Духовно-нравственное развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

духовно-нравственное развитие в условиях современного российского общества

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 56.79 Кб (Скачать файл)

   Это простая  методика, где ребёнку не приходится решать трудные головоломки и  ситуации, а нужно просто быть самим  собой. Написать семь желаний можно  после прочтения произведения Катаева «Цветик – семицветик». Использованы методы: чтение произведения, беседа, игра.

   Цель: изучение потребностей, желаний и нравственных ориентиров.

   Методика  «Анализ ситуации»(Л.С.Колмогорова.)

   Методика  «Анализ ситуаций» очень хороша и выигрышна тем, что ребёнок  видит всю ситуацию как бы со стороны, он в ней не задействован, а поэтому  и суждения и оценки героям даёт на основе тех представлений, которые  у него уже сформированы. Эта методика позволяет не только проанализировать уже имеющиеся знания и понятия  у детей, но и провести работу и  разбор ситуации. Методы: беседа, разъяснение, модель-ситуация.

   Цель: изучение умения осуществлять нравственно – психологический анализ ситуации. Владение таким представлением как долг.

   Методика  «Определение нравственных понятий» (Л.С.Колмогорова.)

   Эта методика сложнее предыдущих методик тем, что ребёнок должен грамотно сформулировать те представления, которые он имеет  по каждому, предлагаемому понятию, иначе говоря, нужно дать им определения. Даны предложения, которые нужно  закончить. В окончании предложения  и будет находиться раскрываемое понятие. Эта методика сложна и тем, что требует большего времени  на её выполнение, а также глубокого  «погружения в себя».

   Эта методика даёт педагогу большой объём знаний того как у детей сформированы нравственные представления.

   Цель: изучение представлений о чертах характера, личного ценностного отношения к ним. В основе методики лежат следующие критерии: доброта, щедрость, дружелюбие, справедливость, находчивость, трудолюбие,

   заботливость, организованность. Использованы методы: разъяснение, индивидуальные беседы, диспут, работа с книгой, рассказ, наглядность, самостоятельная работа с тестами.

   Ниже  приведены несколько методик, которые  в практике психолого-педагогической диагностики принято применять  комплексно, т. к. одна методика дополняет  другую. Подобные методики базируются на различных критериях оценки уровня нравственности, которые в большинстве своем перекликаются и, в свою очередь, основаны на одних и тех же категориях.

   У Платона, Сократа, Аристотеля находим такие  категории, как добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба. В Средневековье появляется понятие «милосердие», в более позднюю историческую эпоху – «долг» (И. Кант), «вина» (Гегель). Таким образом, выделяется 11 основных базовых категорий нравственного сознания. Очень тесно связана с ними методика изучения уровня сформированности нравственных понятий у учащихся.

   Анкета  «Нравственные понятия»

   Как ты понимаешь следующие  слова?

  • Мудрость
  • Добро
  • Зло
  • Совесть
  • Душа
  • Любовь
  • Гордыня
  • Счастье
  • Свобода
  • Дружба
  • Милосердие
  • Долг
  • Вина

   Интерпретация полученных данных производится педагогом-психологом, ответы детей оцениваются и классифицируются по следующим уровням:

   1) понятие  не сформировано, ребенок не понимает, о чем идет речь

   2) смутные  представления о понятии, противоречивые, запутанные

   3) четкие  представления о понятии, достаточно  глубокое (на доступном для возраста  анкетируемого уровне) понимание  значения предложенного слова

Следующая методика предназначена для выявления уровня нравственной самооценки учащихся. Учащимся  предлагалось оценить свой  уровень воспитанности   по показателям, разработанным Шемшуриной А. И.

   Методика  №1: диагностика нравственной самооценки

   Инструкция: 4 балла – если вы полностью согласны с высказыванием,

   3 балла  – если, вы больше согласны, чем  не согласны

   2 балла  – если вы немножко согласны

   1 балла  – если вы совсем не согласны

   Напротив  номера вопроса поставьте тот  балл, на который вы оценили прочитанное  высказывание.

   Текст вопросов:

  1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
  2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
  3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
  4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
  5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
  6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
  7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
  8. Мне приятно делать людям радость.
  9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
  10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

   Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла – 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы.

   В остальных  ответах количество единиц устанавливается  в соответствии с балом. Например, 4 бала – это 4 единицы, 3 бала – 3 единицы  и т.д.

   Интерпретация результатов: От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.

   От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.

   От 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

   От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.

   Для диагностики  толерантного поведения учащихся применяется  методика «Незаконченные предложения».

   Методика  №2: Диагностика этики  поведения

   «Незаконченные  предложения»

   Инструкция: Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

   Текст:

   1. Когда  я вижу кого-то из ребят в  нелепой ситуации, то я…

   2. Если  кто-то надо мной смеется, то  я…

   3. Если  я хочу, чтобы меня приняли  в игру, то я…

   4. Когда  меня постоянно перебивают, то  я…

   5. Когда  мне не хочется общаться с  одноклассниками, я…

   Интерпретация:

   Первый  вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

   Второй  вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

   Третий  вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

   Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

   Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

   Методика  №3: Диагностика отношения  к жизненным ценностям

   Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список заранее записывается на доску.

   Список  желаний:

   1. Быть  человеком, которого любят.

   2. Иметь  много денег.

   3. Иметь  самый современный компьютер.

   4. Иметь  верного друга.

   5. Мне  важно здоровье родителей.

   6. Иметь  возможность многими командовать.

   7. Иметь  много слуг и ими распоряжаться.

   8. Иметь  доброе сердце.

   9. Уметь  сочувствовать и помогать другим  людям.

   10. Иметь  то, чего у других никогда не  будет.

   Интерпретация:

   Номера  отрицательных ответов: №№2, 3, 6, 7, 10.

   Пять  положительных ответов – высокий  уровень.

   4-е, 3-и  – средний уровень.

   2-а  – ниже среднего уровня.

   0-1 –  низкий уровень.

   Завершает данный комплекс методика изучения нравственной мотивации учащихся.

   Методика  №4: Диагностика нравственной мотивации.

   Инструкция: "Я прочитаю вам четыре вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

   Вопросы:

   1. Если  кто-то плачет, то я.

   А) Пытаюсь  ему помочь.

   Б) Думаю  о том, что могло произойти.

   В) Не обращаю внимания.

   2. Я  с другом играю в бадминтон,  к нам подходит мальчик лет  6-7, и говорит, что у него  нет такой игры.

   А) Я  скажу ему, чтобы он не приставал.

   Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

   В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему  купить такую игру.

   Г) Пообещаю, что он может прийти с другом и  поиграть.

   3. Если  кто-то в компании расстроился  из-за того, что проиграл в игру.

   А) Я  не обращу внимания.

   Б) Скажу, что он размазня.

   В) Объясню, что нет ничего страшного.

   Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

   4. Ваш  одноклассник на вас обиделся  вы:

   А) Подумаю  о его чувствах и о том, что  я могу сделать в этой ситуации.

   Б) Обижусь  в ответ.

   В) Докажу ему, что он не прав.

   Обработка результатов:

   Ключ  положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

   Далее подсчитать сумму положительных  ответов, данных учеником.

   4 бала  – высокий уровень 2, 3 бала  – средний уровень 0, 1 бал –  низкий уровень. 

   Анализ  результатов эмпирического  исследования по методикам, разработанным Шемшуриной А. И. 
 
 

   Приложение 1. 

      

   Приложение 2.

     

   Приложение 3.

     

   Приложение 4. 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение

   Нравственное  развитие ребенка занимает ведущее  место в формировании всесторонне  развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

   Нравственное  воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.

Информация о работе Духовно-нравственное развитие