Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:33, доклад
Признаки науки
1. Наличие предмета исследования (изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении).
2 Наличие объекта исследования (ребенок, детский коллектив).
3. Наличие специфических законов закономерностей, выраженных в теории.
Панько Е.А выделяет следующие функции:
диагностико-аналитическую, проективно-конструктивную,
организационно-мобилизующую, регулирующую
и координирующую, изыскательскую и исследовательско-
САМОВОСПИТАНИЕ - осознанная и целеустремленная работа чело-река над формированием у себя желаемых черт, качеств и форм поведения .
САМООБРАЗОВАНИЕ - целенаправленная
и целеустремленная работа человека,
связанная с поиском и
65Специфика работы
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УМЕНИЕ - осознаннее владение субъектом педагогической деятельности совокупностью психических и практических действий, направленных на достижение целей обучения и воспитания и мотивированных его профессиональным мировоззрением.
ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА - набор профессиональных обязанностей, выполнение которых обеспечивает успешное достижение цели и задач воспитания детей.
Воспитатель дошкольного учреждения выполняет две основные функции
I) материнская - проявляется в
обеспечении хорошего
П. Конструктивные умения нужны воспитателю
для того, чтобы видеть "завтрашний
день" воспитанников, развитие каждого
ребенка и всей группы, планировать
воспитательно-образовательную
Ш. Коммуникативные умения обеспечивают установление педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными- детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, коллегами по работе.
ГУ. Организаторские умения обеспечивают организации разных форм деятельности (фронтальной, групповой, индивидуальной), собственной педагогической деятельности и работы с родителями детей своей группы; проявляются в умении организовать интересную деятельность детей и взрослых, "заразить" их своей энергией, инициативой.
У. Специальные умения проявляются в умении воспитателя выразительно читать произведения, хорошо рисовать, петь, танцевать, лепить, конструировать, делать наглядные пособия, игрушки, атрибуты, владеть основными видами движений, пользоваться техническими средствами обучения и др.
На уровне современных требований
ставится вопрос о многоуровневой подготовке
профессиональных кадров для системы
дошкольного воспитания. I ступень
высшего педагогического
Непосредственно в д/саду повышение квалификации осущ-ся в разных формах метод. работы, к которым относятся: открытые занятия, педсоветы, семинары, педагогические дискуссии, деловые игры и т.д.
Профессиональному росту воспитателя,
приобщению его к передовым идеям
в области психолого-
33 УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ - целенаправленная
деятельность воспитателей по
развитию умственных сил и
мышления ребенка, по
Умственное воспитание и развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатств интересов ребенка, его чувств и всех других черт, которые создают его духовный облик. Цель умственного воспитания дошкольников нельзя понимать упрощенно - как то, чтобы дать детям как можно больше знаний об окружающем, значительно более важно выработать у них общие способы познавательной деятельности (умение анализировать, сравнивать, обобщать), развивать речь, формировать потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить. Темп умственного развития дошкольников очень высокий в сравнении с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты умственного воспитания дошкольников трудно восполнимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все дальнейшее развитие ребенка. Особенно большая роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков - это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к будущей трудовой деятельности.
Методологической основой
Первая ступень познания - живое созерцание, в процессе которого осуществляется непосредственное чувственное восприятие предметов и явлений при помощи ощущений и восприятий. В дошкольном возрасте чувственное восприятие является основным источником знаний детей об окружающем, первой ступенью познания ими реального мира.
Таким образом, умственное развитие ребенка начинается с непосредственного чувственного восприятия окружающего (педагогическое требование наглядности обучения)
вторая и высшая ступень познания- абстрактное мышление. Чувственное восприятие постоянно обогащает мышление конкретными, реальными, "живыми" образами, фактами, а абстрактное мышление на основе этих фактов дает возможность проникнуть в такие свойства и отношения вещей, которые недоступны живому созерцанию. Сущность предметов, явлений, их взаимосвязи раскрываются ребенку благодаря мышлению. Абстрактное мышление позволяет экономно расходовать умственные силы ребенка, создавать я его памяти целые совокупности представлений, которыми ребеиок пользуется по аналогии, изучая новые предметы, явления. Мыслительные операции, которыми постепенно овладевает ребенок: анализ, обобщение, классификация, «решение - являются примером экономной работы человеческого мозга.
Решающую роль в познании объективной
реальности открывает практика. Она доказывает
силу, мощь, истинность человеческого
познания. В игровой, трудовой, учебной
деятельности детей проверяется истинность
полученных знаний. Практика - не только
критерий истины, но и источник познания. Через
игру, труд дети легко и незаметно осваивают
большое количество знаний, умений и навыков.
Процесс познания имеет деятельностно-активный
харпктер. Активность заложена в самой
человеческой чувствительности. Органы
чувств функционирует благодаря реализации
в них способности отражать. Ребенок рождается
на свет с безусловными рефлексами. На
их основе формируются многочисленные
условнее рефлексы. Образование условных
рефлексов есть установление нервной
временной связи в коре головного мозга
человека. Эти временные связи является
материальное основой всех приобретенных
человеком знаний, навыков, привычек, Внешним
раздражителем для маленького ребенка
являются непосредственные воздействия
предметов и явлений окружающего мира.
Эти раздражителе воспринимаются органами
чувств (анализаторами). Я.П.Павлов назвал
их сигналами I сигнальной системы. Функционирование
органов чувств тесно связано с потребностями
маленького ребенка. Сначала это органические
потребности,- удовлетворение которых
необходимо для сохранения жизни. Позже
появляются и др.потребности: потребность
в общении со взрослым, потребность в активных
движениях, о активных действиях с предметами.
В деятельности с предметами ребенок познает
свойства предметов, качества, связи между
ними. Активность ребенка имеет ориентировочно-
В процессе действий с предметами
у ребенка возникает наглядно-
Развитие познавательных интересов у дошкольников проявляется и том, что растет желание заниматься умственной деятельностью. Ребенок задает взрослым много вопросов, любит сравнивать пещи и явления, спорить. Взрослые должны поддерживать любознательность, поощрять ребенка к поиску решения умственной задачи. Возникаем новый тип активности - умственная активность. Ребенок осмысливает действие, ставит цель, планирует, отбирает способы се достижения. Ребенок переходит уже на новую ступень умственного развития.
Детей нужно приучать к
осмысленному восприятию слова,
Задачи умственного воспитания дошкольников:
I) формирование у детей системы
элементарных знаний о
2). формирование навыков и умений умственной деятельности, развитие познавательных интересов и способностей;
3) формирование познавательных интересов и любознательности;
4) приучение детей к умственному труду.
В дошкольном возрасте используются разные средства умственного воспитания: игра, труд, конструктивная и изобразительная деятельность, обучение.
Игра - практика детской жизни, поэтому в ней прежде всего отражается то, что уже было воспринято ребенком раньше. Но в процессе игры эти знания преобразуются» совершенствуются. Благодаря речи, знания, сформированные на уровне наглядно-образных представлений, переводятся в речевой план а, значит, обобщаются. Осуществляется переход знаний на новый уровень - словесно-логический.
В игре идет и пополнение знаний благодаря действиям е предметами, обмену мыслями игращих, советам и объяснениям взрослого.
В игре формируются и познавательные интересы детей. Интерес к содержанию игры переносится на сами явления я события.
В процессе конструирования к умственной деятельности ребенка предъявляются специфические требования: целенаправленно воспринимать предмет, видеть его частя, их соотношения, умение зрительно расчленять предмет на отдельные элемента и соотносить их с имеющимися деталями, планировать деятельность и т.д. Конструирование способствует формированию более точных, конкретных представлений о предмете, развивает умение видеть общее и своеобразное в целой группе предметов.
В процессе изобразительной деятельности происходит интенсивное формирование сенсорных способностей и умственных действий (деление целого на части, положение предмета в пространстве, восприятие цвета и т.д.).