Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 21:51, курсовая работа
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему духовного и гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активной личностью, полноправным субъектом жизнедеятельности, то есть осознавать, реализовывать и развивать свои мотивы и потребности, цели и идеалы в соответствии с ценностями гражданского общества.
4.3.Реализация
Для достижения цели духовно-нравственного развития и воспитания школьников в образовательном учреждении используются следующие виды внеурочной деятельности и формы её организации:
Познавательная деятельность.
Развивающие занятия
по курсу «Наглядная геометрия» и « Тропинка
к своему Я » направлены на формирование
организационных, интеллектуальных, информационно-
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны) , направленные на приобретение учащимися социально-значимых знаний гуманитарной, экологической, здоровьесберегающей направленности в ходе проведения несложных экспериментов или обсуждения предлагаемых педагогом проблем.
Познавательные экскурсии, организуемые в рамках существующей в каждом классе Программы экскурсионной деятельности и направленные на развитие познавательных интересов школьников, приобщение их к культурным ценностям прошлого и настоящего, воспитание ценностного отношения к культуре и истории нашей страны.
Проблемно-ценностное общение.
Цикл этических бесед, регулярно проводимый для учеников младших классов, среднего и старшего звена направленный на воспитание ответственного поведения ребенка в школе.
на развитие представлений школьников о добре и зле, на воспитание их ценностного отношения к людям, к жизни вообще, на освоение детьми правил современного этикета.
на формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции, воспитание любви к Родине, преданности своему Отечеству, стремления служить его интересам и готовности к его защите.
Игровая деятельность.
Подвижные игры средней и малой подвижности на переменах, прогулке в группе продленного дня – организуемая игровая деятельность позволяет формировать интерес к истории народных игр, воспитывать культуру совместно выполняемых двигательных упражнений, чувство коллективизма, расширять кругозор учащихся.
Трудовая деятельность.
Дежурство по школе и классу, индивидуальные и коллективные поручения, организуемые в школе, формируют у воспитанников позитивное отношение к труду как базовой ценности, опыт самостоятельного общественного действия. Общественно-полезная деятельность совместно с родителями и педагогами школы, направленная на преобразование окружающей действительности, сезонные субботники по уборке школьной территории, шефство над братской могилой.
Художественное творчество
« Русский сувенир» - кружок, предполагающий знакомство с азами ручного труда разработку и реализацию воспитанниками индивидуальных проектов - с целью развития творческих способностей, воспитания уважительного отношения к труду.
« Школьный театр»- кружок, нацеленный на духовно-нравственное развитие и воспитание школьников через постановку, и анализ воспитывающих сказок, использование приемов сказкотерапии, организацию социально ориентированных акций «Мы дарим Добро».
Спортивно-оздоровительная деятельность.
«Общая физическая подготовка»- секция, занятия в которой направлены на воспитание высоконравственных и волевых качеств личности ученика начальной школы.
«Оздоровление школьников», кружок, направленный на физическое развитие и оздоровление школьников, воспитание у них силы воли, ответственности, чувства уважения к другим людям, формирование навыков плавания, проводится на базе бассейна п. Внуково
4.4 Формирование коллективов в классах .
Коллектив класса является эффективным средством воспитания школьников и важной средой их духовно-нравственного развития. Особое место в воспитательной системе класса отводиться классному руководителю. Он вместе со своими воспитанниками рассматривает и исследует приоритетные жизненные ценности, изучает традиции своей страны, семьи, школы, формирует традиции класса. Важным фактором формирования нравственных ценностей у воспитанников является создание благоприятного эмоционального фона. При этом возникает целостное единство классного руководителя и учащихся, создается культурное пространство для реализации целей воспитания. Успешному осуществлению этого процесса в нашем образовательном учреждении будут способствовать:
- внутриклассные и общешкольные коллективные творческие дела и праздники;
- поиск форм приветствия, которые нравятся учащимся (Мой дорогой и любимый класс);
- коллективные поручения:
именно коллективная работа
- рефлексия «
Пять минут о прошедшей неделе»
- « Интеллектуальный подарок»: учащиеся приносят книгу, которую сейчас читают, выбирают из книги мысль и «дарят» её всем одноклассникам;
- «Лучи наших
интересов»: в классном уголке
помещается большой лист с
записью в центре «Я люблю»,
ученики вдоль каждого луча
вписывают свои интересы и
пожелания. Содержание может стать
основой для планирования и
организации совместной
- «Строим дом»: классный час по коллективному планированию жизнедеятельности ученического коллектива с целью создания условий для проявления ценностного отношения к социально значимой деятельности.
4.5. Социальное партнерство
Социальный мир семьи – сильнейший фактор формирования личности воспитанника. Взаимодействие классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Формы работы с родителями: анкетирование, беседа, консультации, родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей.
Для установления партнерских взаимоотношений с семьями учащихся в нашем образовательном учреждении используются следующие формы работы:
Тематические родительские собрания, проходящие в режиме дискуссий по наиболее острым, актуальным проблемам воспитания и обучения школьников
Темы родительских собраний разрабатываются классными руководителями индивидуально и обсуждаются на ШМО классных руководителей.
Для подготовки и проведения родительских собраний используются следующие диагностические методики:
Индивидуальные беседы – по мере необходимости.
Консультации (индивидуальные и по группам)
Организация совместной деятельности родителей и детей :
- привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, фестивалей, конкурсов, выставок;
- привлечение родителей к организации экскурсий;
- привлечение родителей к общественно-полезному труду в классном кабинете, по благоустройству школьного двора.
Организация работы классных родительских комитетов
Организация родителей для участия в работе общешкольного родительского комитета и Попечительского совета.
Работа направлена на создание необходимых условий жизни, воспитания и обучения учащихся.
Поощрение родителей за сотрудничество, объявление благодарности, написание благодарственных писем: по итогам общешкольных мероприятий, по степени участия в общеклассных и общешкольных делах, в конце четверти, по итогам года, по итогам начальной школы (за успехи в воспитании и обучении детей).
«Родительский форум»: существующий при школьном интернет-сайте, на котором обсуждаются интересующие родителей вопросы.
«День открытых дверей»: ежегодная форма взаимодействия школы с родителями учащихся, с родителями будущих первоклассников. В ходе мероприятия родители встречаются с администрацией, учителями школы, посещают открытые уроки, музей Истории школы, дегустируют блюда школьного питания.
4.6. Методическая работа, направленная
на повышение профессиональной
квалификации педагогов в
4.6.1. Проведение педагогических советов, обучающих семинаров, круглых столов по следующим проблемам воспитания:
«Потенциал воспитательной работы в школе в формировании базовых компетенций» (педсовет)
«Механизмы духовно-нравственного взаимодействия семьи, школы и социума как условие реализации здоровье сберегающих технологий» ( педсовет)
«Каких результатов в сфере духовно-нравственного развития и воспитания школьников мы хотим достичь?» (деловая игра с участием представителей родительского комитета)
«Эффективные формы воспитательной работы школе» (заседание ШМО)
«Детское самоуправление в школе: проблемы и трудности.» (дискуссия)
«Воспитательный
потенциал урока в реализации
задач духовно-патриотического
4.6.2. Регулярные собеседования заместителя директора по воспитательной работе с классными руководителями, педагогами – предметниками, воспитателем группы продленного дня по вопросам перспективного планирования воспитательной работы (сентябрь-октябрь) и реализации ими этих планов (май-июнь).
4.6.3. Работа творческих микрогрупп педагогов школы:
Взаимодействие классных коллективов в подготовке коллективных творческих дел по созданию условий реализации творческого потенциала учащихся.
Творческая группа учителей, осуществляющая эффективную деятельность по социальному проектированию, которое включает школьников в общественную жизнь, стимулирует активную гражданскую позицию воспитанника.
Творческая группа по разработке и апробированию программы раннего развития творческих способностей детей (блок дополнительного образования – социально педагогическая направленность).
РАЗДЕЛ 5. Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания и развития школьников
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся должно обеспечиваться достижение обучающимися:
воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьниками социально значимых знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной, благоприятной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Информация о работе Духовно-нравственное развитие школьников