Дородовая система обучения.
Пренатальное
обучение (англ. prenatal learning, prenatal parenting) — метод
обучения и развития ребенка в утробе матери до его рождения (внутриутробная педагогика).
Методы раннего развития ребёнка
базируются на трёх нейропсихологических
принципах:
- Развитию каждой новой функции, каждого нового навыка представляется строго определённый период в жизни ребёнка.
- Наиболее фундаментальные функции развиваются изначально, и они обосновывают другие.
- Мозгу на ранних стадиях развития требуется стимуляция. Нейроны, лишённые внешнего воздействия внешней (учебной) среды, не могут формировать богатую сеть волокнистых соединений.
Из истории
- Ещё две тысячи лет назад в Китае практиковали дородовое воздействие на ребёнка. Беременных женщин помещали в специальные общины, расположенные в красивой местности, где занимались эстетическим и музыкальным образованием матери и будущего ребёнка.Воспитание ребёнка по Торе — основная цель еврейского образования (Хинух) — начинается в утробе матери и даже раньше (до его зачатия).
- «К мудрецу пришли мама и папа, у которых родился малыш и которому исполнилось всего пять дней от роду. Родители новорожденного задали мудрецу вопрос: „Скажи, пожалуйста, когда нам начать воспитывать своего ребёнка?“ На что мудрец ответил: вы опоздали ровно на девять месяцев и пять дней» притча.
- В конце 70-х годов XX века начала формироваться концепция перинанатального обученя, поскольку была создана новая медицинская аппаратура (ультразвук, волоконная оптика), что позволило проводить наблюдения за поведением и состоянием плода. [14] [15][16] Калифорнийский акушер Ван де Кар разработал методы работы с беременной женщиной и плодом. Он использовал тактильное воздействие рук на брюшную полость. Ван де Кар считал, что таким образом можно помочь более интенсивному интеллектуальному развитию плода.
- К концу 80-х годов беременные женщины начали слушать музыку через аудиоплеер, помещая наушники на живот, чтобы их малыши тоже слышали понравившуюся им музыку. При этом врачи наблюдали за изменением шевелений плода при помощи УЗИ, измеряли его сердечный ритм. Эксперименты в этой области провёл английский ученый Петер Хеппер.
- В 1982 году во Франции была создана Национальная ассоциация пренатального обучения (АНЕП). На конгрессе АНЕП в 1988 году А. Бертэн прочитал лекцию «Тело как источник обучения».
- В Гонконге 11 ноября в 2006 году провозгласили Всемирным днем метода пренатального обучения.
Baby Plus Prenatal Education System
- Это ряд из 16-ти ритмических звуков, которые похожи на биение сердца матери. Ритм звуков увеличивается последовательно, по мере того как беременность развивается. Беременные женщины прослушивают набор из 16 кассет с записями усложненного характера сердечного ритма (вариации частоты и высоты звука). Система Baby Plus была разработана профессором Брентом Лоуганом (Brent Logan), американским физиологом и пренатальным психологом, специалистом по развитию детей. Он является директором пренатального института в США (Prenatal Institute, Seattle, WA). Метод используется с 1986 года. Baby Plus Prenatal Education System запатентована в США (Patent No. US 6,494,719).
Эффективность
- Дети, прошедшие дородовое обучение, значительно реже болеют на первом году жизни. Снижается вероятность появления у них хронических заболеваний в течение нескольких следующих лет. Эти дети, как правило, обладают более высоким IQ Они рождаются физиологически более зрелыми. Их организм легче приспосабливается к окружающей среде при рождении (рождаются с открытыми глазами, меньше кричат, лучше кушают, хорошо спят). Быстрее развиваются физически и психически (имеют больший объем внимания, памяти и др.), раньше достигают этапов развития ребенка, имеют лучше способности к языкам, музыке, творчеству, выше уровень готовности к школе. Метод дородового обучения BabyPlus, как и Сонатал, и показал свою эффективность и безопасность. Он рекомендован к использованию детскими медицинскими учреждениями, в частности, детской клиникой Тартуского университета.
«Сонатал»
- М.Л. Лазарев – основоположник идеи пренатального (дородового) воспитания в России. Он является автором метода музыкального развития плода «Сонатал» (от лат. sonus - звук, natal – рождённый, музыка рождения), рекомендованного Министерством здравоохранения и социального развития РФ. В России и за рубежом этот метод применяется с 1983 года.
- «Сонатал» - метод и программа для беременных женщин по дородовому (пренатальному) развитию и воспитанию ребёнка с помощью музыки .
В методе используются три эффекта воздействия музыки на организм мамы и ребёнка:
• психологический (ассоциации, эмоции, образы);
• физиологический (тренировка некоторых функций организма);
• вибрационный (активизация биохимических процессов в клетках).
- Основой музыкального воздействия в методе является голос поющей мамы. Кроме пения, используются другие виды музыкальной деятельности: рисование под музыку, движение под музыку (танец, ритмическая гимнастика), игра на музыкальных инструментах, активное слушание музыки.
Эффективность
-обучает родителей общаться с ребенком
еще до его рождения;
-устанавливает духовную близость между
мамой и ребенком;
-улучшает самочувствие и настроение мамы
во время беременности;
-нормализует физическое и психическое
состояние беременной мамы;
-повышает ее устойчивость к погодным
изменениям;
-выполняет общую антистрессовую функцию
для мамы и ребенка, так как снижает частоту
сердечных сокращений беременной мамы;
-снижает риск внутриутробной избыточной
гипоксии и направлен на физиологическое
созревание плода;
-выстраивает естественный режим дня,
по которому затем живет новорожденный;
-увеличивает лактацию кормящей мамы и
удлиняет ее срок;
-дети опережают сверстников в физическом
и интеллектуальном развитии;
-имеют высокую творческую активность;
-имеют хорошие музыкальные способности;
-демонстрируют раннее чувство юмора и
положительные эмоции;
-меньше болеют;
-легче адаптируются к окружающей среде;
-спокойнее спят.
Статья по книге Сары Брюэр «Суперребенок:
до рождения и после»
МЕТОДЫ ДОРОДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Можно начать с 15 - 20-недельного возраста
(17 - 20-й недели беременности). Старайтесь
стимулировать ребенка не больше 2 часов
в день.
Использование
голоса
- Регулярно говорите со своим ребенком, перед этим гладьте или похлопывайте живот особым способом (например, постучите три раза по обеим сторонам через равные интервалы), чтобы он знал, когда обращаются к нему.
- Раз в день рассказывайте ему его любимую сказку.
- На протяжении беременности добавляйте новые сказки и рассказывайте их регулярно в добавление к самой знакомой, которую он слышит каждый день.
- Пусть члены вашей семьи тоже здороваются с ребенком, как и вы - например, когда ваш партнер приходит вечером с работы или старший ребенок возвращается из школы.
- Когда вы говорите с членами семьи, скажите ребенку, кто это, чтобы он мог связать голоса с именами.
- Если вы уже выбрали вероятное имя для ребенка, используйте его, обращаясь к нему, чтобы он начал узнавать свое имя.
- Некоторые исследователи советуют использовать трубку для говорения (например, обычную воронку). Если приставлять ее к животу, говоря с ребенком, звуки будут идти более сфокусировано. В некоторых странах продается "телефон для плода", который работает по аналогичному принципу.
- Если вы знаете какие-нибудь фразы на иностранном языке или кто-то из ваших знакомых говорит на другом языке, давайте ребенку послушать, чтобы он узнавал другие звуки. Можно проигрывать ему учебные кассеты.
- Пойте ему, особенно песни с повторяющимися строчками.
- Подпевайте своим любимым песням по радио.
Использование музыки
- Включайте ребенку музыку - выберите простую мелодию, которая вам нравится, и проигрывайте ее каждый день.
- Знакомьте его с другими простыми мелодиями и регулярно их проигрывайте.
- Если у вас есть музыкальный инструмент, пусть даже дешевый детский синтезатор, играйте ребенку гаммы, чтобы он научился узнавать и сравнивать разные ноты.
- Прикрепите к животу плейер и включайте ребенку музыку, желательно с ритмичными, повторяющимися звуками, можно с записью вашего пения или пения других членов семьи.
Использование
прикосновений
- Есть данные, что очень недоношенные дети негативно реагируют на тактильную стимуляцию и позитивно - на звук. Но, с другой стороны, немного недоношенные дети очень любят нежный массаж, быстрее набирают вес и делаются крепче. Например, обнаружено, что у недоношенных детей, которых качают, растирают и гладят по 15 минут четыре раза в день, впоследствии лучше развивается координация и способности к обучению.
- Если вы хотите стимулировать ребенка прикосновениями, делайте это в начале беременности недолго, по несколько минут два раза в день. В последние 6 недель можно массировать ребенка немного дольше - до 15 минут, и чаще - до четырех раз в день. Вот что можно попробовать делать:
- легко похлопывать живот с постоянным ритмом;
- регулярно и ритмично гладить ребенка, разговаривая с ним;
- осторожно покачиваться телом взад-вперед, придерживая живот руками, или сидеть в кресле-качалке.
Использование
света
- Исследования показали, что сильно недоношенные дети очень негативно реагируют на зрительную стимуляцию, в отличие от звука. Поэтому, если вы хотите стимулировать ребенка прикосновением и светом, делайте это осторожно и недолго, по несколько раз в день. Во время ультразвукового наблюдения за ребенком в матке, если светить на него фонариком, он сначала реагирует заинтересованно, но после четвертой - пятой вспышки игнорирует стимул.
Можно попробовать следующее:
- приставлять к животу фонарик и медленно включать его и выключать. Повторять не больше 3-4 раз;
- приставлять к животу фонарик и несколько раз включать его и выключать, когда вы рассказываете какую-нибудь сказку, поете песню или слушаете определенную музыку.