Занятия в системе дополнительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 18:27, реферат

Краткое описание

Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.
Другим общим моментом является традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Занятия в системе дополнительного образования.doc

— 300.00 Кб (Скачать файл)

Занятия в системе  дополнительного образования, что  может быть обычного и необычного в этих занятиях?

Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие  преследует общую цель, оговоренную  требованиями программы. Педагогу дополнительного  образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.

Другим общим  моментом является  традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т.д.

Занятия в системе  дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.

Поэтому, более  необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию  необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.

Такие занятия  – переход в иное психологическое  состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все  это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду.

Для педагога это  возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.

Педагогу важно  раскрыть  и реализовать свой творческий потенциал независимо от того,  какому виду искусства он обучает. Поэтому, методические рекомендации даны в виде простых и доступных алгоритмов, представленных в организационных, методических и содержательных сценариях занятий.

Примерная модель занятия в ОУ ДОД

Занятие в учреждении дополнительного образования детей  представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематики.

При разработке занятия педагог дополнительного  образования  внимательно  изучает:

  • учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;
  • согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;
  • определяет взаимосвязь содержания  занятий с предыдущими и последующими;
  • определяются тип и структура занятия;
  • его тема, цель, задачи.

Целевые, установки  занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат.  Для системы ДОД характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому  на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных  творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.

Педагогом продумывается  специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность  всех частей занятия с подведением  итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.

На первоначальном этапе занятия педагог создает  благоприятный морально-психологический  климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.

Немаловажным  моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.

К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный  материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала

Далее определяются индивидуальные задания для детей  с опережением в развитии, объем  и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.

Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все  государственные санитарно-гигиенические  нормы, временной режим занятия  для различных возрастных категорий  детей, совершенствовать в своей  педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.

Основные требования к современному занятию.

  • Постановка и комплексное решение на занятии обучающих (образовательных), развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.
  • Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.
  • Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.
  • Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии.
  • Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.
  • Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т. д.

Основные принципы обучения

Организация и  содержание занятий в детских  объединениях интегрируется вокруг основных принципов обучения, сформулированных еще Я.А. Каменским, и, в дальнейшем, усовершенствованных Е.Н. Медынским  для внешкольного образования взрослых в России:

  • научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные знания);
  • природосообразности (обучение организуется в соответствии с психолого-физиологическими особенностями обучающихся);
  • последовательности и систематичности (линейная логика процесса, от частного к общему);
  • доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков);
  • сознательности и активности;
  • наглядности (привлечение различных органов чувств детей к восприятию);
  • индивидуального подхода в условиях коллективной работы в детском объединении;
  • заинтересованности  и  мобильности  (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей);
  • обеспечение отбираемой информации.

Структура различных типов занятий

Тип занятия

Основные элементы структуры занятия

Комбинированное занятие

Организационная часть

  • Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания.
  • Изложение нового материала.
  • Первичное закрепление  новых знаний, применение их на практике.

Занятие сообщения  и усвоения новых знаний

Организационная часть

  • Изложение нового материала и закрепление его.

Занятие повторения и обобщения полученных знаний

Организационная часть

  • Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение учащимися заданий и решения задач.
  • Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок.
  • Подведение итогов.

Занятие закрепления  знаний, выработки умений и навыков

Организационная часть

  • Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.
  • Сообщение и содержание задания,  инструктаж его выполнения.
  • Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога.
  • Обобщение и оценка выполненной работы.

Занятие применения знаний, умений и навыков

Организационная часть

  • Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом.
  • Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа учащихся, оценка ее результатов.

Методы организации занятия в детском творческом объединении в ОУДОД:

  • репродуктивный;
  • словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.
  • методы практической работы;
  • метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото-, видеосъемка, проведение замеров;
  • исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа на участке.
  • методы проблемного обучения: эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;
  • проекто-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;
  • метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;
  • наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы;
  • использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.

Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий:

  • анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование;
  • психологические тесты;
  • создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение);
  • психологический театр;
  • деловая игра.

Общие требования к написанию плана-конспекта занятия

Требования  общего характера, предъявляемые к  конспекту занятия, в котором  должны быть отражены:

  • цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия;
  • учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы;
  • образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;
  • ведущие виды деятельности участников занятия;
  • структура занятия и обоснование последовательности его этапов;
  • содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;
  • мотивация деятельности детей на каждом этапе занятия;
  • формы и способы  взаимодействия с детьми, общение;
  • диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия;
  • приемы управления вниманием, активизация детей;
  • типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;
  • образцы корректирующих упражнении;
  • приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;
  • диагностика результатов занятия, подведение итогов.

Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе

Традиционные занятия

Нетрадиционные  занятия

Лекция

Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся.

Презентация предмета, явления, события, факта.

Описание, раскрытие  роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях.

Семинар

Форма групповых  занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога.

Социадрама

Сюжетно-ролевая  игра, предопределенная позицией главных  героев; ситуация выбора, от которой  зависят ход жизни и социально-психологических  отношений, осознание себя в структуре общественных отношений.

Дискуссия

Всестороннее  публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы -  расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

Защита проекта

Способность проецировать изменения действительности во имя  улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение  новых идей для решения жизненных  проблем.

Конференция

Собрание, совещание  представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов.

Философский стол

Коллективная  работа по отысканию социального  значения и личностного смысла явления  жизни - «Свобода и долг», «Человек природа» и т.п.

Экскурсия

Коллективный  поход или поездка с целью  осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью.

«Крепкий орешек»

Решение трудных  вопросов в жизни совместно с  группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

Туристический поход

Передвижение  группы людей с определенной целью.

Конверт вопросов

Свободный обмен  мнениями на разные темы в дружеской  обстановке.

Учебная игра

Занятие, которое  имеет определенные правила и  служит для познания нового, отдыха и удовольствия.

Выпускной ринг

Отчет выпускников  творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми.

Утренник, праздник т.д.

Организационно-массовые мероприятия, про водимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой  деятельности.

Психологическое занятие

Проведение  уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного  образования оказывать своевременную  квалифицированную помощь обучающимся  в решении их возрастных задач.

Информация о работе Занятия в системе дополнительного образования