Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:33, доклад
Признаки науки
1. Наличие предмета исследования (изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении).
2 Наличие объекта исследования (ребенок, детский коллектив).
3. Наличие специфических законов закономерностей, выраженных в теории.
П. Обучение на занятиях.
Ш. Индивидуальная работа с детьми.
1У. Работа с родителями.
У. Учет работы.
У1. Дополнения.
К плану прилагаются список детей гр; ты, перечень литературы, сетка занятий и схема-памятка по организации деятельности детей и воспитателя на протяжении дня.
Календарный план составляется на 1-2 недели. Формой его написания может быть план-конспект, в котором подробно освещается вся деятельность на протяжении дня: утром (индивидуальная работа с детьми, работа по формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, проведение дидактической игры и др.), на занятиях (вид, тема, программное содержание, методические приемы, наглядный материал и др.), на прогулке (наблюдения, труд, подвижные игры, игровая деятельность, индивидуальная работа), во 2-ой половине дня и вечером (разнообразная игровая деятельность, труд, развлечения). Кроме плана-конспекта календарный план может быть выполнен в форме таблицы-схемы.
Календарно-перспективный план обычно составляется в виде таблицы-схемы. На неделю планируются занятия, виды деятельности на прогулке и индивидуальная работа с детьми. На месяц планируется работа с родителями, комплексы утренней гимнастики, развлечения.
62 Взаимодействие семейного и общественного дошкольного воспитания.
СЕМЬЯ - объединение личностей, которые связаны материально, Духовно-нравственно, владеют личными и жилищными правами и обязанностями и выполняют функции рождения и воспитания детей.
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ - взаимодействие
родителей с детьми, которое основано
на родственной интимно-
ФУНКЦИИ СЕМЬИ - сфера жизнедеятельности
семьи, которая непосредственно
связана с удовлетворением
НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ - семья, в которую входит один из родителей (мать или отец; чаще всего мать), один или несколько несовершеннолетних детей.
В Законе Республики Беларусь "Об образовании в Республике Беларусь", в Концепции образования и воспитания в Беларуси и Концепции воспитания в национальной школе Беларуси большое внимание уделяется семье и семейному воспитания.
Для реализации функций и возможностей семьи необходимо создать благоприятные условия:
I) содействие со стороны
2) усиление ответственности
3) организация соответствующей
подготовки молодежи к
4) разработка рекомендаций по
семейному воспитанию и
5) подготовка специалистов по
семейному воспитанию и
б) издание журналов, пособий по
проблемам семейного
На современном этапе
I) получение детьми
2) Гуманное внутрисемейное
3) Систематическое просвещение
и обучение детей всех
4) Обеспечение всех семей
5) Сохранение и передача детям
культурных ценностей
6) Систематическое просвещение и обучение родителей, которое должно содействовать:
- защите детей на всех
- выработке и развитию у детей
и молодежи общечеловеческих
ценностей и моделей поведения,
-пониманию и использованию
В Принятой ООН Конвенции "О правах ребенка" (ст. 18) подчеркивается особая ответственность родителей за настоящее и будущее своих детей и отмечается необходимость оказания им всесторонней помощи со стороны государства в деле семейного воспитания, в том числе и через развитие сети детских учреждений.
Налаживание равноправных, партнерских
отношений между семьей и детским
садом требует не только специальной
подготовки воспитателей к проведению
работы с семьей, но и создания специальных
программ воспитания и обучения дошкольников.
В 1991-1993 г. сотрудниками лаборатории
дошкольного воспитания Национального
института образования
В национальной программе воспитания и обучения в детском саду "Пралеска" одним из основных принципов является принцип взаимодействия семейного и общественного воспитания, предусматривающий приоритет семьи в воспитании, установлении партнерсхих отношений, сотрудничества, сотворчества с семьей. Одним из новых в программе разделов является "Сотрудничество с семьей". В нем размещены основные позиции "Пралески" по вопросам взаимодействия с родителями воспитанников. Программа ориентирует детский сад на организацию работы по семейному образцу. Воспитатель изучает и использует лучший опыт и традиции семейного воспитания. Педагоги, в свою очередь, делятся гуманистическими приемами воздействия на ребенка, помогают молодым, а также неблагополучным семьям, осуществляют просветительскую работу.
В педагогической литературе по проблемам взаимодействия семейного и общественного воспитания определяются три вида связей между семьей и школой (детским садом), что содействует повышению эффективности воспитания детей.
1 вид-связи, которые направлены на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на подрастающее поколение через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Связи такого рода определены как компенсаторные. Сущность связей «того вида - "детский сад - семья".
2 вид - характеризует включение
родителей в воспитательно-
3 вид - связи координационные.
Они возникает тогда, когда
родители и педагоги
Реально проявляется новая ориентация на работу с детьми, их родителями по основным направлениям:
1) работа с постоянным
2) работа с детыки и родителями, которые пользуются частичными услугами детского сада с гибким режимом (например, по подготовке детей к поступлению в школу, обучению плаванию и др.);
3) оказание помощи по воспитанию
и обучению детей на дому (гувернантки,
специалисты-дефектологи,
4) учет деформации семьи и
ее воспитательных функций в
результате аварии на
5) учет специфики
Работа детского сада с семьей была и остается одним из сложных аспектов педагогической деятельности в дошкольном учреждении. Это связано со следующими причинами (выделены В.П. Дубровой):
- низкий уровень социально-
непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом;
несформированность у родителей " педагогической рефлексии" (В.Л.Зверева), т.е. неумение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины педагогических ошибок, низкой эффективности применяемых методов, а также осуществлять выбор методов воздействия на детей, адекватных его особенностям в конкретной ситуации;
- непонимание воспитателем того,
что в выборе содержания, форм
и методов работы детского
сада с семьей не дошкольное
учреждение, а семья, родители
выступают социальными
-консервативность
- недостаточная
-формальное отношение
Все это препятствует гуманизации взаимоотношений родителей и воспитателей. Преодолеть это возможно, создав, как отмечает В.А.Петровский, "доверительный деловой контакт".
При организации взаимосвязи детского сада и семьи воспитателю необходимо руководствоваться следующими принципами:
I.-Единство в пониманий целей и задач, средств и методов воспитания детей дошкольного возраста.
2. Реализация в совместной
3. Отношение к ребенку как формирующейся личности - члену семейного и детского коллектива.
4. Взаимное доверие и уважение в отношениях между педагогами и родителями.
В семье имеются благоприятные условия для формирования личности ребенка, что обусловливается следующими факторами:
I) глубоко эмоциональным, интимным характером семейного воспитания, основанным на родственных чувствах;
2) постоянством и длительностью воспитательных возможностей, воздействий родителей на детей п самых разнообразных жизненных ситуациях;
3) большими возможностями для
активного включения детей в
бытовую, хозяйственную,
специфические отличия семейногв воспитания от общественного
СЕМЬЯ |
ДЕТСКИЙ САД |
1.Отношения между родителями и детьми основаны но взаимных родственных связях и привязанностях выражающихся в глубокой любви и эмоциональной, насыщенности. 2.Многоролевая структура 3. Непосредственное 4. Наличие естественных условий
для включения детей в самые
разнообразные внутрисемейные 5. Процесс воспитания всегда индивидуализирован, так как ребенок единственный или их двое. 6. Подвижный режим дня. 7. Процесс воспитания более 8. Стихийный характер воспитания
и обучения ребенка, 9. Отсутствие программы |
1. Деловая (а иногда и 2. Наличие нескольких 3. Общение с детьми одного возраста. 4. Целенаправленный характер 5. Ребенок равноправный член
детского коллектива, где у всех
детей группы имеются б.Достаточная жесткость режима. 7. Деятельность детей находится под контролем воспитателя к ограничена условиями или рамками методики обучения дошкольников. 8. Воспитание основано на 9. Создана целесообразная научно- |
63-64 Содержание, формы и методы работы детского сада с семьей.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ
– педагогическая готовность их как
воспитателей, которая дает реальные
положительные результаты в процессе
семейного и общественного
МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ - совокупность
способов воспитательных взаимодействий
родителей с детьми, которые помогают
последним развивать свое сознание,
чувства и волю, активно стимулируют
формирование опыта поведения, организацию
самостоятельной
Идеи и положения о
Практика семейного воспитания показывает, что большинство родителей является педагогически и психологически беспомощными как в налаживании семейных отношений, так и в воспитании детей. В.В.Чечет считает, что педагогическая культура и воспитание родителей в конечном итоге поможет им: преодолеть неуверенность в своих силах и возможностях в качестве воспитателя; нормализовать спою личную жизнь; улучшить воспитание детей через гуманизацию их жизнедеятельности; снизить и предупредить отрицательные явления непосредственно в семье.
Изучение положения психолого-
1. обучение основам воспитания
детей дошкольного возраста
2. обучение основам воспитания
детей школьного возраста в
лекториях и университетах
3. подготовка к материнству и отцовству в детских и женских консультациях, в специальных лекториях;
4. общее ознакомление взрослого
населения с основами
Воспитание родителей
В исследовании проблемы обучения родителей в литературе выделяются несколько аспектов: определение целей и значения воспитания родителей; разработка содержания работы по воспитанию родителей; определение форм и видов связей детского сада и семьи; создание моделей воспитания родителей; этапы взаимодействия детского сада и семьи применительно к разрешению отдельных проблем семейного воспитания дошкольника.