Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:33, доклад
Признаки науки
1. Наличие предмета исследования (изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении).
2 Наличие объекта исследования (ребенок, детский коллектив).
3. Наличие специфических законов закономерностей, выраженных в теории.
Методы эстетического
- метод побуадекия к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Этот М!Ггод предполагает, чтобы произведения искусства отличались высокой художественностью, а при слушании детьми стихов, сказок, музыки важно не только точное воспроизведение воспитателем текста, музыкального рисунка, но и эмоционально-образное его исполнение. Только в этом случае можно достичь воспитательного эффекта;
- метод убеждения позволяет
развивать у детей
- метод приучения, упражнения
в практических действиях.
- метод поисковых ситуаций, побуждений
детей к творческим
В.И.Логинова, П.Г.Саморукова придерживается такой классификации методов эстетического воспитания:
- методы и приемы формирования
элементов эстетического
- методы, направленные на
приобщение детей к
- методы и приемы, направленные
на развитие эстетических и
художественных способностей, творческих
умений и навыков, способов
самостоятельных действий
Классификация методов художественного обучения определена Н.А.Ветлугиной:
- в зависимости от источника
знаний (наглядные, словесные,
- в зависимости от вида
художественно-творческой
- в заивисимости от задач развития художественно-творческих способностей;
- в зависимости от возрастных особенностей детей;
- в зависимости от
- в зависимости от этапов художественных занятий.
Проблема развития детского творчества в советский период впервые нашла отражение в "Положении о единой трудовой школе" (1918 г.), где был поставлен вопрос о " систематическом развитии органов чувств и творческих способностей" детей всех возрастов. Далее эта проблема продолжает раскрываться во всех программно-методических документах дошкольных учреждений. Вопрос развития музыкального творчества детей нашел отражение в работах Б.В.Асафьева, В.Н.Щацкой, Б.М.Теплова, Д.Б.Кабалевского, Н.А.Ветлугиной, Е.Р.Ремиэовской и др. Проблема развития творческих способностей в изобразительной деятельности интересовала Флёрину, Н.П.Сакулину, Т.И.Комарову, В.А.Силивон; словесно-театрализованной деятельности - К.И.Чуковского, , Н.С.Карпинскую, ,З.А.Артемову.
Проблема детского творчества юлучила широкое освещение в трудах зарубежных исследователей К.Бюллера, С.Холла, 3,Фрейда и его последователей.
В настоящее время разработана программа по художественному развитию детей дошкольного возраста, концепция эстетического воспитания детей.
В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован.
1. Возникновение, развитие,
осознание и оформление
2. Создание детьми образа.
3. Анализ результатов.
Условия развития детского творчества:
создание непринужденной обстановки;
широкое включение в педагогический процесс игры, игровых ситуаций, игровых приемов;
общественная направленность занятий, положительная оценка деятельности.
- изобразительная деятельность,
в процессе которой дети
- художественно-речевая
- музыкальная деятельность ,в ходе которой дети поют, водят хороводы, играют в "концерт", одновременно играя на музыкальных инструментах, слушают музыку, сочиняют оперу.
- театрализованная деятельность
предполагает игру детей в
кукольном, теневом,
43 Теоретические основы игры дошкольников.
Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.
I. Педагогическая и психологическая науки определяют игру как осознанную деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотивов.
2. О социальной природе игры
свидетельствует ее
3. О социальной природе
4. Игра может существовать лишь при определенных социальных условиях.
5. Развитие игровой деятельности также свидетельствует о ее социальной природе.
Признавая определяющее значение социальной
природы игры, отечественные ученые
не отрицают и наличие биологических
факторов. И.П.Павлов доказал, что человеку
присущи от рождения потребность
в движениях, активности, и безотчетное
стремление к пониманию, ориентировочно-
Биологическая потребность в активном познании окружающего, которая проявляется в игре, очень рано преобразовывается в специальную познавательную деятельность. То обстоятельство, что само преобразование познавательной деятельности ребенка осуществляется в процессе общения со взрослыми, под влиянием обучения и воспитания, дает нам основание говорить о единстве социальной и биологической природы игры. Но социальный фактор играет ведущую роль. Движущей силой развития ребенка, в том числе и развития его игры, является социальное бытие, его непосредственное взаимодействие с окружающим его миром.
Особенности игры как деятельности: отобразительный и действенно-речевой характер, специфические мотивы (основной мотив это переживание ребенком в игре значимых для него сторон действительности, интерес к действиям с предметами, событиям, отношениям между людьми. Мотивом может быть стремление к общению, совместной деятельности, познавательный интерес. Однако, как отмечал Л.С.Выготский - ребенок играет, не осознавая мотивов своей деятельности); в игре присутствует воображаемая ситуация и ее компоненты (роли, сюжет, воображаемое явление); в играх имеются правила (скрытые, вытекающие :з роли, сюжета и открытые, ярко выраженные); активная деятельность воображения; повторность игры и игрового действия (благодаря стремлению к подражанию, ребенок много раз повторяет одни и те же действия, слова, а такое повторение необходимо для психического развития. Именно на повторности построены многие подвижные игры); самостоятельность (эта особенность с особой силой проявляется в творческих играх, где дети самостоятельно выбирают сюжет, развивают его, определяют правила); творческий характер, что позволяет детям проявить инициативу, фантазию в построении сюжета, в выборе содержания, в создании игровой обстановки, з выборе изобразительных средств для выполнения ролей; эмоциональная насыщенность (игра невозможна без чувства радости, удовлетворения, вызывает эстетические эмоции и др.).
Детские игры чрезвычайно многообразии по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация кх затруднительна. Так, Е.А.Аркин классифицирует игры в соответствии с их содержанием (военные, на бытовые темы, производственные). П.Ф.Лесгафт положил в основу классификации возрастной принцип, хоть и разделяет игры на "семейные" или "имитационные" и школьные, которые имеют четко определенную форму, цели, правила. Наиболее часто в педагогике имеет место разделение игр на 2 большие группы: творческие игры и игры с правилами (Д.З. Менджерицкая, Т.Л.Маркова и др.)
44 А.П.Усова, предложила классифицировать по характеру объединения детей в играх. Исследователями Центра "Дошкольное детство" им. А.В.Запорожца предложена классификация, в которой в качестве основы выдвигают категорию "инициативы", исходящей от субъектов игры.
Классы |
Виды |
Подвиды |
Игры, возникающие по инициативе ребенка |
Игры-экспериментирования |
С природными объектами, с животными и людьми. Общение с людьми, со специальными
игрушками для |
|
сюжетные самодеятельные игры |
сюжетно-отобраэительные Сюжетно-ролевые Режиссерские Театрализованные |
Игры, связанные с исходной инициативой взрослого |
Обучающие игры |
Автодидактические предметные. Сюжетно-дидактичвекие. Подвижные Музыкальные Учебно-предметные дидактические. |
|
Досуговые игры |
Интеллектуальные Забавы Развлечения |
Игры народные, идущие от исторических традиций, относа |
Обрядовые игры |
Культовые Семейные Сезонные |
|
Тренинговые игры |
Интеллектуальные Сенсомоторные Адаптивные |
|
Досуговые игры |
Игрища Тихие Забавляющие Развлекавшие |
С точки зрения отношения детей к игре Партен выделила б типов поведения и соответственно 6 видов игр дошкольников.
1. Неигровое поведение: ребенок не играет, но занят чем-то таким:, что вызывает у него быстро проходящий интерес.
2. игра-наблюдение: ребенок наблюдает, как играют другие, часто задает им вопросы, что-то советует, но сам редко вступает в игру.
3. Игра в одиночестве: ребенок играет е игрушками один, только изредка заговаривая с другими детьми.
4. Параллельная игра: ребенок играет один, однако е непосредственной близости от других играющих детей.
5. Связанная игра: ребенок общается
со сверстниками, занятыми сходной
игрой, но каждый поступает
так, как ему хочется.
6. Совместная игра: дети объединяются
в группы для достижения какой-
Партен сделала вывод, что первые три типа (так называемые изолированные игры) более характерны для детей в возрасте от одного года до трех лет, а социальные игры (связанные и совместные) - для дошкольников. Увеличение количества групповых игр и игр с воспроизведением бытовых жанровых сценок (драматических игр) у старших дошкольников связано, по всей вероятности, с их более развитой способностью переключать внимание с себя на других и осознанием сопричастности к делам сверстников.
В советской педагогике фундамент теории игры как важнейшего средства всестороннего воспитания детей заложен исследователями - Е.А.Флериной, Е.И.Тихеевой, Е.А.Аркиным (20-30-е годы); позднее игре были.посвящены работы Р.Я.Лехтван-Абрамо-вич, Ф.И.Фрадкиной, Н.Ы.Аксариной, А.П.Усовой, Д.В.Менджериц-кой, Р.И.Жуковской, Т.А.Марковой. В 70-е годы появились публикации по этой проблеме таких ученых, как Р.А.Йванкова, Н.Я. Ыихайленко, В.И.Чудакова и др. Последнее время уделяется внимание проблеме формирования игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста в исследованиях С.Л.Новоселовой, С.В.Зворыгиной, А.А.Парамоновой, Н.Н.Палагиной и др.
46 Сюжетно-ролевая игра дошкольника.
Проблемами сюжетно-ролевой
Характерной особенностью игры является применение в ней предметов-заместителей, взятие на себя роли. В игре происходит углубление анализа отображаемых явлений. В сюжетно-ролевой игре формируются нравственные качества личности (настойчивость, ответственность, доброта, честность, самостоятельность и т.д.), коллективные взаимоотношения (умение согласовывать действия). Дети приобретают эмоциональный опыт: сопереживание, переживание. Чувства детей в игре, связанные с проявлением инициативы, творчества, близки эстетическим чувствам - это говорит о том, что сюжетно-ролевая игра является средством эстетического воспитания. Сюжетно-ролевая игра оказывает влияние на физическое развитие детей: совершенствуются разнообразные движения.
Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основные компоненты сюжетно-ролевой игры: воображаемая ситуация, сюжет, роли.