Документация учителя логопеда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 09:14, доклад

Краткое описание

Документация логопункта:
1. Список детей на логопункт, нуждающихся в логопедической помощи. Резервный список.
2. Копии приказов о зачислении (отчислении) детей на логопункт.
3. График работы. Расписание занятий.
4. Поэтапно- творческий план учителя-логопеда.
5. Циклограмма деятельности учителя-логопеда
6. Речевая карта на каждого ребенка.
7. Перспективный план индивидуальной коррекционной работы, на каждого ребенка.
8. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения.
9. Журнал учета посещения занятий детьми, зачисленными на логопедический пункт.
10. Журнал первичного обследования.
11. Лист динамического наблюдения.
12. Планы индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.
13. Перспективное планирование занятий по формированию фонетико- фонетической стороны речи у детей с ОНР, ФФНР. (Подготовительная группа)
14. Перспективное планирование занятий по формированию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР.(старшая группа)
15. Журнал регистрации учета индивидуальных консультаций, бесед.
16. Журнал движения детей.
17. Журнал взаимосвязи специалистов.
18. Экран звукопроизношения.
19. Акты обследования детей (средних, старших, подготовительных групп)
20. Инструкция по охране труда, должностная инструкция.
21. Положение о логопункте.

Вложенные файлы: 1 файл

Документация учителя.docx

— 133.88 Кб (Скачать файл)

23. Не пытайтесь от ребенка  отделаться, когда он задает откровенные  вопросы. Если вы не будете  на них отвечать, он, вообще, перестанет  задавать их вам и будет  искать информацию где-то на  стороне.  
24. Ребенок чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от него. Дайте ему возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете ему — он будет доверять вам.  
25. Относитесь к ребенку так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда он станет ваши другом. Запомните, что он учится, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.  
26. Ребенку важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего ему важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.  
Помните! Ребенок поступает, делает так как он видит! А не так как он слышит.И сколько бы вы ему не говорили что это или то, делать надо так, он будет делать так, как делаете это вы...


Исходя из многолетнего опыта работы учителем - логопедом на школьном логопедическом пункте, считаю необходимо важным с самого начала занятий в логопедическом классе построить теплые доверительные отношения с родителями. 
При первых же встречах с родителями стараюсь расположить их к себе (включая и внешний вид) своей приветливостью, доброжелательностью, вниманием к их детям. 
На первом родительском собрании четко обрисовываю общие проблемы детей группы, но не перехожу на личности. Конкретно о каждом ребенке говорю на индивидуальных беседах и консультациях, ведь многие родители не видят проблем в речи и развитии ребенка из за недостаточной компетенции и следует объяснить им все корректно и не навязчиво, иначе, я считаю, взаимопонимания с родителями не получится, а значит и результативность логопедических занятий будет ниже, чем того хотелось бы. 
Всегда, при каждом разговоре подчеркиваю важность участия родителей в работе с логопедом, в результате чего родители с большой ответственностью и заинтересованностью подходят к нашей совместной работе. 
Никогда не даю гарантий и не делаю прогнозов при первых встречах, т.к. предвидеть все невозможно и лучше заранее никого не обнадеживать. Ключевая моя фраза всегда звучит так: «Сделаем все, что возможно». 
На первом родительском собрании раздаю родителям опросник (см. ПРИЛОЖЕНИЕ), на вопросы которого они отвечают в домашней обстановке очень подробно. Это мне необходимо для дальнейшего заполнения речевых карт. На индивидуальных встречах возникает, как правило, еще ряд вопросов, при выяснении которых заполняется речевая карта. 
За учебный год провожу 3 родительских собрания (начало, середина и конец учебного года). В течение всего учебного года в разное время провожу индивидуальные консультации и беседы: планово (1 раз в неделю) и внепланово (в случаях необходимости). 
Отправляю родителей с детьми на разовые консультации других специалистов (неврологу, психиатру, окулисту, лору, психологу). 
В логопедическом классе имеется уголок, который называется «Родителям на заметку». Здесь отражаются интересующие родителей речевые проблемы детей (в виде заметок и небольших статей). Здесь же показаны и успехи детей: кому поставлен какой звук, у кого данные звуки автоматизируются, дифференцируются, кому вводятся в самостоятельную речь, а так же отражаются и определенные трудности учащихся, советы и рекомендации в преодолении их в домашних условиях. Подобным образом демонстрируется и письменная речь обучающихся на логопедическом пункте, вывешиваются на листочках контрольные диктанты. Родители должны знать, чем занимаются в данное время их дети. 
Достаточно часто приглашаю родителей на индивидуальные и фронтальные занятия наиболее трудных отрабатываемых тем. 
На уроках по произношению первое время родители сидят и учатся за партами вместе со своими детьми. Такие занятия по расписанию у меня в классе проходят по субботам, когда родители для этого могут выделить время. Такие занятия проходят под рубрикой « мастер класс» 
Связь с родителями поддерживаю и через записки, уведомления, школьные дневники. На логопедические занятия ребенок каждый день приносит школьный дневник, в который я вписываю дни и часы занятий в логопедическом кабинете. Сюда я ставлю оценки, записываю домашние задания, делаю записи и пометки для родителей и учителей. Таким образом, и родители, и учителя в курсе, что происходит на логопедических занятиях, есть ли успехи, посещали ли дети занятия согласно расписанию. 
У всех родителей имеется мой контактный телефон, в случаях возникших вопросов они имеют возможность связаться с логопедом в любое время от внеурочных занятий и уточнить, что им непонятно, предупредить, если ребенок по какой либо причине не сможет явиться на занятие. 
Пропуск занятий обязательно объясняется, каким либо оправдательным документом (справкой из детской поликлиники в случае болезни или объяснительной запиской от родителей). Это необходимо, чтобы дети с самого начала не думали, что даже в единичном пропуске занятия нет ничего страшного, а родители не попустительствовали им и в будущем смогли потребовать от них твердого выполнения школьных правил. 
Каждый пропуск занятия без уважительной причины я требую отработать вне расписания с другой группой дополнительно. Это стимулирует учащихся, и таким образом, на протяжении многих лет на моих логопедических занятиях всегда хорошая посещаемость. 
С родителями у меня сложились хорошие отношения, они всегда откликаются на любу мою просьбу в силах своих возможностей. 
Всеми своими действиями и требованиями даю понять своим родителям, что без их поддержки результат логопедической работы будет минимальным.

МОУ Большереченская СОШ №1

Омская область Учитель - логопед высшей квалификационной категории Торговичева Ольга Валерьевна

Приложение. Опросник для родителей

1. Ф.И.О. ребенка. 
2. Возраст, когда стал держать голову. 
3. Когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками? 
4. Когда стал самостоятельно садиться? 
5. Когда стал самостоятельно ползать? 
6. Когда стал самостоятельно ходить? 
7. Когда появились зубы? 
8. Отмечались ли у ребенка нарушения сна? 
9. В каком возрасте появились навыки самообслуживания? 
10. Когда появились первые слова? Приведите пример первых слов ребенка. 
11. Когда появились первые фразы? Приведите пример первых фраз ребенка. 
12. Когда Вы заметили отставание в развитии речи? В каком возрасте ребенка впервые обратились к логопеду? 
13. Есть ли у ближайших родственников ребенка какие-либо нарушения речи? Если да, то какие?

14. Как Вы считаете, каковы  причины отклонений в развитии  речи у ребенка?

15. Обращали ли вы внимание, до поступления в логопедическую  группу, на трудности ребёнка  в речевом развитии? 
16. Имеется ли в Вашей домашней библиотеке специальная литература по развитию речи? 
17. Заинтересованы ли Вы в совместной работе с логопедом? 
18. Замечает ли Ваш ребёнок трудности в речевом развитии, если да, то как на это реагирует?

19. Из каких источников  ВЫ получаете знания о воспитании  ребёнка? 
а) слушаете передачи по радио, телевидению; б) посещаете лекции для родителей; в) из жизненного опыта; г) воспитываете без специальных знаний, по интуиции; д) читаете специальную литературу; г) советуетесь с педагогом; ж) советуетесь со своими родителями; з) советуетесь со своими друзьями. 
20. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании Вашего ребёнка? 
а) непослушание ребёнка; б) недостаток педагогических знаний; в) ребёнок растёт нервным; г) ребёнок неусидчивый, невнимательный; ж) трудностей нет; з) другое. 
21. Как чаще ведёт себя ваш ребёнок, когда кто-то из детей его оскорбляет (обзывает, дразнит)? (Промолчит, достойно ответит; начнёт обзывать ребёнка; будет жаловаться вам). 
22. Как ваш ребёнок реагирует на наказания? (Соглашается с тем, что заслужил его; начинает плакать, не согласившись с наказанием; начинает с вами спорить…)

Благодарю за ответы!


План работы логопедической службы

МДОУ Курашимский детский сад

На 2012-2013 учебный год 

 

Учитель-логопед: С.В. Козлова  

 

 

 

Цель: Своевременное выявление и оказание помощи детям, имеющим нарушения устной речи. 

 

Задачи:

u своевременное выявление нарушений речи и предупреждение возможных вторичных дефектов, вызванных уже имеющимися речевыми нарушениями;

u совершенствование форм и методов логопедической работы, способствующих наиболее полному преодолению дефектов речи детей;

u единство коррекции речи с коррекцией всей познавательной деятельности;

u пропаганда коррекционно-логопедических знаний среди педагогов и родителей;

u осуществление преемственности по вопросам речевого развития детей между ДОУ и начальным звеном школы.

Направления работы

Содержание и формы работы

Сроки

Исполнители

Диагностическая работа

u Обследование вновь прибывших детей.

u Обследование детей, не окончивших курс в прошлом году.

u Проверка детей, нуждающихся в индивидуальных занятиях и их выделение из общего числа.

u Комплектование групп:

a) с ОНР (подготовительная и старшая группы)

b) с ФФНР (подготовительная группа)

c) с недостатками произношения.

u Объективное логопедическое заключение и составлениегрупповых, подгрупповых и индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы на учебный год.

Первая половина октября.

Октябрь

Логопед

Психолог

Логопед

Коррекционная работа

Индивидуальные занятия с детьми:

u Коррекция звукопроизношения.

u Развитие моторики артикуляционного аппарата.

u Развитие общей и мелкой моторики

u Постановка дыхания.

u Массаж и самомассаж.

u Развитие речи, звукового анализа и синтеза.

Групповые занятия с детьми:

u Развитие моторики артикуляционного аппарата

u Постановка дыхания

u Коррекция звукопроизношения

u Развитие общей и мелкой моторики

u Развитие речи, звукового анализа и синтеза

u Развитие фонематического слуха.

u Психогимнастика.

u Лексика, грамматика.

u Развитие связной речи.

u Развитие диалогической формы речи.

В течение года

В течение года

Логопед

Логопед

Работа с воспитателями

u Посещение детьми логопедических занятий.

u Консультирование воспитателей по вопросам логопедической работы в группах.

u Обучение воспитателей навыкам артикуляционной гимнастики.

u Проведение «логопедической пятиминутки» в группах.

u «Логочас» в подготовительной группе. (Воспитатели выполняют с детьми коррекционную работу по заданию логопеда).

u Показ открытых занятий.

u Организация выпусков учащихся логопункта в присутствии воспитателей.

u Выступление на педагогических часах и педсоветах.

В течение года

В течение года

Октябрь

В течение года

В течение года

Декабрь, апрель

Май

В течение года

Воспитатели

Логопед

Логопед

Воспитатели

Воспитатели

Логопед

Логопед

Логопед

Работа с родителями

u Индивидуальные беседы.

u Привлечение родителей к выполнению домашнего задания и организации общего речевого режима.

u Проведение семинаров-практикумов.

u Организация собраний для родителей детей, посещающих логопедический пункт.

Тема: «Особенности работы логопеда с детьми. Требования, предъявляемые родителям детей логопатов».

Тема: «Результаты обучения. Рекомендации на лето».

u Открытые занятия

u Проведение праздника для родителей «Красивая речь».

В течение года

Октябрь

Май

Январь, апрель

май

Логопед

Логопед

Работа с поликлиникой и другими специалистами

u Направление в районную поликлинику детей, нуждающихся в помощи психоневролога, офтальмолога, стоматолога и других специалистов.

u Направление к врачу детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях.

По мере необходимости

Психолог

Логопед

Воспитатели

Профилактическая работа

u Выступления на родительских собраниях.

u Выпуск брошюры для родителей «Советы логопеда» с теоретическим и практическим материалом.

u Оформление в группах уголка «Веселый язычок»

u Организация работы клуба «Говорушка», для родителей детей 3-4 лет.

В течение года

Каждый квартал

Обновление каждые две недели

Каждый месяц

Логопед

Логопед

Логопед,

Работа с документацией

u Составление графика работы логопункта.

u Зачисление обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи на логопункт с учетом возраста и речевого дефекта.

u Составление сетки занятий.

u Заполнение речевых карт.

u Ведение индивидуальных тетрадей детей.

u Заполнение табеля учета посещаемости детей.

u Составление отчета об эффективности работы логопеда.

Сентябрь

Октябрь-ноябрь

В течение года

июнь

Заведующая

Методист

Логопед

Логопед

Оформление и комплектование кабинета.

u Изготовление наглядного материала

u Приобретение методической литературы.

u Приобретение дидактического материала.

u Оснащение кабинета.

u Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.

u Продолжение работы по накоплению специальных компьютерных программ для коррекции речи и психических процессов, а также систематизации методического материала в электронном виде.

В течение года

Логопед

Самообразование

u Проработка специальной литературы.

u Консультирование со специалистами.

u Посещение и показ открытых занятий.

u Участие в работе РМО логопедов.

u Изучение новинок методической литературы.

u Поиск новых идей.

u Широкое применение компьютерных технологий в коррекционной работе логопеда.

u Публикации статей, тиражирование опыта, участие в форумах на логопедических сайтах.

В течение года

Логопед


 

  

 

 

 

Перспективный план работы 

учителя-логопеда с воспитателями

на 2012-2013 учебный год

Направление деятельности

Формы работы

Сроки

Диагностика

u Сбор информации о состоянии развития речи детей в группах.

сентябрь

Профилактика и просвещение

u Рекомендации по созданию речевых зон групп, соответствующих возрастным особенностям детей.

u Рекомендации по результатам диагностики речи детей.

u Тренинг по обучению воспитателей навыкам артикуляционной гимнастики.

u Показ открытых занятий.

1 занятие по постановке  звуков

2 занятия подгрупповых в старшей и подготовительной группе.

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Март

Май

Консультирование

u Консультации и рекомендации по развитию речи детей во всех возрастных группах.

u Консультации по подготовке детей к школе.

u Консультирование по выполнению заданий логопеда с детьми.

u Индивидуальные консультации .

u Консультации для воспитателей на темы: «Использование игры для коррекции речи детей», «Логосказки в системе коррекции речевых нарушений».

В течение года

Октябрь-ноябрь

По необходимости

Декабрь

Апрель

Коррекция и развитие

u Индивидуальная коррекционная работа с детьми по заданию логопеда.

В течение года

Экспертная работа

u Участие в работе ПМ Пк в ДОУ.

u Участие в рамках ПМП к в экспертизе индивидуальных коррекционно-развивающих программ сопровождения детей с проблемами речи.

u Посещение занятий педагогов.

u Посещение игровых сеансов во всех возрастных группах.

u Участие в педсоветах и педчасах.

В течение года

По плану ДОУ

По необходимости

По плану ДОУ


 

  

 

 

 

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями на 2012-2013 учебный год

Направление деятельности

Формы работы

Сроки

Диагностика

u Первичная диагностика родителей (анкетирование) «Я и мой ребенок».

Цель: Проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, и их педагогическую осведомленность.

u Анкета для родителей детей подготовительной группы «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Октябрь

Октябрь

Профилактика и просвещение

u Знакомство с новыми детьми.

u Экскурсия в кабинет логопеда.

u Индивидуальные беседы по результатам диагностики речи.

u Родительские собрания по возрастным особенностям речевого развития детей.

u Родительские собрания на темы: «Особенности работы логопеда с детьми. Требования, предъявляемые родителям детей логопатов», «Результаты обучения. Рекомендации на лето».

u Оформление уголка «Советы логопеда»

Темы: «Артикуляционная гимнастика и способы ее выполнения», «Пальчиковые игры»,»Развитие связной речи и речевого общения детей», «Учим детей читать», «Фонематический слух – основа речи».

u Семинары-практикумы с участием детей. Темы:

«Наш веселый язычок» 
1.Важность выполнения АУ при дизартрии 
2.Виды АУ (Общие специальные) 
3.Выполнение родителями с детьми АУ «Наш веселый язычок» 
4.Практическое задание «Придумать с ребенком свою историю про язычок»

«Как наши пальцы помогают нам говорить» 
1.Важность выполнения пальчиковой гимнастики, ее связь с речью 
2.Выполнение родителями с детьми ПГ (по карточкам) 
3.Практическое задание «Придумайте с ребенком ПГ»

«Звуки – это то, что мы слышим и говорим» 
1.Связь звука-буквы, развитие фонематического восприятия. 
2.Фрагмент занятия по ФФП (назови слово со звуком, раздели слово на звуки) 
3.Практическое задание (работа с пирамидками) «Проверь маму (папу)»

u Консультации всеобуч.

«Как заниматься с детьми дома» 
1.Как заниматься по логопедическим тетрадям, дневнику красивой и правильной речи 
2.Обмен опытом 
3.Выставка «Логопедические игры»

«Как и что читать детям»  
1.Активная беседа «Что вы читаете с детьми?» 
2.Важность чтения взрослыми детям, способы чтения. 
3.Обмен опытом 
4. Выставка «Литература детям»

«Скоро в школу» 
1.Активная беседа «Как учить дошкольников читать» 
2.Способы знакомства с буквой (рисование, печать, выкладывание, вышивание и др.) 
3.Обмен опытом 
4.Выставка «Буквари», тетради детей

u Открытые занятия.

«Учимся произносить звуки»

«Это мы знаем и умеем»

«Я умею красиво и правильно говорить»

u «Праздник красивой речи»

u Оформление фотогазеты «В мире детей»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

В течение года

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Октябрь

Январь

Февраль

Декабрь

Март

Апрель

Май

Январь

Консультирование

u Консультации и рекомендации по развитию речи детей.

u Индивидуальное консультирование по подготовке детей к школе.

u Индивидуальное консультирование по выполнению заданий логопеда.

u Консультирование и рекомендации на летний период.

В течении года


 


 

Годовой план работы

учителя-логопеда Большаковой Ю.В.

на 2011-2012 учебный год

Цель всего педагогического процесса в ДОУ: создание организационно-методических условий по внедрению Федеральных Государственных Требований в дошкольном образовании.

Задачи:

  1. Разработать поэтапный план перехода к реализации в ДОУ ФГТ.
  2. Организация предметно-развивающей среды с учетом ФГТ.
  3. Внедрение новой аналоговой системы планирования работы в ДОУ.

Диагностическая работа

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Выход

1

Психолого-педагогическое обследование детей.

Определение особенностей речевого, психомоторного, общего развития детей.

Сентябрь, май

Речевые карты, графики, мониторинг, речевой профиль

2

Профилактическая работа. Выявление детей с нарушениями речи через обследование в ДОУ. Направление детей к неврологу, психиатру, ортодонту, отоларингологу  для консультаций.

По плану МППЦ

По мере необходимости

Журнал профработы, медицинские карты детей, тетрадь узких специалистов

3

Участие в  МППК специалистов ДОУ с целью определения педагогического сопровождения трудных детей.

Сентябрь, январь, май, по запросу

Протоколы МППК, индивидуальные карты развития ребенка


Коррекционно-развивающая работа с детьми

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Выход

      1 

     

     

     

 

  

Проведение фронтальной   непосредственной образовательной деятельности «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие самостоятельной развернутой фразовой речи» 

 

Проведение фронтальной   непосредственной образовательной деятельности «Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения  » 

в течение учебного  года

в течение учебного года

Тематическое, календарно-тематическое планирование занятий по формированию лексико-грамматических средств языка  и развитию самостоятельной развернутой фразовой речи.

Календарный план. 

 

Тематическое планирование по формированию произносительной стороны речи и подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения  календарный план

      3

Индивидуально-подгрупповая логопедическая  непосредственная  образовательная

деятельность. 

в течение учебного  года

Содержание индивидуальной коррекционной непосредственной образовательной деятельности

учителя-логопеда.

Лист занятости детей по подгруппам

Информация о работе Документация учителя логопеда