Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 09:14, доклад
Документация логопункта:
1. Список детей на логопункт, нуждающихся в логопедической помощи. Резервный список.
2. Копии приказов о зачислении (отчислении) детей на логопункт.
3. График работы. Расписание занятий.
4. Поэтапно- творческий план учителя-логопеда.
5. Циклограмма деятельности учителя-логопеда
6. Речевая карта на каждого ребенка.
7. Перспективный план индивидуальной коррекционной работы, на каждого ребенка.
8. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения.
9. Журнал учета посещения занятий детьми, зачисленными на логопедический пункт.
10. Журнал первичного обследования.
11. Лист динамического наблюдения.
12. Планы индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.
13. Перспективное планирование занятий по формированию фонетико- фонетической стороны речи у детей с ОНР, ФФНР. (Подготовительная группа)
14. Перспективное планирование занятий по формированию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР.(старшая группа)
15. Журнал регистрации учета индивидуальных консультаций, бесед.
16. Журнал движения детей.
17. Журнал взаимосвязи специалистов.
18. Экран звукопроизношения.
19. Акты обследования детей (средних, старших, подготовительных групп)
20. Инструкция по охране труда, должностная инструкция.
21. Положение о логопункте.
Речевая карта
(для детей с ФФНР, ФНР занимающихся в условиях логопункта)
1. Фамилия, имя. Возраст
______________________________
2. Домашний адрес.
______________________________
3. Дата зачисления.
4. Ф.И.О. родителей, место работы, должность.
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
5. Анамнез. Речевое развитие
ребенка (особенности речевого
Гуление ______________________________
Лепет ______________________________
Первые слова ______________________________
Фразовая речь ______________________________
6. Слух.
7. Зрение
8. Интеллект.
9. Общее звучание речи.
Темп | |
Голос | |
Разборчивость | |
Дыхание |
10. Обследование артикуляционного аппарата.
Прикус (норм.,откр.передний, откр. боковой, прогения, прогнатия).
Строение неба (норм., высокое,
низкое, ______________________________
Состояние подъязычной уздечки (норм., короткая, длинная,
приращен.,____________________
Губы(норм., толстые, узкие, малоподвижные,
______________________________
Подвижность языка (подвиж.,
малоподвиж., ______________________________
11. Состояние общей моторики.
Координированность движений
- ______________________________
Мелкая моторика - ______________________________
Предпочитает работать правой / левой рукой.
12. Звукопроизношение.
С____________Сь____________З__
Ш____________Ж____________Щ___
Л_____________Ль____________Р_
К_____________Г_____________Х_
Т_____________Д_____________Н_
______________ ______________ _____________ ______________
13. Фонематический слух.
Та-да-та |
уточка-удочка |
Па-ба-па |
бочка-почка |
КА-га-ка |
коза- коса |
14. Произношение слов сложного слогового состава
Строительство |
регулировщик |
Повторить: Экскурсовод проводит экскурсию.
Аптекарь приготовил лекарство.
15. Анализ звукового состава слова.
а) выделение первого звука в слове.
Облако |
танк |
Аист |
санки |
б) выделение последнего звука в слове.
Пила |
кот |
Очки |
автобус |
в) определение последовательности звуков в слове.
Мак |
сок |
Сумка |
корова |
16. Состояние словаря.
______________________________
______________________________
______________________________
17. Грамматический строй речи.
______________________________
______________________________
______________________________
18. Связная речь.
______________________________
______________________________
______________________________
19. Чтение:
Буквы - знает, не знает. | |
Читает - по буквам, по слогам, словами. |
______________________________
20. Логопедическое заключение:
______________________________
______________________________
Выводы:
Работа с родителями учителя-логопеда, советы педагогам
Основная доля обращения родителей к логопеду с целью получения консультации дошкольников от 3 до 7 лет, а также младших школьников от 7 до 11 лет. В логопедической помощи нуждаются дети не посещающие и посещающие общеобразовательные учреждения. При обращении к логопеду проводится логопедическое обследование ребенка, при необходимости направляется к узким специалистам (невропатологу, окулисту, отоларингологу, психологу, психиатру). После обследования и постановки логопедического заключения, учителем-логопедом планируется и проводится комплексная работа, включающая как работу по формированию устной и письменной речи, так и формирование системы языковых средств, коммуникативных навыков.
Логопедические занятия могут быть индивидуальными, групповыми или подгрупповыми. Учитель-логопед консультирует родителей, нацеливая их на активное сотрудничество. Именно консультирование родителей или законных представителей - важное звено в структуре работы помощи семьям, имеющих детей с нарушением речи. Технология формирования домашних заданий остается одним из инновационных элементов консультирования. Учитель-логопед становится партнером семьи, который наблюдает и помогает скорригировать стратегии логокоррекционной работы. Родители - главные помощники логопеда. Их осведомленность о содержании работы логопеда, о способах подачи и проверки учебного материала непосредственно влияет на успешность в учебной деятельности.
На странице представлены материалы профессиональных логопедов, дефектологов, олигофренопедагогов, сурдопедагогов в которые включены консультации, планирование, советы и рекомендации своей работы по взаимодействию с родителями детей имеющих нарушения устной и письменной речи. Материалы будут полезны начинаюшим специалистам.
Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе
Тема: «В осеннем лесу» (закрепление)
Цели:
• Развитие слухового внимания и памяти.
• Закрепление знаний о гласных звуках.
• Совершенствование звукового анализа
и синтеза слова.
• Совершенствование слогового анализа.
• Развитие кинестетической основы движения
рук и артикуляторных движений.
• Развитие дыхания и голоса. Развитие
умения контролировать силу и длительность
выдоха.
• Закрепление точного сочетания речи
и движения, темпа и ритма речи, подражательности
движений.
• Активизировать и развивать словарь
по теме «Деревья осенью».
• Образование относительных прилагательных.
• Развивать память, внимание.
• Развивать мелкую моторику.
Оборудование:
• Демонстрационный материал: письмо,
Котенок, Звукоед, Ёжик, символы звуков
(красные и синие квадраты), схема слова,
слоговые символы, листья деревьев (красные,
желтые, оранжевые), предметные картинки
деревья (тополь, дуб, ива, клен, осина,
береза)
• Раздаточный материал: схема слова,
символы звуков и слогов, волшебные полянки
(массажные варежки), волшебные листики
(маленькие кусочки разноцветной ваты).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент. Самомассаж.
Ручки растираем |
(Потирают ладони) |
И разогреваем |
(Хлопают в ладоши) |
И лицо теплом своим |
|
Нежно умываем. |
(Разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз). |
Пальчики сгребают |
(Граблеобразными движениями проводят пальцами |
Все плохие мысли, |
от середины лба к вискам.) |
Ушки растираем |
(Растирают пальцами рук ушные раковины по краю |
Сверху вниз мы быстро, |
сверху вниз) |
Их вперед сгибаем, |
(Сгибают ушные раковины вперед) |
Тянем вниз за мочки, |
(Оттягивают уши вниз за мочки) |
А потом руками |
(Легко похлопывают щеки ладошками) |
Трогаем мы щечки. |
|
(Сибагатулина А.М.) |
2. Знакомство
с темой. Ребята, к нам в гости пришел
Ёжик из
Волшебного леса и что-то принес. Что же
это? Посмотрим. Письмо.
Письмо Котенка.
Здравствуйте ребята! Этим летом я отдыхал
у своей бабушки. И вот теперь возвращаюсь
домой к маме. Моя дорога проходит через
осенний волшебный лес. Здесь, в лесу, со
мной произошла неприятная история. Я
встретил Звукоеда. Вы знаете, какой он
коварный. Звукоед заколдовал лесную тропинку.
И теперь нужно ответить на все его вопросы
о гласных звуках, об осенних деревьях,
чтобы попасть домой. Иначе я больше никогда
не увижу свою маму. Помогите мне, пожалуйста,
ребята!
- Ну что, ребята, поможем? (Да!)
- Давайте вспомним, где проходит дорога
Котенка? (Дорога проходит
в осеннем волшебном лесу.)
- Так как лес волшебный, значит и загадки
будут не простые.
3. Совершенствование
словаря.
- Давайте посмотрим, какие деревья растут
в волшебном лесу? (Рябина, дуб, клен, осина,
липа, береза, ива.)
- У каждого дерева есть свои листочки.
У каждого листочка есть свое имя. Вспомним,
как они называются.
Лист рябины - … |
Лист осины - … |
Лист дуба - … |
Лист березы -… |
Лист клена - … |
Лист липы - … |
- Молодцы! Вы вспомнили
название каждого листочка.
Кто сможет ответить на такой вопрос: если
у всех этих деревьев есть листья, то, как
их можно назвать одним словом? (Лиственные)
4. Развитие
дыхания и голоса.
Задание №1. Отгадайте загадку.
Летом вырастают, а осенью опадают? (Листья)
- Давайте вспомним, что происходит с листьями
до того как они начнут опадать? (Желтеют, краснеют,
вянут)
- Подует холодный осенний ветер и листья
начнут опадать. Как называется это явление
природы? (Листопад.)
- Слово «листопад» простое или сложное?
Из каких слов оно состоит?
- Давайте покажем, как же дует ветер на
волшебные осенние листочки.
Вдох носом. Плечи не поднимаются.
Плавный выдох ртом, губы трубочкой. Следить,
чтобы щёки не надувались.
5. Развитие
кинестетической основы
Разозлился Звукоед и украл все листья с деревьев, чтобы наши гости не увидели волшебного листопада. Но, мы покажем Звукоеду, как наши волшебные «пальчики-листики» ложатся на волшебную полянку и поют свои песенки.
Листики волшебные на полянку
сели,
Листики волшебные песенку нам спели:
А |
О |
У |
И |
Ы |
Э |
Большой Указат Средний Безымянный
Мизинец Ладонь
Палец
Тихо – нормально
– громко |
-Как, одним словом можно
назвать все эти звуки? (Гласные)
-Почему их назвали гласными? (Можно петь, не встречают
во рту преграды)
А вот и сам Звукоед. (Звукоед выставляется
на доску.) Удивился он, рассердился,
да призадумался. А мы пока с вами поиграем.
6. Динамическая пауза.
Листья осенние тихо кружатся |
Кружатся на цыпочках. Руки в стороны. |
Листья нам под ноги тихо ложатся |
Приседают. |
И под ногами шуршат, шелестят |
Движения руками вправо - влево. |
Будто опять закружиться хотят. |
Поднимаются и кружатся. |
(Нищева Н.В.) |
7. Слоговый анализ слова.
Думал-думал Звукоед и решил загадать нам такую загадку: «Все слова состоят из слогов. Посчитайте, сколько слогов в названиях деревьев, которые вы видите». Составление слоговой схемы.
8. Звуковой анализ.
А тем временем Звукоед загадал нам с вами свою последнюю и самую трудную загадку. Надо отгадать загадку и составить звуковую схему слова – отгадки.
Кудри в речку опустила
И о чем – то загрустила,
А о чем грустит, никому не говорит. (Ива)
(litrus.net)
- Составьте звуковую схему
слова ива.
Разбор звуковой схемы и составление на
доске.
Вдруг Звукоед взял да и спрятал последний
звук из схемы и говорит: «Вот вы и попались!
Отгадайте, какой звук я спрятал? Какие
звуки остались?» Затем Звукоед прячет
первый, а потом второй звук.
Закрепление: почему звуки называют гласными
и согласными.
9. Итог
занятия. Анализ работы детей.
Сегодня мы с вами помогли Котенку ответить
на следующие загадки:
- Что происходит с деревьями осенью? Что
такое листопад?
- Звуковую схему какого слова мы составляли?
Выставляется Котенок.
Список литературы:
1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа
по восстановлению голоса у детей. – М.:
Айрис-пресс, 2005.
2. Нищева Н.В. Система коррекционной работы
в логопедической группе для детей с общим
недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО –
ПРЕСС, 2008.
3. Сибагатулина А.М. Конспект совместного
занятия «Виды работ при коррекции речевых
нарушений.» - М.; журнал Логопед, 23.07.2006.
Рекомендации учителя дефектолога для родителей детей подготовительной группы