Документация учителя логопеда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 09:14, доклад

Краткое описание

Документация логопункта:
1. Список детей на логопункт, нуждающихся в логопедической помощи. Резервный список.
2. Копии приказов о зачислении (отчислении) детей на логопункт.
3. График работы. Расписание занятий.
4. Поэтапно- творческий план учителя-логопеда.
5. Циклограмма деятельности учителя-логопеда
6. Речевая карта на каждого ребенка.
7. Перспективный план индивидуальной коррекционной работы, на каждого ребенка.
8. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения.
9. Журнал учета посещения занятий детьми, зачисленными на логопедический пункт.
10. Журнал первичного обследования.
11. Лист динамического наблюдения.
12. Планы индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.
13. Перспективное планирование занятий по формированию фонетико- фонетической стороны речи у детей с ОНР, ФФНР. (Подготовительная группа)
14. Перспективное планирование занятий по формированию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР.(старшая группа)
15. Журнал регистрации учета индивидуальных консультаций, бесед.
16. Журнал движения детей.
17. Журнал взаимосвязи специалистов.
18. Экран звукопроизношения.
19. Акты обследования детей (средних, старших, подготовительных групп)
20. Инструкция по охране труда, должностная инструкция.
21. Положение о логопункте.

Вложенные файлы: 1 файл

Документация учителя.docx

— 133.88 Кб (Скачать файл)

Формирование элементарных математических представлений

Знакомство с цифрами

Повторить состав числа в пределах 5

Игра

«Сколько предметов в другой руке»

Повторять прямой и обратный счет в пределах 5

Повторите с ребенком название частей суток:

Назвать по порядку, каждое время суток.

Рассказать, чем ребенок занимается в каждое время суток.

Развитие фонематического восприятия. Развитие речи

Слышать и правильно произносить в словах звук (Ш).

Подбирать слова к схеме.

Потренируйте ребенка в длительном произнесении звука (Ш),

Пускай ребенок при произнесении слова, выделяет звук (Ш).

( Пушшшшшшшшшшшка) 
(Чашшшшшшшшшшшка) 
( не менее пяти секунд).

Спросите: 
- В каком месте слова находится звук? 
- в начале 
- в середине 
- в конце

Наклеить картинку рядом с соответствующей схемой.

Развитие логического мышления

Поиск закономерностей

Закончить узор

Ознакомление с окружающим. Развитие речи

ТЕМА: Страна, где мы живем.

Спросите ребенка:

- Как называется страна, где мы живем?

- Как называются люди, которые живут в России? (россияне)

- Что знает ребенок  о природе России, помнит ли  он, что видел во время поездок  и путешествий (леса, поля, реки, моря, горы).

Побеседуйте о том, кто в вашей семье служил в армии, кем там был (летчиком, танкистом, моряком …)

Пускай ребенок рассмотрит фотографии этого периода, принесет несколько в группу чтобы показать и рассказать другим детям.

Развитие фонематического восприятия. Развитие речи

Игра «Подружи звуки»

Взрослый произносит звуки изолированно, ребенок должен их «подружить» - произнести слитно.

Взрослый Ребенок

(Ш) (А) (ША)

(Ш) (У) (ШУ)

(С) (А) (СА) 
(С) (О) (СО) 
И т.д.

Развитие фонемитического восприятия. Развитие речи

Звуковой анализ слова 
Место звука в слове

Игра

«СПАСАТЕЛИ»

Ребенок должен раскрасить окошки звукового домика, произнося звуки, которые обозначает. Расскажите ему сказку о том, что злодей «звукомор» хочет «съесть» какой-то звук и звук нужно спасти, - закрыть пальчиком. Взрослый называет звуки в слове сначала по порядку, затем вразбивку. 

 

Рядом со схемой слова нарисуйте или наклейте картинку обозначающую слово

Формирование элементарных математических представлений

Увеличение числа на 1

Игра

«Назови следующее число»

Взрослый Ребенок

Один Два

Два Три

Три Четыре

И т.д.

Формирование элементарных математических представлений

Состав числа из двух меньших чисел

Сосчитать карточки в ряду, разделить их на две части, рассказать что получилось по образцу . 

 

Образец: один круг и четыре круга – всего получилось пять кругов.

!!! Не повторять  существующий вариант


Развитие логического мышления

Поиск закономерностей

Раскрасить круги до конца строчки

!!! Во время  выполнения этого задания, следите, чтобы ребенок правильно держал  карандаш.


Ознакомление с окружающим. Развитие речи

ТЕМА: Из чего что сделано.

Учить ребенка определять материал, из которого сделан предмет. Образовывать прилагательное из существительного. Правильно произносить прилагательное, согласовывая в роде.

Например:

Деревянная Ложка

Деревянное Крыльцо

Деревянный Дом

И т. д.

Развитие фонематического восприятия. Развитие речи

Звук (Ж)

Упражнять ребенка в произношении звука (Ж) в слогах, словах и фразах.

Найти место звука в слове.

Игра «Подружи звуки»

( Смотрите предыдущие  задания со звуком (Ш)

Формирование элементарных математических представлений

Понятия: «Больше на один», «Меньше на один».

Пускай с Вашей помощью ребенок наклеит под квадратами круги, чтобы их было на один больше, чем квадратов.

С Вашей помощью ребенок должен наклеить круги, чтобы их было на один меньше, чем квадратов.

Развитие логического мышления.

Поиск закономерностей.

Вместе с ребенком рассмотрите узор, пускай ребенок найдет ошибку, и  
исправит ее самостоятельно

Развитие логического мышления

Поиск закономерностей

Раскрасить круги до конца строки

Формирование элементарных математических представлений

Состав числа три из двух меньших чисел.

Вместе с ребенком сосчитайте круги в ряду, разделите их на две группы, а ребенок пусть расскажет по образцу что получилось.

Образец: один круг и два круга – всего получилось три круга.

!!! Не повторять  существующий вариант


Формирование элементарных математических представлений

Закрепить знание состава числа 3 из двух меньших

Скажите ребенку, что вы будете с ним играть в следующую игру: 
- В двух коробках должны лежать три мяча, и он должен «положить» (нарисовать) во вторую коробку недостающее количество мячей. 
Ребенок должен рассказать: 
- Сколько мячей лежит в первой коробке?

_ Сколько мячей лежит  во второй коробке?

_ Сколько мячей всего  в двух коробках?

Затем поиграйте в игру

«Сколько мячей в другой коробке?»

(Закрыть листом бумаги  одну коробку, Ребенок должен  сказать, сколько мячей в ней  лежит)

Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи

Прочитайте ребенку русскую народную сказку «У страха глаза велики».

Побеседуйте с ребенком о содержании сказки, спросите, как он понимает пословицу, которой озаглавлена сказка. Предложите вспомнить случай из жизни, который подходит к этой пословице, и рассказать о ней.

Развитие речи

Загадывайте ребенку загадки, внимательно слушая его отгадки, поощряйте его высказывания и рассуждения.


Работа логопеда с родителями детей с нарушениями речи

Работа с родителями - одно из важнейших направлений коррекционной, воспитательной деятельности логопеда. Такую работу я провожу с начала учебного года.

После обследования детей провожу индивидуальную беседу с родителями детей с нарушениями речи. Во время беседы уточняю анамнестические сведения, анкетные данные, сообщаю результаты обследования родителям. Знакомлю родителей с речевыми картами детей. Направляю по необходимости родителей на консультацию к стоматологу, психологу, невропатологу и к другим специалистам, объясняя им необходимость комплексного воздействия на ребенка.

Основная моя задача на первых этапах работы с родителями - стимулирование мотивационного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми. Для этого поясняю необходимость логопедической работы , обращаюсь с просьбой о помощи, которая может способствовать значительному процессу в исправлении дефектов речи (привожу конкретные приемы последствий отсутствия помощи родителей и тесного их сотрудничества с логопедом). Провожу обучающий семинар – практикум (показываю артикуляционную гимнастику для постановки различных групп звуков).

Беседа проводится в доброжелательном тоне. Я стараюсь не употреблять резких терминов, как «дефект речи», «нарушение» - меняю их на слова («трудности», «проблемы»). Это располагает родителей, и они стараются выпольнить все рекомендации логопеда для преодоления имеющихся у ребенка трудностей.

Каждому из родителей показываю, как надо правильно обучать детей тому или иному звуку, как правильно сделать артикуляционную гимнастику, привлекаю их к работе над речью ребенка дома. Внимательно изучив отношение родителей к ребенку, я даю рекомендации не допускать высмеивания его речи, угроз при требовании говорить правильно, т.к. это тормозит речевые успехи. Очень эффективным является выступление родителей на собраниях, когда они рассказывают о работе над речью своих детей.

Один из эффективных средств знакомства родителей с особенностями работы логопеда является их посещение индивидуальных занятий. Особенностью работы логопеда в Доме детского творчества является то, что родители по своему желанию могут посещать занятия логопеда. Когда я работала логопедом в детском саду, то раз в неделю проводила занятия в вечернее время, заранее приглашая на них родителей. Во время занятий показываю свои методы и приемы, даю консультации. Рассказываю об особенностях работы с данным ребенком, учитывая все возможности ребенка, даю рекомендации. Постепенно родители начинают активно участвовать в коррекционном процессе, это дает отличные результаты: родители замечают, что совместные занятия улучшают их отношения с ребенком, а после нескольких месяцев работы большинство родителей начинают более ответственно относиться к выполнению детьми домашних заданий. Знакомлю родителей с методами и приемами работы с детьми.

Родителям детей старшего дошкольного возраста разъясняю возможность и нужность чистого произношения будущего ученика школы, особенно для овладения им грамотой.

Благодаря связи с семьей достигается правильный речевой режим ребенка.

Через 2-3 месяца работы с ребенком родители заполняют анкету, позволяющую уточнить уровень их наблюдательности. (см ниже) Некоторые родители очень быстро забывают, с какой речью пришел их ребенок к логопеду, им начинает казаться, что ребенок всегда так говорил. Благодарных родителей очень мало, а это способ напомнить им об изменениях в речи их детей.

После того, как все звуки речи еже поставлены и автоматизированы, даю рекомендации родителям по контролю над речью ребенка после прекращения логопедических занятий. Чтобы не было рецидивов, родители должны в течение некоторого времени следить за речью ребенка дома и поправлять ребенка в случае неправильного произношения .

Даже при нарушениях звукопроизношения может произойти возврат к старой артикуляции, являющейся более упроченной, чем вновь воспитанная артикуляция. Здесь важно дать понять родителям, что вновь воспитанный навык правильной речи является еще очень непрочным и поэтому для его полноценной автоматизации необходимо определенное время и непрерывная работа по закреплению.

Опыт работы показывает: работа с родителями детей, имеющих нарушения в произношении, должна рассматриваться как важная часть коррекционной работы.

 

Анкета

1. Изменилось ли первоначальное  отношение ребенка к обучению  в логопедическом кабинете? В  какую сторону? Что способствовало  изменениям? _________________________________________________________________________________

2. Речь вашего ребенка  в начале обучения?

звукопроизношение________________________________________________________________

развитие речи____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

3. Какие сдвиги сейчас?___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

4. Устраивает ли Вас  работа логопеда? Если нет, то  чем? ____________________________

_________________________________________________________________________________

Консультационная работа с 
родителями___________________________________________________________

Взаимоотношения логопеда с 
родителями______________________________________________________________

Проведение 
занятий________________________________________________________________

5. Изменилось ли ваше  отношение к логопедическим

занятиям? _______________________________________________________________

6. Ваши замечания, пожелания, 
предложения_________________________________________________________

_________________________________________________________________________


 

Советы родителям.

Если вы хотите иметь хорошие взаимоотношения с детьми, то следуйте следующим советам.

1. Не балуйте ребенка, вы его этим портите. Не обязательно  делать все, что запрашивает ребенок. Он просто испытывает вас.  
2. Не бойтесь быть твердыми с ребенком. Он предпочитает именно такой подход. Это позволяет ему определить свое место.  
3. Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что ребенок просто хочет, чтобы вы постоянно им занимались.  
4. Не позволяйте дурным привычкам привлекать к ребенку чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит его на их продолжение.  
5. Не делайте для ребенка и за ребенка то, что он в состоянии сделать для себя сам. Он может продолжать использовать вас в качестве прислуги.  
6. Не требуйте от ребенка немедленных объяснений, зачем он сделал то или иное. Он иногда и сам не знает, почему поступает так, а не иначе.  
7. Не подвергайте слишком большому испытанию его честность. Будучи запуганным,он легко превращается в лжеца.  
8. Пусть его страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе он будет бояться еще больше. Покажите ему, что такое мужество.  
9. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет его веру в вас.  
10. Не будьте непоследовательными. Это сбивает его с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.  
11. Не придирайтесь к ребенку и не ворчите на него. Если вы будете это делать, то он будет вынужден защищаться, притворяясь глухим.  
12. Не пытайтесь читать ему наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно он знает, что такое хорошо и что такое плохо.  
13. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает ему ощущение тщетности попыток сравняться с вами.  
14. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда ребенок говорит: «Я вас ненавижу». Он не имеет буквально это в виду. Он просто хочет, чтобы вы пожалели о том, что сделали ему.  
15. Не заставляйте ребенка чувствовать, что его проступки — смертный грех. Он имеет право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете его убеждать, что он ни на что не годен, то в будущем он, вообще, будет бояться что-то делать, даже зная, что это правильно.  
16. Не забывайте, ребенок любит экспериментировать. Таким образом он познает мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.  
17. Не пытайтесь обсуждать его поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам его слух притупляется в это время, а его желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите с ним об этом несколько позже.  
18. Не поправляйте ребенка в присутствии посторонних людей. Он обратит гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете ему все спокойно с глазу на глаз.  
19. Не забывайте, что ребенок не может успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.  
20. Дайте ребенку почувствовать что он родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между родителями травмируют психику ребенка.  
21. Если ребенок видит, что вы любите больше брата или сестру он вам не будет жаловаться. Он будет просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимание и любви. В этом он видит справедливость.  
22. Ребенку интересен противоположный пол. Если вы это будете игнорировать и не объясните, как ему поступать, и что ему делать со своими чувствами, то ему об этом расскажут его сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?

Информация о работе Документация учителя логопеда