Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 21:51, курсовая работа
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему духовного и гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активной личностью, полноправным субъектом жизнедеятельности, то есть осознавать, реализовывать и развивать свои мотивы и потребности, цели и идеалы в соответствии с ценностями гражданского общества.
РАЗДЕЛ 3. Принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
Принцип совместной деятельности педагогов
и школьников. Духовно-
Принцип системной организации воспитания. Этот принцип предполагает преодоление фрагментарности воспитательной работы, состоящей из разрозненных, малосвязанных, а иногда и разнонаправленных мероприятий. Принцип системности требует рассмотрения всех компонентов воспитания не изолировано, а в их взаимосвязи: четкой ориентации воспитательных дел на цель и задачи воспитания, адекватного подбора содержания и форм воспитания, логичной взаимосвязи одних воспитательных дел с другими. Таким образом, принцип предполагает системный и поэтапный подход к организации жизнедеятельности учащихся, позволяющий обеспечить целостность становления личности воспитанника.
Принцип гуманистической направленности воспитания. Гуманизм налагает человека наивысшей общественной ценностью. Более того, он провозглашает постулат о самоценности человека, подчеркивающий отсутствие всякой необходимости в каком бы то ни было обосновании или оправдании этой ценности. В современной школе воспитание должно быть гуманистическим: гуманистически ориентирующим, то есть ориентирующим ребенка на ценности гуманизма, и гуманистически ориентированным, то есть ориентированным на ребенка как главную для воспитателя-учителя ценность. Принцип утверждает признание прав человека на обеспечение его защиты от всего того, что представляет опасность для его физического, нравственного, психологического и духовного здоровья.
Принцип опоры на педагогический авторитет. Находясь в постоянном тесном контакте с педагогом, испытывая дефицит внимания в семье ( по различным причинам) ребенок наиболее чувствителен к влиянию на него личности учителя, что требует от последнего особой осторожности в словах и действиях. Ведь все это может иметь непосредственное отражение в личности воспитанника - установка взрослых (а тем более учителя) воспринимаются школьниками некритически и зачастую как истина в последней инстанции. В этом таится и огромный воспитательный потенциал, и огромная опасность. Воспитательное воздействие и взаимодействие личности педагога отражает становление самосознания учащихся, оказывает благотворное влияние на формирование высоконравственной социально-активной личности школьника. Роль педагога в духовно-нравственном воспитании огромна, уровень духовно-нравственного развития и воспитания школьников зависит от слаженной воспитательной деятельности всего коллектива.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Организуемое в школе воспитание должно согласовываться с общими законами человеческого развития и строиться сообразно возрасту и иным индивидуальным особенностям ребенка. Реализация принципа предполагает использование особых форм и методов работы с учетом психологических особенностей каждого школьного возраста.
РАЗДЕЛ 4. Содержание и формы деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников.
4.1. Создание воспитывающего уклада школьной жизни
4.1.1. Культивирование
партнерского, уважительного, доброжелательного
стиля общения как между
- личный пример администрации, педагогов школы;
- обсуждение проблем
общения на методических
- выработку в
ученических коллективах
- организацию классными
руководителями специальных
4.1.2. Коллективная подготовка, проведение и анализ общешкольных событий воспитательной направленности:
- «День знаний»: торжественная церемония, символизирующая начало учебного года в ГБОУ СОШ № 2066. Организуется в сотрудничестве первых, девятых и одиннадцатых классов школы, совместно с родительской общественностью, администрациями школы и поселения Внуковское;
- «День поселения»: учащиеся школы совместно с родителями принимают участие в празднично-игровой программе, готовят номера художественной самодеятельности к праздничному концерту. Коллективный творческий праздник организуется активом школы совместно с администрацией поселения Внуковское. Главная цель этого мероприятия: воспитание нравственного, активного гражданина с четко выраженной позитивной позицией;
- Фестиваль «День
Матери»: конкурсное мероприятие
с участием школьников всех
классов. Данная форма предоставляет
возможность учащимся и целым
классам самостоятельно
- «Новогодние поздравления
классов»: своеобразная форма
«Широкая Масленица»: школьники особенно любят этот праздник – в такие дни никто не остается без угощения. Праздник позволяет формировать у учащихся позитивное отношение к такой базовой ценности как знания и культура. Свои представления о традициях празднования масленичной недели учащиеся школы выражают в своих рисунках, творческих работах, на уроках музыки разучивают песни, традиционно исполняющиеся на этом празднике. Содержание праздника направлено на приобщение учащихся к национальному фольклору, традициям русской культуры., формирование представления о народном гулянии, семейном досуге.
- Праздник «Слава тебе, победитель - солдат» »: направлен на воспитание патриота и гражданина, который любит свою Родину, помнит и чтит историю и традиции своей страны, формирование истинных духовных ценностей на примере выбранных литературных и музыкальных произведений, конкретных исторических событий. Праздник способствует сплочению классных коллективов и раскрытию творческого потенциала школьников. Данный праздник рассматривается как социальная акция «Подарок ветерану». Главные участники праздника - ветераны ВОВ. Совместно с председателем территориальной первичной ветеранской организации, администрации поселения Внуковское осуществляется подготовка к этому празднику. Школьники много лет шефствуют над братской могилой, находящейся на территории поселения Внуковское. В рамках праздника проходит возложение цветов и венков к братскоей могиле.
- Спортивный праздник «Сильные , смелые, ловкие», проводится совместно с учащимися гимназии . Праздник пропагандирует здоровый образ жизни, приобщает учащихся и родителей к регулярным занятиям физической культуры и спортом.
- Фестиваль «Неделя
детской книги»: ежегодно в дни
школьных каникул учащиеся
4.1.3. Поддержка и развитие общешкольных традиций и ритуалов, формирующих чувство школьного патриотизма, причастности к тому, что происходит в образовательном учреждении:
- «Торжественная
линейка, посвященная Дню знаний»:
выступление первоклассников, право
дать первый звонок, в сопровождение
выпускника каждый
- « Расскажи нам о себе»: организованное поочередное высказывание детьми, которым руководит учитель каждого класса с целью осуществления знакомства детей с новичками, определения круга интересов и увлечений каждого. Форма мероприятия способствует снятию особого «напряжения», которое испытывают ученики в период адаптации, сближению детей;
- «Поздравляем!»: ежемесячно обновляемый стенд в учебной аудитории, на котором размещается информация о днях рождениях и поздравления в адрес именинника;
- «Единый экскурсионный
день»: каждый класс в период
каникул в соответствии с
- Праздник « Помнит мир спасённый ». Традиционно проводятся конкурс и выставка рисунков « Пусть всегда будет мир!», учащиеся школы готовят концертную программу для ветеранов и участников ВОВ, в рамках праздника, организуемого совместно с Администрацией поселения Внуковское, участвуют возложении цветов и венков к братской могиле.
Праздник «Прощание с начальной школой»: торжественная церемония, символизирующая окончания обучения на первой ступени начального общего образования. Организуется в сотрудничестве всех учащихся начальных классов. Данное мероприятие направлено на формирование положительного отношения к школе, учителям, своим одноклассникам. Подготовка мероприятия осуществляется в тесном взаимодействии педагогов, учеников и родителей.
- Межвозрастные
интеллектуальные и творческие
конкурсы и турниры с
- Линейка, посвященная
подведению итогов учебного
_ Праздники « Последний звонок» , « Выпускной вечер» для старшеклассников проводится как общешкольное мероприятие , направленное на формирование ценностной ориентации на межличностное общение, школьный патриотизм, сотрудничество детей, учителей, родителей.
4.1.4. Ориентация предметно-эстетической среды на духовно-нравственное развитие школьников.
Обустройство жизни детей в школе – первый фактор их благоприятного самочувствия, физического, психологического, социально-эстетического. Поэтому наше образовательное учреждение заботится о возможно наилучших условиях пребывания воспитанников в школе:
- Обустройство школьного
двора, его озеленение: участие детей
в обустройстве школы
- Оборудование спортивной и игровой площадок, приспособленных специально для младших школьников, расширяет возможности организации разнообразной социально-значимой деятельности.
- Наличие у каждого школьника необходимых учебных пособий, дидактического материала.
- Продуманное расположение учеников в учебной аудитории, с учетом зрения, слуха, роста, а также самооценки каждого, меры его активности, степени коммуникативности.
- Распорядок и процедура школьного завтрака.
- Удобное расположение туалетных комнат и культура пользования ими, где каждый ученик может привести себя в надлежащий вид.
Интерьер учебных аудиторий, продуманный педагогом, учащимися, родителями. Методы ухода за кабинетом, комнатными растениями, оформление, сменяемость информации на стендах, поддерживающих чистоту и красоту помещения.
- Единые требования к школьному костюму , обуви педагога и школьника.
- Осведомленность каждого школьника о назначении всех помещений в образовательном учреждении.
Организация предметной среды направлена на приобретение учащимися позитивного опыта социальных отношений, развитие широкого спектра общих и социальных способностей.
4.2. Реализация воспитывающего
Воспитательный потенциал урока в нашем образовательном учреждении реализуется через: побуждение школьников соблюдать общепринятые нормы поведения на уроке и правила взаимоотношений с учителем и сверстниками; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений; постановку перед школьниками и обсуждение вместе сними поведенческих, нравственных, или социальных проблем, которые предстоит решать учащимся.
Для этого используется воспитательный потенциал учебных предметов естественно -научного и гуманитарного циклов и существующих в их рамках тем, наиболее значимых в воспитательном плане.
Информация о работе Духовно-нравственное развитие школьников