Дошкольная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:33, доклад

Краткое описание

Признаки науки
1. Наличие предмета исследования (изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении).
2 Наличие объекта исследования (ребенок, детский коллектив).
3. Наличие специфических законов закономерностей, выраженных в теории.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 163.23 Кб (Скачать файл)

- свода красочным оформлением,  художественным исполнением развивают  эстетический вкус;

- способствуют физическому развитию: вызывают положительный эмоциональный  подъем хорошее самочувствие, развивается  и укрепляется мелкая мускулатура  рук. 

    Структура дидактической игры:

I. Двдактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду,

2. Игровая задача - определяет игровые  действия, становится задачей самого  ребенка, вызывает желание и  потребность решить её.

3. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление активности  детьми в игровых целях.

4. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в  игре каждому ребенку, указывают  путь достижения цели, воспитывают  умение сдерживаться, управлять  своим поведением. Существуют разные классификации дидактических игр.

По содержанию дидактические игры делятся на игры по ознакомлению с окружающим, развитию речи, формированию математических представлений, музыкальные игры и др.

По степени  активности детей и воспитателя дидактические игры делятся на игры-занятия и автодидактические игры.

По наличию  игрового материала игры делятся на: игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные.

В играх с предметами и игрушками  дети учатся сравнивать, устанавливать  сходство и различие предметов. С  их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой и др. В них решаются задачи на сравнение, классификацию.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а  его изображение.

В словесных играх дети оперируют  представлениями, имеются большие  возможности для развития мышления, так как в них дети учатся высказывать  самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно формулировать свои мысли,

А.И.Сорокина предлагает свою классификацию  дидактических игр: игра-путешествие, игра-поручение, игра-предположение, игра-загадка-, игра-беседа.

 

 

 

 

 

55 Значение игрушек в жизни ребенка, их классификация, требования к ним.

Игрушка как специальный предмет  игры, как одно из проявлений культуры появилась в ходе исторического  развития общества.

На ранних этапах первобытнообщинного  строя игрушки отсутствовали. Это  было связано с относительно примитивными средствами и формами труда, которые  позволяли маленьким детям принимать  участие в несложной деятельности взрослых: собирать пригодные для  еды растения, корни, ловить рыбу, участвовать  в охоте на мелких зверей и птиц, в  примитивных формах земледелия.

С переходом к более высоким  формам производства, разделением труда  изменился и характер участия  детей в разных его видах. Встала задача, как можно раньше научить  детей владеть сложными орудиями, чтобы приобщить их к более  важным, но недоступным им видам  деятельности. С этой целью создается  уменьшенные орудия труда, специально приспособленные к возможностям ребенка. С их помощь» дети упражняется  в условиях, которые приближается х условиям реальной жизни, но не тождественным с ними.

Дальнейшее усложнение орудий труда  и его разделение приводит, с одной  стороны, к постепенному вытеснение детей из более тяжелых отраслей деятельности взрослых. С другой стороны, дети уже не могут овладеть сложными средствами труда путем упражнения с их копиями, так как, сохраняя сходство, они теряли свои основные функции. Так постепенно сложные копии орудий труда теряли своп непосредственную связь с его средствами и становились в новые отношения к ребенку.

В этот период развития общества возникает  игрушка в собственном смысле слова: она только отражает предметы труда и быта.

На протяжении тысячелетий игрушка  радикально меняется. Изменения прежде всего касается производства игрушек:. от кустарной к промышленной. Развитие науки и техники влияет на технологию создания игрушек, появляется более сложные орудия труда, краски и материалы, из которых делаются игрушки.

Под влиянием господствующей идеологии  изменялось содержание образов (в начале века - куклы барыни, служанки, монахи, ангелы, городовые, цари; позже - мальчиши-кибальчиши, куклы-красноармейцы, пионеры и др.). Под влиянием социальной политики общества и научно-технического прогресса меняется ассортимент игрушек, их качество. Об этом свидетельствует появление в наше время компьютерных игрушек, игрушек на космическую тематику, куклы Барби. На протяжении столетия менялись функции игрушек (когда-то для отпугивания злых духов, как защитники рода, символ благополучия и урожайности и пр.).

Воспитательное  значение игрушек:

- это обязательный спутник детских  игр;

- участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность

ребенка;

отвечают потребности ребенка  в активной деятельности, в разнообразных  движениях, помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;

- нередко подсказывают идею  игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;

- приучают ребенка к осмысленной,  целенаправленной деятельности, развивают  мышление, память, воображение, внимание, вырабатывают выдержку, воспитывают  волевые качества;

- помогают воспитанию у детей  интереса к труду, пытливости,

любознательности;

- способствуют воспитанию чувства  патриотизма, симпатии, уважения  к людям разных национальностей;

- объединяют детей, требуя совместных  усилий, согласованных действий;

- наиболее доступное детям произведение  искусства.

Требования к  игрушкам:

- они должны давать правильное  представление о предметах, их  особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать  интерес к технике, к труду;

- содействовать воспитанию базиса  личности, формировать ценности  познания, преобразования;

- иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование  их в игре: подвижность частей  и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для  раскрытия игровых функций;

- соответствовать возрастным особенностям  восприятия детей;

- должны быть безопасными и  гигиеничными;

- развивать познавательные интересы, активизировать общение;

- приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;

- пробуждать творческое воображение,  изобретательность.

В педагогической литературе существуют разные подходы к классификации  игрушек:по содержанию, форме, внешнему виду, по назначению для разных игр и др. А.С.Макаренко все игрушки делил на 3 типа: игрушка готовая, механическая, или простая (автомобили, пароходы, мишки и др.); игрушка полуготовая, которая требует от ребенка некоторой доработки (картинки, кубики, конструкторы и др.) и игрушка-материал (глина, песок, картон, дерево, и др.). Педагог считал, что у каждого типа игрушек есть свои положительные качества и недостатки.

Е.А.Аркин классифицировал игрушки  по тематике и видам игр: сенсорные, подвижные, производственные и технические, военные и охотничьи, общественные и бытовые, конструктивные, образные.

Е.А.Флерина группирует игрушки на сюжетные или образные, моторно-спортивные, и тренировочные, строительно-конструктивные, дидактические и творческо-трудовые игрушки (полуфабрикаты для игрушек-самоделок)

В современной литературе чаще встречается классификация, которая соответствует использованию игрушек в разной игровой деятельности.

Сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

Технические игрушки: водный, сухопутный, воздушный и космический транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

Строительно-конструктивные игрушки наборы геометрических тел (кубы, призмы, пирамиды, цилиндры,пластины), архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки (стены, колонны, арки, крышы); смешаный строительный материал.

Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки). Забавные игрушки: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

Моторные  игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки.

 Музыкальные и театральные игрушки: бубен, рояль, металофон, декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности.

Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

Игровое оборудование составляет целиком обособленную группу- и представляет собой приспособления и конструкции для игр на участке детского сада.

 

 

 

 

 

 

59 Планирование педагогического процесса в детском саду.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ПРОЦЕССА - это заранее определенный порядок, последовательность осуществления  воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

Основой для планирования педагогического  процесса является та программа, по которой работает дошкольное учреждение. В практику работы- современных детских садов входит тенденция демократизации всех сторон деятельности, основанных на творческом подходе к разным процессам, в том числе и к планированию. Отсюда каждый детский сад может сам выбирать виды и формы планирования и вкладывать в них определенное содержание. Планирование направлено на организацию педагогического процесса как в целом по детскому саду, так и отдельно по каждой возрастной группе. Основной целью планирования является определение / конкретных задач воспитательно-образовательной работы на конкретный отрезок времени, а также видов деятельности, способов их организации и средств решения поставленных задач, обеспечивающих выполнение программы.

Принципы планирования: научность, перспективность, конкретность, регулярность, последовательность, повторность. Исходя из принципов планирование всей работы детского сада должно отвечать определенным требованиям:

1. Планирование должно исходить  из общей цели воспитания и  обучения детей, а также соответствующих  задан. Исходя из этого планируются содержание жизни детей, формы организации их деятельности, методы работы.

2. Планирование должно быть направлено  на организацию педагогического  процесса в целом: конкретизацию  задач, стоящих перед дошкольным  учреждением, отбор содержания  и способов педагогического воздействия  в соответствии с задачами  воспитания и возрастом детей.

3. Планирование воспитательной  работы должно предусматривать  сохранение основных принципов  воспитания и обучения.

4. План должен быть реальным  и осуществимым, являться руководством  к деятельности. ]

В планах воспитательно-образовательной  работы получает конкретизацию содержание программы. При планировании занятий учитываются основные этапы усвоения (первичное восприятие, расширение и обобщение знаний и умений, использование их в жизни), предусматривается повторение материала и постепенный характер его усложнения. Обучение продолжается и вне занятий, в процессе повседневной жизни, играх, труде. Планируется проведение наблюдений (программные задачи и основные приемы), дидактических игр, упражнений с дидактическими материалами. Формирование нравственных качеств личности осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми.

Поэтому как самостоятельный раздел нравственное воспитание не планируется. В плане находит отражение работа по формированию поведения и культурно-гигиенических навыков у детей (объем навыков, последовательность их формирования, приемы воспитания). Что касается игры, то планируется не игровая деятельность детей, а педагогическая деятельность воспитателя по руководству играми (задачи и приемы руководства).

Планирование трудовой деятельности опирается на 2 группы задач: воспитание у детей трудовых умений и навыков и формирование при зтем нравственных качеств. Наиболее эффективным является планирование по формам организации труда (указывается объем и содержание труда детой, оборудование, а также методы и приемы обучения трудовым навыкам, индивидуальная работа).

Кроме того планированию подлежат конкретное содержание и формы организации работы с родителями.

В практике работы дошкольных учреждений сложились следующие виды планирования: годовое, перспективное, календарное или текущее, календарно-перспективное.

Годовой план - это совместная творческая работа всего коллектива. В нем определяются задачи работы дошкольного учреждения на год и мероприятия по их выполнению, которые охватывают все стороны деятельности детского сада. В план входят такие разделы работы детского сада: а) повышение профессионального уровня и деловой квалификации сотрудников, изучение работы воспитателей, осуществление контроля; б) методическая работа; в) педагогическая пропаганда среди родителей и общественности; г) административно-хозяйственная работа; д) связь между детским садом и школой. Годовой план может быть представлен в разных формах (план-график, план-схема, планшетное планирование).

Перспективный план составляется на месяц и включает следующие разделы:

I. Деятельность детей вне занятий (физкультурно-оздоровительная работа; воспитание культурно-гигиенических навыков; воспитание навыков и привычек культуры поведения, положительных взаимоотношений; ознакомление с окружающим и развитие речи; ознакомление с природой; игра; труд; художественная самостоятельная деятельность; праздники и развлечения).

Информация о работе Дошкольная педагогика