Дошкольная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:33, доклад

Краткое описание

Признаки науки
1. Наличие предмета исследования (изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении).
2 Наличие объекта исследования (ребенок, детский коллектив).
3. Наличие специфических законов закономерностей, выраженных в теории.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 163.23 Кб (Скачать файл)

П. Обучение на занятиях.

Ш. Индивидуальная работа с детьми.

1У. Работа с родителями.

У. Учет работы.

У1. Дополнения.

К плану прилагаются список детей  гр; ты, перечень литературы, сетка занятий и схема-памятка по организации деятельности детей и воспитателя на протяжении дня.

Календарный план составляется на 1-2 недели. Формой его написания может быть план-конспект, в котором подробно освещается вся деятельность на протяжении дня: утром (индивидуальная работа с детьми, работа по формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, проведение дидактической игры и др.), на занятиях (вид, тема, программное содержание, методические приемы, наглядный материал и др.), на прогулке (наблюдения, труд, подвижные игры, игровая деятельность, индивидуальная работа), во 2-ой половине дня и вечером (разнообразная игровая деятельность, труд, развлечения). Кроме плана-конспекта календарный план может быть выполнен в форме таблицы-схемы.

Календарно-перспективный  план обычно составляется в виде таблицы-схемы. На неделю планируются занятия, виды деятельности на прогулке и индивидуальная работа с детьми. На месяц планируется работа с родителями, комплексы утренней гимнастики, развлечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

62 Взаимодействие семейного и общественного дошкольного воспитания.

СЕМЬЯ - объединение личностей, которые  связаны материально, Духовно-нравственно, владеют личными и жилищными правами и обязанностями и выполняют функции рождения и воспитания детей.

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ - взаимодействие родителей с детьми, которое основано на родственной интимно-эмоциональной  близости, любви, заботе, уважении и  защите ребенка, содействующее созданию благоприятных условий для удовлетворения потребностей в развития и саморазвитии национально сознательной, духовной, нравственной и интеллектуально  подготовленной личности.

ФУНКЦИИ СЕМЬИ - сфера жизнедеятельности  семьи, которая непосредственно  связана с удовлетворением потребностей ее членов.

НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ - семья, в которую  входит один из родителей (мать или  отец; чаще всего мать), один или несколько  несовершеннолетних детей.

В Законе Республики Беларусь "Об образовании  в Республике Беларусь", в Концепции  образования и воспитания в Беларуси и Концепции воспитания в национальной школе Беларуси большое внимание уделяется семье и семейному воспитания.

Для реализации функций и возможностей семьи необходимо создать благоприятные  условия:

I) содействие со стороны государства  и общества повышению статуса  семьи как ячейки общества  и первой школы ребенка;

2) усиление ответственности родителей  за воспитание детей и охрану  здоровья;

3) организация соответствующей  подготовки молодежи к семейной  жизни и воспитанию детей; 

4) разработка рекомендаций по  семейному воспитанию и развитие  детей с целью его благоприятного  вхождения в дошкольное учреждение  и школу; 

5) подготовка специалистов по  семейному воспитанию и обучению;

б) издание журналов, пособий по проблемам семейного воспитания.

На современном этапе выделяются важные направления в семейном воспитании детей:

I) получение детьми качественного  образования. 

2) Гуманное внутрисемейное распределение  домашних обязанностей и функций. 

3) Систематическое просвещение  и обучение детей всех возрастов  основам семейной жизни. 

4) Обеспечение всех семей информацией  с целью предупреждения в них  насилия, а также правонарушений, злоупотреблений наркотиками и  т.д., оказание помощи семьям, потерпевшим  от чернобыльской катастрофы; осуществление  медико-педагогической реабилитации  родителей и детей.

5) Сохранение и передача детям  культурных ценностей человечества  и своего народа, народных традиций  семейного воспитания.

6) Систематическое просвещение  и обучение родителей, которое  должно содействовать:

- защите детей на всех возрастных  ступенях, особенно при переходе  их от детства к взрослой  жизни, на основе Конвенции  о правах ребенка (1989 г.), Международной  декларации по обеспечению выживания,  защиты и развития детей (1990 г.). Закона Республики Беларусь "О  правах ребенка" (1993 г.);

- выработке и развитию у детей  и молодежи общечеловеческих  ценностей и моделей поведения,  общественной ответственности, обеспечению  равных прав, запрету дискриминации  и националистических проявлений;

-пониманию и использованию гуманных  методов и средств родительского  воспитания, благодаря которым воспитательные  функции распределяются между  родителями и которые приводят  к значительному улучшению образованности, воспитанности детей, укреплению их здоровья, подготовке к общественной и семейной жизни.

В Принятой ООН Конвенции "О правах ребенка" (ст. 18) подчеркивается особая ответственность родителей за настоящее  и будущее своих детей и  отмечается необходимость оказания им всесторонней помощи со стороны  государства в деле семейного  воспитания, в том числе и через  развитие сети детских учреждений.

Налаживание равноправных, партнерских  отношений между семьей и детским  садом требует не только специальной  подготовки воспитателей к проведению работы с семьей, но и создания специальных  программ воспитания и обучения дошкольников. В 1991-1993 г. сотрудниками лаборатории  дошкольного воспитания Национального  института образования подготовлены "Программа семейного воспитания детей раннего возраста" (для  родителей); программа воспитания и  обучения дошкольников "Гибкий режим  в детском саду" для воспитателей.

В национальной программе воспитания и обучения в детском саду "Пралеска" одним из основных принципов является принцип взаимодействия семейного и общественного воспитания, предусматривающий приоритет семьи в воспитании, установлении партнерсхих отношений, сотрудничества, сотворчества с семьей. Одним из новых в программе разделов является "Сотрудничество с семьей". В нем размещены основные позиции "Пралески" по вопросам взаимодействия с родителями воспитанников. Программа ориентирует детский сад на организацию работы по семейному образцу. Воспитатель изучает и использует лучший опыт и традиции семейного воспитания. Педагоги, в свою очередь, делятся гуманистическими приемами воздействия на ребенка, помогают молодым, а также неблагополучным семьям, осуществляют просветительскую работу.

В педагогической литературе по проблемам  взаимодействия семейного и общественного  воспитания определяются три вида связей между семьей и школой (детским  садом), что содействует повышению  эффективности воспитания детей.

1 вид-связи, которые направлены на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на подрастающее поколение через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Связи такого рода определены как компенсаторные. Сущность связей «того вида - "детский сад - семья".

2 вид - характеризует включение  родителей в воспитательно-образовательный  процесс детского сада. Они также  носят компенсаторный характер. Сущность связей этого вида - "семья-детский сад".

3 вид - связи координационные.  Они возникает тогда, когда  родители и педагоги становятся  партнерами и вместе реализуют  свои возможности в воспитании  детей.

Реально проявляется новая ориентация на работу с детьми, их родителями по основным направлениям:

1) работа с постоянным контингентом  детей и их родителями;

2) работа с детыки и родителями, которые пользуются частичными услугами детского сада с гибким режимом (например, по подготовке детей к поступлению в школу, обучению плаванию и др.);

3) оказание помощи по воспитанию  и обучению детей на дому (гувернантки,  специалисты-дефектологи, музыкальные  работники);

4) учет деформации семьи и  ее воспитательных функций в  результате аварии на Чернобыльской  АЭС;

5) учет специфики функционирования, жизнедеятельности, семейного уклада, традиций, обычаев, нравов городских  и сельских семей. .

Работа детского сада с семьей была и остается одним из сложных аспектов педагогической деятельности в дошкольном учреждении. Это связано со следующими причинами (выделены В.П. Дубровой):

- низкий уровень социально-психологической  культуры родителей и воспитателей;

непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом;

несформированность у родителей " педагогической рефлексии" (В.Л.Зверева), т.е. неумение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины педагогических ошибок, низкой эффективности применяемых методов, а также осуществлять выбор методов воздействия на детей, адекватных его особенностям в конкретной ситуации;

- непонимание воспитателем того, что в выборе содержания, форм  и методов работы детского  сада с семьей не дошкольное  учреждение, а семья, родители  выступают социальными заказчиками; 

-консервативность родительской  позиции опеки детей дошкольного  возраста;

- недостаточная информированность  родителей об особенностях жизни  и деятельности детой в детском  саду, а воспитателей -об условиях семейного воспитания;

-формальное отношение воспитателей  к работе с родителями вследствие  недооценки роли семьи; отсутствие  у воспитателей коммуникативных  навыков, необходимых для установления  с родителями положительного  взаимодействия.

Все это препятствует гуманизации взаимоотношений родителей и воспитателей. Преодолеть это возможно, создав, как отмечает В.А.Петровский, "доверительный деловой контакт".

При организации  взаимосвязи детского сада и семьи воспитателю необходимо руководствоваться следующими принципами:

I.-Единство в пониманий целей и задач, средств и методов воспитания детей дошкольного возраста.

2. Реализация в совместной деятельности  комплексного подхода к воспитанию.

3. Отношение к ребенку как  формирующейся личности - члену семейного  и детского коллектива.

4. Взаимное доверие и уважение  в отношениях между педагогами  и родителями.

В семье имеются благоприятные  условия для формирования личности ребенка, что обусловливается следующими факторами:

I) глубоко эмоциональным, интимным характером семейного воспитания, основанным на родственных чувствах;

2) постоянством и длительностью  воспитательных возможностей, воздействий  родителей на детей п самых разнообразных жизненных ситуациях;

3) большими возможностями для  активного включения детей в  бытовую, хозяйственную, воспитательную  и другие виды деятельности.

специфические отличия семейногв воспитания от общественного

                        СЕМЬЯ

            ДЕТСКИЙ САД

1.Отношения между родителями  и детьми основаны но взаимных родственных связях и привязанностях выражающихся в глубокой любви и эмоциональной, насыщенности.

2.Многоролевая структура семейного  коллектива, обусловливающая многогранность, постоянство и длительность его  воспитательного влияния.

3. Непосредственное взаимодействие  ребенка и взрослого. Наличие  условий для различных социальных  контактов и возможность усваивать  различные социальные роли.

4. Наличие естественных условий  для включения детей в самые  разнообразные внутрисемейные отношения.  Многообразие видов деятельности, в которые включается ребенок.

5. Процесс воспитания всегда  индивидуализирован, так как ребенок  единственный или их двое.

6. Подвижный режим дня.

7. Процесс воспитания более естественен.  Ребенку менее заметны преднамеренные  воспитательные воздействия и он активнее и инициативнее проявляет себя как субъект самостоятельной деятельности.

8. Стихийный характер воспитания  и обучения ребенка, использование  отдельных традиций и элементов  целенаправленного воспитания.

9. Отсутствие программы воспитания, а иногда и представлений о  воспитания ребенка-дошкольника.

1. Деловая (а иногда и функциональная) форма общения воспитателя с  детьми, сниженная его интимность, эмоциональная недостаточность

2. Наличие нескольких воспитателей, сменяющих друг друга, с различными  формами личностного поведения  и методами воздействия на  детей.

3. Общение с детьми одного  возраста.

4. Целенаправленный характер воспитания  и обучения, основанный на использовании  программ воспитания дошкольников  и научно-методических пособий.

5. Ребенок равноправный член  детского коллектива, где у всех  детей группы имеются одинаковые  права и обязанности, правила  и требования для всех единые.

б.Достаточная жесткость режима.

7. Деятельность детей находится  под контролем воспитателя к ограничена условиями или рамками методики обучения дошкольников.

8. Воспитание основано на понимании  ведущего вида деятельности в  психическом развитии дошкольника  и использовании методов, адекватных  его возрастным психологическим  особенностям.

9. Создана целесообразная научно-обоснованная  развивающая среда.


 

 

 

63-64 Содержание, формы и методы работы детского сада с семьей.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ  – педагогическая готовность их как  воспитателей, которая дает реальные положительные результаты в процессе семейного и общественного воспитания детей.

МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ - совокупность способов воспитательных взаимодействий родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют  формирование опыта поведения, организацию  самостоятельной жизнедеятельности, полноценное психофизическое, духовное, нравственное развитие.

Идеи и положения о педагогической культуре, целях и задачах обучения и воспитания родителей, их роли в  решении семейных и социальных проблем  общества, которые связаны с воспитанием  детей, находят большое место  в работах зарубежных и отечественных  ученых (А.Адлер, Р.Дрейкурс, Б.Скинер.Т.Харис. СЕ.Ковалев. П.Ф.Лесгафт, А.С.Макаренко, В.А.СухомлинскиЙ, Т.А.Маркова, Л.В.Зягик, В.В.Чечет и др.)

Практика семейного воспитания показывает, что большинство родителей  является педагогически и психологически беспомощными как в налаживании  семейных отношений, так и в воспитании детей. В.В.Чечет считает, что педагогическая культура и воспитание родителей  в конечном итоге поможет им: преодолеть неуверенность в своих силах  и возможностях в качестве воспитателя; нормализовать спою личную жизнь; улучшить воспитание детей через гуманизацию их жизнедеятельности; снизить и предупредить отрицательные явления непосредственно в семье.

Изучение положения психолого-педагогического  просвещения и обучения родителей  показало, что оно осуществляется в основном через:

1. обучение основам воспитания  детей дошкольного возраста непосредственно  в яслях и детских садах;

2. обучение основам воспитания  детей школьного возраста в  лекториях и университетах педагогических  знаний;

3. подготовка к материнству и  отцовству в детских и женских  консультациях, в специальных  лекториях;

4. общее ознакомление взрослого  населения с основами семейного  воспитания посредством радио,  телевидения, печати.

Воспитание родителей необходимо, с одной стороны, для оптимизации  процесса воспитания ребенка, с другой стороны, для здоровья самого общества.

В исследовании проблемы обучения родителей  в литературе выделяются несколько  аспектов: определение целей и  значения воспитания родителей; разработка содержания работы по воспитанию родителей; определение форм и видов связей детского сада и семьи; создание моделей  воспитания родителей; этапы взаимодействия детского сада и семьи применительно к разрешению отдельных проблем семейного воспитания дошкольника.

Информация о работе Дошкольная педагогика