Духовно-нравственное развитие школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему духовного и гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активной личностью, полноправным субъектом жизнедеятельности, то есть осознавать, реализовывать и развивать свои мотивы и потребности, цели и идеалы в соответствии с ценностями гражданского общества.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 641.docx

— 52.90 Кб (Скачать файл)

 

 

   4.3.Реализация воспитательного  потенциала внеурочной деятельности.  

 

Для достижения цели духовно-нравственного развития и воспитания школьников в образовательном учреждении используются следующие виды внеурочной деятельности и формы её организации: 

 

Познавательная деятельность. 

 

Развивающие занятия по курсу «Наглядная геометрия» и « Тропинка к своему Я » направлены на формирование организационных, интеллектуальных, информационно-коммуникационных, коммуникативных умений, приобретение социальных знаний и позитивного отношения к базовым ценностям 

 

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)        , направленные на приобретение учащимися социально-значимых знаний гуманитарной, экологической, здоровьесберегающей направленности в ходе проведения несложных экспериментов или обсуждения предлагаемых педагогом проблем. 

 

 

  

 

Познавательные экскурсии, организуемые в рамках существующей в каждом классе Программы экскурсионной деятельности и направленные на развитие познавательных интересов  школьников,  приобщение их к культурным ценностям прошлого и настоящего, воспитание ценностного отношения к культуре и истории нашей страны. 

 

Проблемно-ценностное общение.

Цикл этических бесед, регулярно проводимый для учеников младших классов, среднего и старшего звена  направленный на  воспитание ответственного поведения ребенка в школе. 

на развитие представлений школьников о добре и зле, на воспитание их ценностного отношения к людям, к жизни вообще, на освоение детьми правил современного этикета.

на формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции, воспитание любви к Родине, преданности своему Отечеству, стремления служить его интересам и готовности к его защите. 

 

Игровая деятельность. 

 

Подвижные игры средней и малой подвижности на переменах, прогулке в группе продленного дня – организуемая игровая деятельность позволяет формировать интерес к истории народных игр, воспитывать культуру совместно выполняемых двигательных упражнений, чувство коллективизма, расширять кругозор учащихся. 

 

Трудовая деятельность. 

 

 

 Дежурство по школе и  классу, индивидуальные и коллективные поручения, организуемые в  школе, формируют у воспитанников позитивное отношение к труду как базовой ценности, опыт самостоятельного общественного действия. Общественно-полезная деятельность совместно с родителями и педагогами школы, направленная на преобразование окружающей действительности, сезонные субботники по уборке школьной территории, шефство над братской могилой. 

 

Художественное творчество 

 

« Русский сувенир» - кружок, предполагающий знакомство с азами ручного труда разработку и реализацию воспитанниками индивидуальных  проектов -  с целью развития творческих способностей, воспитания уважительного отношения к труду. 

 

« Школьный театр»- кружок, нацеленный на духовно-нравственное развитие и воспитание школьников через постановку, и анализ воспитывающих сказок, использование приемов сказкотерапии,  организацию социально ориентированных акций «Мы дарим Добро». 

 

Спортивно-оздоровительная деятельность. 

 

«Общая физическая подготовка»- секция, занятия в которой направлены на воспитание высоконравственных и волевых качеств личности ученика начальной школы. 

 

«Оздоровление школьников», кружок, направленный  на физическое развитие и оздоровление школьников, воспитание у них силы воли, ответственности, чувства уважения к другим людям, формирование  навыков плавания, проводится на базе бассейна п. Внуково 

 

 

 

4.4 Формирование коллективов в  классах . 

 

Коллектив класса является эффективным средством воспитания школьников и важной средой их духовно-нравственного развития.  Особое место в воспитательной системе класса отводиться классному руководителю. Он вместе со своими воспитанниками рассматривает и исследует приоритетные жизненные ценности, изучает традиции своей страны, семьи, школы, формирует традиции класса. Важным фактором формирования нравственных ценностей у воспитанников  является создание благоприятного эмоционального фона. При этом возникает целостное единство классного руководителя и учащихся, создается культурное пространство для реализации целей воспитания. Успешному осуществлению этого процесса в нашем образовательном учреждении будут способствовать:

- внутриклассные  и общешкольные коллективные  творческие дела и праздники;

- поиск форм приветствия, которые нравятся учащимся (Мой  дорогой и любимый класс);

- коллективные поручения: именно коллективная работа сплачивает  группу, а коллективные связи  лучше всего рождаются в труде;

- рефлексия «  Пять минут о прошедшей неделе»: развивает меру субъективности, формирует осознание группой  себя как некого совокупного  субъекта, имеющего возможность  выстраивать свою школьную реальность;

- « Интеллектуальный  подарок»: учащиеся приносят книгу, которую  сейчас читают, выбирают из книги  мысль и «дарят» её всем одноклассникам;

- «Лучи наших  интересов»: в классном уголке  помещается большой лист с  записью в центре «Я люблю», ученики вдоль каждого луча  вписывают свои интересы и  пожелания. Содержание может стать  основой для планирования и  организации совместной ценностно-ориентированной  воспитывающей деятельности;

- «Строим дом»: классный  час  по коллективному планированию жизнедеятельности ученического коллектива с целью создания условий для проявления ценностного отношения к социально значимой деятельности. 

 

4.5. Социальное партнерство образовательного  учреждения с семьями  школьников  

 

Социальный мир семьи – сильнейший фактор формирования личности воспитанника. Взаимодействие классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Формы работы с родителями: анкетирование, беседа, консультации, родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей.

Для установления партнерских взаимоотношений с семьями учащихся в нашем образовательном учреждении используются следующие формы работы: 

 

Тематические родительские собрания, проходящие в режиме  дискуссий по наиболее острым, актуальным проблемам воспитания и обучения школьников  

Темы родительских собраний разрабатываются классными руководителями индивидуально и обсуждаются на ШМО классных руководителей. 

 

Для подготовки и проведения родительских собраний используются следующие диагностические методики:

  1. Карточка семьи для индивидуальной работы с нею (Лодкина Т., Кеве Ф.)
  2. Мастерская общения. Давайте познакомимся. (Павлова Т. В.)
  3. Рисунок семьи (Захаров А. И., Хьюлс В., Дж. Ди Лио)
  4. Диагностика семьи (Баркан А.)
  5. Анкета “Методика удовлетворенности родителей работой образовательного коллектива” (Степанов Е. Н.)
  6. Планеты. Это Я. (Гаврилычева Г. Ф.)
  7. Размышление о жизненном опыте (Щуркова Н. Е.)
  8. Цветик-семицветик (Витковская И. М.)
  9. Сказкотерапия (Короткова Л. Д.)
  10. Анкета для детей и родителей “Гнев и радость”
  11. “Завершение предложения”. Методика детская (вариант В. Михала)
  12. Какой у нас коллектив. (Лутошкин А. П.)
  13. Тестирование учащихся (Дереклеева Н. И.)

 

 

Индивидуальные беседы – по мере необходимости.  

 

Консультации (индивидуальные и по группам) 

 

Организация совместной деятельности родителей и детей :

- привлечение родителей  к подготовке и  проведению праздников, фестивалей,     конкурсов, выставок;

- привлечение родителей  к организации экскурсий;

- привлечение родителей  к общественно-полезному труду  в классном кабинете, по      благоустройству школьного двора. 

 

Организация работы классных родительских комитетов  

 

Организация родителей для участия в работе общешкольного родительского комитета и Попечительского совета. 

Работа направлена на создание необходимых условий  жизни, воспитания и обучения учащихся. 

 

Поощрение родителей за сотрудничество, объявление благодарности, написание благодарственных писем: по итогам общешкольных мероприятий,  по степени участия в общеклассных и общешкольных делах, в конце четверти, по итогам года, по итогам начальной школы (за успехи в воспитании и обучении детей).

«Родительский форум»: существующий при школьном интернет-сайте, на котором обсуждаются  интересующие родителей вопросы. 

 

«День открытых дверей»: ежегодная форма взаимодействия  школы с родителями учащихся, с родителями будущих первоклассников. В ходе мероприятия родители встречаются с администрацией, учителями школы, посещают открытые уроки, музей Истории школы, дегустируют блюда школьного питания. 

 

4.6. Методическая работа, направленная  на повышение профессиональной  квалификации педагогов в сфере  воспитания. 

 

4.6.1. Проведение педагогических  советов, обучающих семинаров, круглых  столов по следующим проблемам  воспитания:

«Потенциал воспитательной работы в школе в формировании базовых компетенций» (педсовет) 

«Механизмы духовно-нравственного взаимодействия  семьи, школы и социума как условие реализации здоровье сберегающих технологий» ( педсовет) 

«Каких результатов в сфере духовно-нравственного развития и воспитания школьников мы хотим достичь?» (деловая игра с участием представителей родительского комитета)

«Эффективные формы воспитательной работы  школе» (заседание ШМО)     

 «Детское самоуправление  в школе: проблемы и трудности.»   (дискуссия)     

 «Воспитательный  потенциал урока в реализации  задач духовно-патриотического               воспитания» (педсовет)

4.6.2. Регулярные собеседования заместителя директора по воспитательной работе с классными руководителями, педагогами – предметниками,  воспитателем  группы продленного дня по вопросам перспективного планирования воспитательной работы (сентябрь-октябрь) и реализации ими этих планов (май-июнь).  

 

4.6.3. Работа творческих микрогрупп  педагогов  школы:

Взаимодействие классных коллективов в подготовке коллективных творческих дел по созданию условий реализации творческого потенциала учащихся.

Творческая группа учителей, осуществляющая эффективную деятельность по социальному  проектированию, которое  включает школьников в общественную жизнь, стимулирует активную гражданскую позицию воспитанника. 

 

Творческая группа по разработке и апробированию программы раннего развития творческих способностей детей (блок дополнительного образования – социально педагогическая направленность).  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

РАЗДЕЛ 5. Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания и развития  школьников

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся  должно обеспечиваться достижение обучающимися:

воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).

При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням. 

 

Первый уровень результатов — приобретение  школьниками социально значимых знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.),  понимания социальной реальности и повседневной жизни. 

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. 

 

Второй уровень результатов — получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.  

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной, благоприятной среде, в которой ребёнок получает (или не получает)  практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Информация о работе Духовно-нравственное развитие школьников