Духовно-нравственное развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

духовно-нравственное развитие в условиях современного российского общества

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 56.79 Кб (Скачать файл)

   Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые  должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая  как можно меньше зла и как  можно больше добра». [38, ст.345]

   В научной  литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении  сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как  регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности  общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя  ту или иную мораль, тем самым  формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства, мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать.  Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не нарушив норм морали. А что же говорить о ребёнке, который только-только познаёт мир. Поэтому очень важно формировать нравственные представления у ребёнка с раннего детства. Проблему духовности и нравственности изучали античные философы Сократ, Платон, Аристотель, Сенека; гуманисты эпохи Возрождения Петрарка, Данте.

   Сегодня духовное воспитание - одно из самых  востребованных понятий. Лишь через  овладение наукой о нравственности человек может приобрести спокойствие  души; духовность – это высшая ценность, качество, достижение человека; существует взаимообусловленность духовности и ценностей; человек, благодаря вложенной в него идее, может развиваться и достигать совершенства.

   В современной  психологии под духовностью понимается индивидуально выраженная в системе мотивов личности потребность познания окружающего мира, а под душевностью – отношение человека к окружающему миру. В научно-исследовательской литературе понятие «душевность» и «духовность» различаются как по смыслу, так и по значимости.

   Душевность  – это чувственный мир, к которому относятся сочувствие, сопереживание, сострадание, мотивы поступков, а духовность является ценностным содержанием сознания. Получается, что душевность – это та же ценность, представленная в переживаниях и чувствах.

   Духовное  воспитание в педагогике – это формирование ценностного отношения в жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Основными и обязательными условиями формирования нравственной личности является: формирование у воспитанника воли, морального сознания, долга, чести и достоинства, уважения к труду, патриотических чувств и убеждений; создание внутренней направленности убеждений; нравственные знания, мотивы и побуждения должны обязательно подкрепляться нравственным поведением личности; нравственное воспитание должно быть направлено на постижение высшего смысла жизни: добро, любовь, справедливость; работа по нравственному воспитанию должна начинаться в дошкольном детстве со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек; эффективным средством нравственного воспитания является коллектив, где воспитанник имеет возможность на собственном опыте проверить свои знания, представления и привычки нравственного порядка; обеспечить переход внешних моральных требований во внутренние требования личности к себе.

   Одной из главных задач духовно-нравственного  воспитания является освоение духовных ценностей, накопленных человечеством, духовные потребности и их формирование, этические знания, эстетический вкус, самосознание, эмоциональная сфера, чувство совести, воспитание чувства собственного достоинства, чувство доброты; эмпатийных чувств (сочувствия, сопереживания), коммуникативные способности (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт).

   В концепции  духовно-нравственного воспитания формулируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного  процесса, определяются основные формы  и методы духовно-нравственного  развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной  деятельности, в партнерских отношениях с семьей, институтах гражданского общества, конфессиями. Стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной или культурной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.

   Цель  и задачи духовно-нравственного  развития и воспитания обучающихся формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Такой идеал обоснован — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. (Федеральный Государственный образовательный стандарт).

   1.2 Особенности духовно-нравственного  развития детей  младшего школьного  возраста.

   Воспитание  и социализация, должны быть интегрированы  во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. В процессы духовно-нравственного развития учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей и молодежи: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. Духовно-нравственное развитие предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

   Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью  в поведении. Эти особенности  являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников.

   Именно  в этом возрасте возникают большие  возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного  воспитания детей. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего  в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений.

   На  уроках дети приучаются к самостоятельной  работе, для успешного осуществления  которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться  слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство  радости от самого процесса получения  новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Традиционные подходы к нравственному  образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта.

   Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем  внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем  в духовно-нравственной практике. Чтобы  увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к  себе, включить в деятельность.

   Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно  именно ему, когда у него имеются  определенные мотивы для ее выполнения. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Существуют различные способы развития мотивации:

   1. Организация  образовательного процесса. Здесь  важны:

   • новизна, практическая значимость подаваемого  материала;

   • четкое структурирование;

   • логичное, яркое, контрастное выступление;

   • ритмичное  чередование видов деятельности;

   • опора  на возрастные, половые и индивидуальные потребности.

   2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективных работ, другие.

   3. Проблемные  ситуации. Противоречивость материала  дает эффект удивления и желание  разобраться в проблеме. Это связано  с врожденным стремлением личности  к гармонии.

   4. Культура  общения: гуманное отношение,  доверие к ученикам, разнообразие  деятельности и полнокровная  жизнь в классе.

   Обязательным  элементом на уроке является обращение  к личному опыту детей и  их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных  ситуаций. Ведь опыт может быть востребован  и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности.

   В связи  с этим представляет интерес ситуационный подход, соответственно которому процесс  обучения осуществляется через создание личностно-утверждающей (личностно-развивающей) ситуации. На уроках используются такие  формы и виды деятельности, как  педагогические задачи, игры, игровые  ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, занимательный материал, создание газет по материалам творческих заданий.

   Развитию  личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному  воспитанию способствует и дополнительное образование во внеурочной деятельности.

   Глава II. Экспериментальное исследование  средств диагностики духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста.

   2.1. Методика организации  и проведения опытно-эксперементальной работы

   «Личность ученика сложна и многогранна. Поэтому  изучить его можно лишь при  условии применения разнообразных  методов, и не изолированно один от другого, а в тесной связи и  взаимодействии» – пишет советский  педагог Н.И. Болдырев в своей книге «Нравственное воспитание школьников: вопросы теории».

   Особенность духовно-нравственного развития ребёнка  в том, что его «результат», как  таковой, очень сложно зафиксировать. В самом деле, не существует таких методик, с помощью которых объективно и со стопроцентной точностью можно было бы определить уровень духовно-нравственного развития учащегося. Представление о духовном уровне человека может сформироваться путем живого общения с ним, причем продолжительного, охватывающего разные этапы его жизни и развития, а также с помощью комплексного применения самых различных методов изучения, проективных и диагностических методик.

   Еще одна проблема – то, что духовно-нравственное развитие – процесс динамический, непрерывный, не прекращающийся на протяжении всей жизни человека. Соответственно, о конечном его результате судить практически невозможно, так же как и зафиксировать таковой.

   Однако  существует несколько методик, применяемых  в современной психолого-педагогической диагностике для фиксирования некоторых  отдельных качеств личности, систем ценностей учащихся, которые, вкупе  с различными психологическими методами (наблюдения, изучения продуктов деятельности и т.п.) позволяют получить примерное  представление о стадии духовно-нравственного  развития учащегося на данный момент. Это необходимо педагогам для  отслеживания эффективности принятых методов духовно-нравственного развития и, в случае необходимости, последующей  их корректировки.

   Методика  « Цветик – семицветик» (В.И. Петрова.)

   Эта методика не формирует непосредственно нравственные представления, она лишь помогает педагогу понять какие и как сформированы  у младшего школьника нравственные представления и ценности. С помощью  этой методики можно просмотреть  потребности ребёнка и их направленность. Эту методику можно использовать каждый год, изменяя её название «Цветик  – семицветик», «Золотая рыбка», «Волшебный мелок» и наблюдать желания и потребности детей в динамике. Желаний может быть от 1 до 7. Так можно проследить какое желание для ребёнка самое приорететное.

Информация о работе Духовно-нравственное развитие