Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 21:51, курсовая работа
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему духовного и гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активной личностью, полноправным субъектом жизнедеятельности, то есть осознавать, реализовывать и развивать свои мотивы и потребности, цели и идеалы в соответствии с ценностями гражданского общества.
Третий уровень результатов — получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
-на первом уровне
воспитание приближено к
-на втором уровне
воспитание осуществляется в
контексте жизнедеятельности
-на третьем уровне
создаются необходимые условия
для участия обучающихся в
нравственно ориентированной
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трёх уровней
воспитательных результатов обеспечивает
появление значимых эффектов духовно-
По каждому
из заявленных направлений
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
соответствующие возрастному развитию представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2) Воспитание
нравственных чувств и
Соответствующие возрастному развитию представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
элементарные представления о различных профессиях;
соответствующие возрасту навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
индивидуальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и индивидуальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
4) Формирование
ценностного отношения к
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
идивидуальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5) Воспитание
ценностного отношения к
ценностное отношение к природе;
индивидуальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
личный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
6) Воспитание
ценностного отношения к
умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
Основные результаты
духовно-нравственного
РАЗДЕЛ 6. Контроль и оценка качества воспитания младших школьников
Оценка качества воспитания в нашем образовательном учреждении осуществляется в целях поиска в решении проблем воспитания школьников, а также совершенствования воспитательной деятельности педагогов. Данная оценка является не оценкой конкретного ребенка, а самооценкой воспитательной деятельности школы; на базе неперсонифицированных методик и используется для выявления проблемного поля школьного воспитания.
Качество воспитания в школе можно оценить по трем основным направлениям.
6.1. Качество результатов
Оценка качества результатов воспитания школьников производиться путем сопоставления поставленных в каждом классе целей воспитания и реально полученных результатов, фиксируемых педагогическим наблюдением и при помощи разработанного опросника «Личностный рост»
Мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания школьников направлен на выявление следующих параметров:
- уровень сформированности личностной культуры через диагностику личностной сферы учеников с использованием методики «Я разный».
- уровень сформированности
социальной культуры через
- уровень сформированности
семейной культуры через
- уровень нравственного
развития и воспитания
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников школы, относятся:
ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
6.2. Качество
воспитательной деятельности
Критерием качества является грамотность организации педагогами своей воспитательной деятельности, которую можно оценить по следующим показателям:
- соответствие цели
воспитательной деятельности
- соответствие форм
и содержания воспитательной
деятельности педагога
- использование
педагогом воспитательного
- формирование педагогом
воспитывающих детско-взрослых
6.3. Качество управления
Для оценки качества управления воспитательным процессом используется критерий реализации в сфере воспитания основных управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля. Сама же оценка производится по следующим показателям:
-планирование воспитательной
работы на основе изучения
проблем воспитания в
- четкое распределение
прав, обязанностей и сферы
- поддержка профессиональной
мотивации педагогов-
- осуществление
грамотного общешкольного
Осуществляет оценку директор образовательного учреждения совместно с представителями органа управления образованием или методического центра. Основной используемый метод - это экспертиза.
Информация о работе Духовно-нравственное развитие школьников