обучаемого".

     Автоматизированная  обучающая система - компьютерное  обучающее средство, которое,

     1) предназначено как  для предъявления новой информации, так и для научения промежуточному и итоговому тестированию (экзаменование);

     2) обладает развитой  системой помощи как по самой  обучающей программе, так и по  изучаемому предмету;

     3) характеризуется возможностью  поднастройки к обучаемому;

      4) обладает развитой  системой сбора и обработки  статистической информации об  отдельном обучаемом, группе и  потоке;

     5) накапливает информацию  о частотности ошибок, возникающих  при работе с обучающей системой  или проявляющихся при выполнении контрольных заданий по изучаемой теме".

     Разработчикам электронной  учебной литературы на сегодняшний  день удалось решить целый  ряд моментов облегчающих педагогический  труд, однако, остается еще и немало  проблем, требующих своего решения.

     Электронная учебная  литература позволяет осуществлять:

     - автоматизацию и  интенсификацию педагогического  труда (при проектировании систем  обучения, подготовке к занятиям  и отборе учебного материала  в соответствии с поставленной  задачей обучения, формировании дидактических материалов);

     - реализацию игровых  форм обучения;

     - обеспечение эргономических  требований, выражающихся в минимизации  умственных усилий обучающихся, то есть затрат нервной энергии  на единицу прочно усвоенных  знаний;

     - машинную имитацию реальных объектов (систем) с образно-художественным представлением (визуализацией) динамических результатов имитационного моделирования;

     - использование гипертекстового  и мультимедийного представления  информации;

     - комфортность в работе за счет создания дружеского интерфейса, учета индивидуальных особенностей обучающихся;

     - простому хранению  больших информационных массивов, реализацию экологических требований (защита лесных массивов от  вырубки).

     Недостатки электронных учебников: отсутствие учета психолого-педагогических требований; адресности профессиональной направленности в обучении; унификации в использовании терминологии и обозначений; междисциплинарных связей и недостаточной преемственности материала; единого подхода к отбору иллюстративного материала.

 

3).   Проблемы использования дистанционного обучения

     В Российской Федерации  дистантное обучение начало применяться  сравнительно недавно, и поэтому  на пути к его широкому внедрению  встречаются трудности, которые связаны, в частности, с различными подходами к толкованию термина "дистантное обучение".

     Так, ряд ВУЗов под  диcтантным обучением понимает  традиционную заочную форму обучения, т.е. понятия "диcтантное" и "заочное" обучение отождествляются, и, исходя из этого, ведется работа по использованию диcтантного обучения, которая на практике ничем не отличается от работы факультетов заочного обучения. Другой подход к пониманию термина "дистантное обучение" основан на применении технических средств обучения, главным образом, фонограмм и видеофонограмм. Третий подход связан с обучением на основе новых информационных технологий, в первую очередь электронной почты и международной компьютерной сети Internet. В некоторых случаях термин "дистантное обучение" употребляется для обозначения курсов/занятий по повышению квалификации преподавателей учебных заведений в районных центрах, проводимых преподавателями областного центра, выезжающими в районы области.

     В современной практике  используются, по меньшей мере, три организационных формы в системе дистантного обучения. При первой форме студенты лично получают задание, записанное на магнитных носителях информации (аудио- и видеокассеты, гибкие магнитные диски, компакт-диски), в зависимости от аппаратуры, которой располагают учебное заведение и студенты-заочники. Вторая форма связана с использованием электронной почты или сети Internet, по которой задания высылаются из образовательного центра непосредственно студентам. Данная организационная форма предполагает наличие у каждого обучаемого персонального компьютера, подключенного к сети Internet. Здесь возникают трудности, связанные с недостаточным количеством компьютеров, находящихся в личном пользовании студентов-заочников. Третья организационная форма призвана разрешить данную проблему. Для этого создаются региональные центры, связанные компьютерной сетью с образовательным центром. Региональные центры осуществляют передачу заданий непосредственно обучаемым.

     Обучение, осуществляемое  с помощью новых информационных  технологий, требует принципиально нового подхода к организации учебного процесса, который невозможно осуществлять, опираясь на старые приемы и методы обучения; поэтому создаются новые учебные пособия: электронные копии печатных изданий - так называемые "электронные учебники", а также учебники c приложениями в виде аудио- и видеокассет, в связи c появлением которых возникает необходимость приобретения студентами практических и теоретических знаний и навыков в использовании новых информационных технологий. Необходимо отметить, что использование информационных технологий предъявляет новые требования и к профессиональным качествам преподавателей, что предусматривает не только овладение необходимыми знаниями, но и накопление личного опыта их практического применения, приобретения методического опыта использования современных компьютерных технологий в учебном процессе.

     И все же дистанционное  образование в России есть, хотя  и в небольшом количестве. И  наличие интерактивных учебных  пособий не является его главным признаком. С моей точки зрения, дистантной следует считать такую форму обучения, при которой преподаватели и обучаемые находятся на расстоянии (дистанции) друг от друга, но благодаря использованию Internet, электронной почты, видеоконференций и т.п. обеспечивается качество и интенсивность коммуникации, сопоставимые с дневной формой обучения. Чаще всего для дистанционного обучения используются специальное программное обеспечение типа Black Board, Top Class или его аналоги.  

   В  нашей стране, говоря о дистанционном образовании, чаще всего имеют в виду предоставление студентам-очникам возможности получения второй специальности в дистанционной форме. В частности, есть опыт Центра дистанционного образования [http://dlc.miem.edu.ru] Московского института электроники и математики. Подчеркиваю, что речь идет по преимуществу о получении второго высшего образования на базе первого технического. В гуманитарной сфере могу сослаться на опыт Московской высшей школы социальных и экономических наук, где прямо в эти дни идет набор на программу дистанционного образования по Менеджменту в сфере культуры. В отличие от МИЭМ это образование более высокого уровня - не второе высшее, а поствузовское, и, кроме того, имеющее двойную сертификацию: российский диплом о профессиональной переподготовке и Post Graduate Diploma Манчестерского университета. Но меня, в данном случае, интересует не отличия, а общность. Она состоит в том, что и в первом, и во втором случаях речь идет об обучении людей, уже имеющих высшее образование. А вот получить первое высшее образование в дистанционной форме куда сложнее.

Информация о работе Дистанционное обучение: сущность, типы, техника