Духовно-нравственное развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

духовно-нравственное развитие в условиях современного российского общества

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 56.79 Кб (Скачать файл)

   Введение.

   Актуальность исследования. Проблема духовно-нравственного развития в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего, с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания образования, сколько существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения во всем образовательном пространстве России.

   Снижение  культурного и интеллектуального  уровня нации требуют возрождения  традиционной духовно-нравственной иерархии ценностей. Резко усилившаяся имущественная  дифференциация и борьба за элементарный уровень существования создали предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагматизме и индивидуализме. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как совесть, честь, долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, усилению криминогенности среди подростков, бродяжничеству, токсикомании и наркомании среди несовершеннолетних, потере интереса к учению и самосовершенствованию у большого слоя асоциальной молодёжи, а также к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только у родителей, из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию своих собственных детей.

   Проблема: Какой результат дают средства диагностики духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста?

   Цель изучить средства диагностики духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста.

   Объект  исследования - духовно-нравственное развитие детей младшего школьного возраста.

   Предмет исследования – средства диагностики духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста.

   Гипотеза  исследования средства диагностики духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста позволяют получить представление о стадии духовно-нравственного развития учащегося на данный момент.

   Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

   1  Провести анализ литературы с целью выявления сущности и природы духовно-нравственного развития;

   2  Определить особенности духовно-нравственного развития у младших школьников;

   3  Выявить средства диагностики духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста;

   Методы  исследования:

   - анализ  психолого-педагогической литературы  по проблеме исследования;

   - опытно-экспериментальная  работа (игра, работа с литературным  произведением, беседа, тестирование, наблюдение). 

   Импирическая база исследования: Центр образования №2045 Зеленоградского округа города Москвы, учащиеся 3 класса, в количестве 22 человек, из них 7 мальчиков и 15 девочек. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава I. Теоретические основы духовно-нравственного развития

   1.1.  Сущность и природа  духовно-нравственного развития и воспитания детей.

       Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, отсутствие патриотического воспитания, целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей; резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности.

       Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий при полной неспособности правоохранительных и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Это приводит к формированию вредных привычек у детей.

   Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы  взрослые показали им путь, который  определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш  завтрашний день.

       Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

   Важной  педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися  активной жизненной позиции, сознательного  отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

       Используемые в школе учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня.

   Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 50, 30, даже 10 лет назад. Они  более, активны и осведомлены, как  им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем  переоценку своей поверхностной  информированности, пренебрежение  к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание  задумываться.

       Содержательность и осознанность нравственного "образа — Я" у второклассников — четвероклассников в их высказываниях-самоопределениях ("хороший — не очень хороший") существенно не различаются. Характеристики национальной и гражданской принадлежности являются для младших школьников малозначимыми. Школьной микросредой недостаточно корректируется сознательное вырабатывание детьми нравственных норм, включая взаимоотношения со сверстниками (это значение школьной жизни было отмечено всего 6% выпускников: "быть доброй, дорожить дружбой", "нельзя обижать маленьких").

       Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, стремятся быть похожим в жизни на учителя 9% младших школьников, а на литературных героев — 4% (мальчиков в основном привлекают былинные богатыри, а девочек — сказочные принцессы). Зато для 40% выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков: "Я хочу быть таким, как Рембо. Он хорошо обладает боевым искусством. Этот человек сметает всех, кто встает на его пути". Только у 14% детей образа их будущей жизни к связи с овладением определенной профессией включает смыслы бескорыстного несения блага другим, служения обществу. Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций: "Я хочу быть банкнотом (имеется в виду банкир — прим. автора), потому что банкист богатый и хорошая работа".

       В представлениях детей о главных человеческих ценностях, духовные ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру. В оценках окружающего у 1,2% младших школьников проявляются их религиозные воззрения. Ценностное отношение к Родине, родному краю выражают в своих суждениях всего 3% детей. Вместе с тем имеются проявления негативного отношения к своему Отечеству ("хочу уехать жить в Германию"), а представления детей по мере их взросления о "должном" русском человеке не становятся определеннее, приобретают критически-циничный оттенок: "Быть русским — значит мусорить как все русские". В причислении себя детьми к русскому народу не последнее место занимают и внешние признаки: цвет кожи, волос.

       Русское слово "нравственность" происходит от корня "нрав". И впервые оно фиксируется в "словаре Академии Российской" (СПб 1793 г.) и употреблялось наряду со словами "этика" и мораль" как их синоним.

       В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)»

       В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека».(10,ст.345) Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести». (10, ст. 558).

       С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». (31, ст. 414).

       Как уже и говорилось ранее:  мораль и нравственность нередко употребляют как синонимы, и это оправдано тем, что в основе их лежит одно и то же: ожидание от индивида того или иного поведения наряду с воздержанием его от другого поведения. Но есть различия и их не мало.

       Мораль устанавливает общие рамки поведения, переступать которые не следует, потому что иначе поведение станет аморальным. Это регламентация поведения, устанавливающая именно границы, пределы за которые выходить нельзя, но не предъявляющая детальных требований внутри этих границ.

       Нравственность – более детальная и тонкая регуляция (ориентация) поведения, чем мораль. Требования нравственности распространяются на любой момент поведения и на любую жизненную ситуацию, она требует соответствия каждого поступка индивида своим требованиям. В том числе и в сфере его отношения к самому себе. Следовательно, сфера нравственности шире сферы морали, но менее формализована и менее нормативна. Сферу нравственности можно представить как широкое поле стихийного формирования оценок человеком своего поведения, в том числе и тех оценок, которые не являются сферой действия норм морали. Некоторые из этих оценок с течением времени закрепляются нормативно, принимают сферу закона. И не случайно,  есть немалое число безнравственных индивидов, умело орудующих у всех на виду, не преступая рамок закона.

   За  нарушением норм морали и права следуют  общественные санкции, нарушение же требований нравственности, как ожидается, должно побуждать у индивида «угрызения совести». И если нормы морали со временем закрепляются в сфере закона, то одним из важнейших требований нравственности является законопослушание.

   Мораль  – это совокупность норм и требований, устанавливаемых обществом для  индивидов (все вместе для каждого), а нравственность – это совокупность этических требований, которые индивид должен предъявлять к себе сам.(6, ст.18- 28)

   Мыслители разных веков трактовали понятие  нравственности по-разному. Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю» (29, ст. 289).  «Мораль - это важничанье человека перед природой». (29, ст .735)

   В своём  трактате «Наставление нравов» чешский  педагог Я.А.Коменский цитировал  древнеримского философа Сенеку, который  писал:  «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».[14]

   Большую роль отводил нравственному  воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно  формирует добродетельный характер,  стойкость в жизненных невзгодах  и сочувственное отношение к  людям.

Информация о работе Духовно-нравственное развитие