Дошкольная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:33, доклад

Краткое описание

Признаки науки
1. Наличие предмета исследования (изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении).
2 Наличие объекта исследования (ребенок, детский коллектив).
3. Наличие специфических законов закономерностей, выраженных в теории.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 163.23 Кб (Скачать файл)

1ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА -педагогическая наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школу

Признаки науки

1. Наличие предмета исследования (изучение закономерностей воспитания  и развития личности ребенка  раннего и дошкольного возраста  в семье и дошкольном учреждении).

2  Наличие объекта исследования (ребенок, детский коллектив).

3. Наличие специфических законов  закономерностей, выраженных в  теории.

4. Специфическое содержание.

5. Категориальный аппарат (воспитание, обучение, формирование, развитие личности)

Задачи педагогики

1. Разработка содержания, методов,  форм организации воспитательно-образовательного  процесса в детском саду с  учетом достижений в области  смежных наук.

  2. Изучение, обобщение, описание  передового педагогического опыта.

3. Разработка методов, форм, содержания сотрудничества детского сада и семьи в воспитании детей.

4. Определение путей, форм взаимодействия, преемственности детского сада и школы.

Но у дошкольной педагогики особый предмет, особое содержание, что объясняется  своеобразием экологического и психического развития ребенка дошкольного возраста.

Функции:

1.Описательно – прикладная. Заключается в научном описании перспективных программ, моделей, технологий образовательного процесса.

2.Прогностическая. Подразумевает научный прогноз путей совершенствования, обновления и модернизации образовательного процесса ДУ.

3.Творчески – преобразовательная. Предполагает учет научного исследования, прогнозирования при создании проектно – конструктивных технологий.

 

Методы педагогического  исследования.

 

1.Теоретические:

- анализ – мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств.

- синтез – мысленное соединение признаков, свойств явлений в смысловое целое.

- сравнение – установление сходств и различий между рассматриваемыми явлениями.

- обобщение – выделение в процессах и явлениях общих черт, т.е обобщение исследуемого.

- моделирование – исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей.

2.Имперические:

- наблюдение – целенаправленное систематическое изучение определенных пед. явлений.

Существуют виды наблюдений: по временной организации – непрерывное и дискретное; по объему – широкое и узкоспециальное; по типу связи – открытое и скрытое.

- тестирование

- анкетирование может быть открытое или закрытое; именное или анонимное.

- беседа

- изучение пед. документации детских работ.

 

 Цель и задачи воспитания  детей дошкольного возраста.

Цель воспитания - это ожидаемый результат деятельности, направленной на формирование личности человека. Цель выступает мотивом такой деятельности.

Всесторонне развитая гармоничная  личность - вот та цель, тот желаемый результат, который с тех пор, как человечество стало задумываться над воспитанием подрастающего  поколения, над своим будущим, выступал в качестве ведущей идеи, идеала, к которому стоило стремиться и ради которого стоило жить.

 Цель - «воспитание всесторонне  развитой личности» - является  по сути своей идеальной, нереальной  целью воспитания.

Реальные цели воспитания в отличие  от идеальных не являются раз и навсегда заданными. Они изменяются в зависимости от целого ряда условий.

Реальные цели воспитания имеют исторический характер. Это значит, что в разные исторические периоды, на разных этапах развития человеческого общества ставились разные цели в зависимости от политики государства, от господствующей идеологии.

Цели воспитания направлены на удовлетворение потребности общества в тех или  иных качествах человека, в качествах, которые могут служить укреплению ценностных ориентации общества.

Сформулированная обществом реальная цель воспитания носит объективный характер. Это значит, что она отражает принятые обществом ценности и направлена на воспитание необходимых бществу людей.

Цели воспитания могут носить и субъективный характер. Как правило, это происходит в том случае, когда конкретная семья формулирует для себя, каким они хотят вырастить своего ребенка. Такая цель может совпадать с реальной объективной целью, а может и вступать с нею в противоречие. Если противоречия острые, трудно разрешимые, это может оказаться пагубным для развивающейся личности. Но субъективные цели позитивны тем, что при их формулировании и реализации родители учитывают особенности индивидуального развития своего ребенка, создают условия для осуществления цели.

Реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого  ребенка.

Задачи воспитания отражают стороны  воспитания: нравственное, умственное, физическое, эстетическое, трудовое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    • 4 Методы педагогического исследования

    В настоящее время еще не решен  вопрос о системе и классификации  методов научного исследования в  педагогике Обычно в подходе к  этому вопросу сходятся на том, что  отдельные методы нельзя изолировать  друг от друга, наоборот, их нужно видеть только во взаимосвязи.

    На современном этапе развития педагогики как науки важно для  ее дальнейшего развития членение методов, связанное с относительным различием  эмпирического и теоретического уровней научного познания.

    К эмпирическому  уровню относятся методы научного познания, которые непосредственно связаны с реальностью, являющейся предметом научного познания, с практикой. Эти методы обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходного материала для создания педагогической теории. К ним относятся научное наблюдение, разные виды научного эксперимента, работа с научными фактами – описание полученных результатов, классификация фактов, их систематизация, разные способы анализа и обобщения. Абстрагирование, педагогический эксперимент, социометрия, опрос, беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование, изучение пед. документции, изучение продуктов деятельности ребенка изучение передового педагогического опыта обобщение независимых характеристик

    Теоретическому  уровню научного познания служат методы, которые обеспечивают разработку научной теории как логически структурированних знаний об объективных законах действительности.

    К числу этих методов относятся  научная абстракция, идеализация, мысленные  модели, научные идеи и гипотезы, дедуктивные методы.

    Моделирование, анализ и синтез, конкретизация  теоретических знаний

    Сравнительно-исторические методы – изучение педагогических явлений, которое прослеживает и сравнивает их в развитии (например, показать, как возникали отдельные концепции в конкретных условиях исторического процесса, каковы их источники, какую общественную функцию они выполняли).

    Организация и этапы  педагогического исследования.

    МЕТОДОЛОГИЯ - учение о методе (гр.) - занимается теоретическими проблемами путей и средств научного познания и закономерностями научного исследования как творческого процесса.

    ЦЕТ0ДЫ - это пути и способы, которыми наука получает факты. Факты - это  воздух ученого (И.П.Павлов).

    МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решений разнообразных научно-педагогических проблем.

    ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - поиск  путей, средств и методов усовершенствования педагогического процесса.

    Исследование представляет собою  процесс, ведущий к формированию новых научных знаний. Существуют различные виды исследования. По продолжительности  исследования делятся на краткосрочные и долгосрочные. С познавательной точки зрения исследования можно классифицировать в соответствии с их различием по глубине познания:

    а) описательные (диагностические) - например, определяют уровень готовности ребенка  к школе;

    б) исследования эксплимативные, объясняющие явления и их причины;

    в) аксплоративные исследования (открывают новые процессы).

    В зависимости от цели и задач  исследование может постичь свой предмет с разной мерой полноты: частные (специальные)  и комплексные.

    Основой научного исслед-я явл-ся следующие положения:

    1) объективность рассмотрения явления;

    2) необходимость рассмотрения фактов относительно других;

    3) важность изучения особенностей поведения, физических качеств, трудовых навыков и т.д. в развитии;

    4) необходимость поиска внутренних противоречий;

    5) рассмотрение явлений как единство противоположностей;

    6) соединение анализа и синтеза.

    Психолого-педагогическое исследование включает 5 этапов.

    1 этап. Определение проблемы и  постановка цели исследования.

    Изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, обобщение передового педагогического  опыта, формулировка гипотезы исследования, определение задач исследования. Научное исследование включает следующие  характеристики: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для практики.

    П атап. Проведение поискового, констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

    Ш этап. Формирование теоретических выводов, обработка полученных фактов, сопоставление итогов с первоначальными данными.

    IV этап. Оформление результатов  научного исследования.

    V этап. Внедрение результатов исследования  в практику работы

    дошкольных учреждений, школ, вузов  и т.д.(подготовка тезисов выступлений, статей, методических пособий и др.).

     

    66Социальная роль воспитателя  в обществе.

    В "Концепции дошкольного  воспитания" отмечается, что воспитатель - главное действующее лицо педагогического процесса. Деятельность педагога детского сада ответственная, потому что он является первым воспитателем в жизни ребенка после родителей, закладывает основы воспитания, и от его результатов работы часто зависит дальнейшее развитие воспитанников.

    Общество предъявляет высокие  требования к личности, профессиональной деятельности педагогов, так как  они решают важную задачу - организуют процесс воспитания и обучения каждого  ребенка с учетом его способностей, интересов, физических и психических возможностей. Внешность воспитателя, его культура поведения, владение речью, жесты, мимики, различные привычки, тактичность - в общении с детьми являются примером для детей. Педагог выполняет главный социальный заказ государства: отвечает за жизнь, здоровье детей, осуществляет вместе с семьей первоначальное воспитание и обучение детей и готовит их к успешному обучению в школе, помогает семье в деле воспитания детей и ведет пропаганду педагогических знаний среди населения.

    В "Положении о детском дошкольном учреждении в Республике Беларусь" определены функции воспитателя  дошкольного учреждения; организует и проводит воспитательно-образовательную и оздоровительную работу с детьми, направленную на обеспечение их полноценного физического и психического развития, обеспечивает формирование начал личности, развитие индивидуальности, психологической защищенности каждого ребенка; изучает индивидуальные особенности, интересы, способности детей; создает необходимые условия для их развития, для физического закаливания, коррекции недостатков, регулирует поведение детей в процессе взаимодействия со взрослыми и другими детьми; приобщает детей к культуре, музыке, традициям белорусского народа, культуре и традициям других народов, которые живут на территории Республики Беларусь; свою педагогическую деятельность осуществляют в тесном контакте с семьей, медицинскими работниками и другими специалистами детского сада и школы; участвуют в работе педсовета и других методических мероприятиях.

    Информация о работе Дошкольная педагогика