Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 18:27, реферат
Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.
Другим общим моментом является традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т.д.
К нетрадиционным формам учебных занятий
относятся:
• интегрированные занятия, основанные
на межпредметных связях;
• занятия-соревнования: конкурсы, турниры,
викторины и т.п.;
• занятия, основанные на методах общественной
практики: репортаж, интервью, изобретение,
комментарий, аукцион, митинг, бенефис,
устный журнал, газета и др.;
занятия на основе нетрадиционной организации
учебного материала:
• презентация, исповедь и др.;
• занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение
и др.
• занятия, основанные на имитации общественной
деятельности: суд, следствие, ученый совет,
парламент и др.
Охарактеризуем новые формы организации
деятельности обучающихся, которые стали
использоваться в последнее время как
в практике школы, так и в практике дополнительного
образования.
Нетрадиционные формы организации деятельности детей
Презентация предмета, явления, события, факта |
Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях. |
Социодрама |
Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений. |
Защита проекта |
Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем. |
Философский стол |
Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни — «Свобода и долг», «Человек и природа» и т.п. |
Чаепитие |
Обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает. |
«Крепкий орешек» |
Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений. |
День добрых сюрпризов |
Упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость. |
Конверт вопросов |
Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке. |
Выпускной ринг |
Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми. |
В основе многообразных форм учебных
занятий имеются общие
• каждое учебное занятие имеет цель,
конкретное содержание,
определенные методы организации
учебно-педагогической деятельности;
• любое учебное занятие имеет определенную
структуру, т. е. состоит из отдельных взаимосвязанных
этапов;
• построение учебного занятия осуществляется
по определенной логике, зависящей от
его цели и типа.
Вопросник для проблемно-ориентированного анализа занятия
• Назовите тему и цель занятия. Какова
степень достижения целей занятия?
• Удалось ли удержать все виды деятельности
в рамках объявленной темы?
• Правильно ли определены цели и задачи
занятия, учтены ли
при этом индивидуальные особенности
детей?
• Удалось ли выбранными приемами сформировать
у детей мотивацию учебной (исследовательской,
практической) деятельности на данном
занятии?
• Насколько оптимальными для реализации
целей занятия оказались выбранные формы,
методы, приемы организации учебной деятельности?
• Оптимально ли определено временное
соотношение частей занятия (теоретической
и практической)?
• Удалось ли правильно определить формы
и приемы контроля,
добиться его эффективности?
• Удалось ли правильно построить свое
выступление и ответить
на вопросы учащихся?
• Удалось ли организовать работу детей
по оценке собственной
деятельности на занятии с позиции целевой
установки?
• Какова реальная степень достижения
целей данного занятия
и чем она обусловлена?
• Ваши дальнейшие действия.
Схема самоанализа учебного плана
1. Общие сведения:
• краткая характеристика учебной группы
(детского коллектива): состав, возраст,
год обучения, способности и возможности,
ожидаемые результаты;
• характеристика оборудования учебного
занятия: средства обучения, наглядные
пособия, технические средства и др.
2. Тема учебного занятия:
• место в учебном курсе;
• степень сложности вообще и конкретно
для данной группы.
3. Цель учебного занятия в образовательном,
воспитательном
и развивающем аспектах.
4. Содержание учебного занятия:
• соответствие содержания его цели;
• дидактическая обработка содержания;
• как учебный материал развивает творческие
способности детей;
• создание на занятиях условий для развития
устойчивого интереса к обучению;
• формированию каких знаний и умений
содействует материал.
5. Тип учебного занятия:
• какой тип занятия избран;
• место занятия в учебном курсе;• способ
осуществления взаимосвязи с предыдущими
занятиями.
6. Структура учебного занятия:
• этапы учебного занятия;
• их последовательность;
• главный этап занятия и его характеристика;
• обеспечение целостности занятия.
7. Методы обучения:
• соответствие применяемых методов цели
занятия;
• эффективность данных методов в развитии
познавательной активности детей;
• результативность используемых методов.
8. Система работы педагога:
• умение организовать работу детей;
• управление группой; определение объема
учебного материала
для обучающихся;
• поведение педагога на занятии (эмоциональность,
особенности общения и др.); роль педагога
в создании микроклимата на занятии.
9. Система работы учащихся:
• организованность, активность;
• отношение к педагогу, способность сосредотачиваться
на конкретном предмете, уровень усвоения
знаний и умений; умение творчески применять
знания и умения,
10. Общие результаты учебного занятия:
• выполнение запланированного объема;
• степень реализации цели занятия;
• общая оценка результатов и эффективности
занятия;
• рекомендации по улучшению качества
учебного занятия.
Дополнительное образование детей, самостоятельно
вырабатывая новую педагогическую тактику,
обеспечивает такой спектр методов и форм
осуществления деятельности, который
позволяет детям с разными интересами
и проблемами найти занятие по силам и
по душе, а также проявить себя в различных
видах творческой деятельности.
При этом на первый взгляд может показаться,
что в сфере дополнительного образования
детей все осталось по-прежнему, лишь добавились
некоторые новые его формы. В действительности
же образование сегодня ставит во главу
угла личность ребенка и стремится найти
социально-психологические ресурсы для
ее развития. Современная стратегия учреждения
дополнительного образования детей базируется
на образе современной личности, способной
к активной самореализации, саморазвитию,
самовыражению и самоорганизации жизни.
Схема анализа учебного занятия руководителем
1. Тип занятия и его место
в учебном курсе.
2. Реализация дидактических целей занятия.
3. Содержание занятия (научность, доступность,
последовательность).
4. Соответствие типа, методов, приемов
и средств обучения.
5. Активность и самостоятельность учащихся,
организация их
творческой деятельности.
6. Уровень усвоения материала детьми.
7. Индивидуальная работа с детьми на занятии.
8. Проверка и оценка знаний, умений и навыков
учащихся.
9. Развитие и воспитание детей на занятии.
10. Связь учебного материала с жизнью.
11. Эмоциональный климат на занятии.
Схема анализа воспитательного мероприятия
1. Общая характеристика детской
группы:
• состав;
• возраст;
• учет возрастных и индивидуальных
особенностей, интересов,
запросов детей.
2. Место и время проведения.
З. Тема, цель, форма проведения.
4. Анализ качества подготовки мероприятия:
• наличие плана;
• определение задач;
• активность детей и педагога;
• участие и заинтересованность родителей
и др.
5. Анализ хода мероприятия:
• содержание и воспитательная направленность;
• отношение учащихся к
мероприятию, увлеченность, творчество,
инициатива;
• характеристика педагогических средств;
• проявление профессиональных качеств
педагога, степень его
авторитета;
• создание условий для влияния на детей.
6. Выводы, замечания и предложения:
• оценка методического своеобразия и
эффективности мероприятия;
• недостатки в ходе подготовки и проведения,
пути их устранения;
• пожелания по улучшению подготовки,
содержания и форм
организации мероприятия.
1. Структура
урока изучения нового
1. Первичное введение материала
с учетом закономерностей
2. Указание на то, что учащиеся должны
запомнить.
3. Мотивация запоминания и длительного
сохранения в памяти.
4. Сообщение и актуализация техники запоминания
(работа с опорными для памяти материалами,
смысловая группировка и т.п.).
5. Первичное закрепление под руководством
учителя посредством прямого повторения,
частных выводов.
6. Контроль результатов первичного запоминания.
7. Регулярное систематизирующее повторение
через короткие, а затем более длительные
промежутки времени в сочетании с различными
требованиями к воспроизведению, в том
числе и с дифференцированными заданиями.
8. Внутреннее повторение и постоянное
применение полученных знаний и навыков
для приобретения новых.
9. Частое включение опорного материала
для запоминания в контроль знаний, регулярная
оценка результатов запоминания и применения.
2. Структура урока закрепления и развития
знаний, умений, навыков
1. Сообщение учащимся цели предстоящей
работы;
2. Воспроизведение учащимися знаний, умений
и навыков, которые потребуются для выполнения
предложенных заданий;
3. Выполнение учащимися различных заданий,
задач, упражнений;
4. Проверка выполнения работ;
5. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
6. Задание на дом (если это необходимо).
3. Структура урока формирования
умений и навыков
1. Постановка цели урока
2. Повторение сформированных
3. Проведение проверочных упражнений;
4. Ознакомление с новыми умениями, показ
образца формировании;
5. Упражнения на их освоение;
6. Упражнения на их закрепление;
7. Тренировочные упражнения по образцу,
алгоритму, инструкции;
8. Упражнения на перенос в сходную ситуацию;
9. Упражнения творческого характера;
10. Итог урока;
11. Задание на дом.
4. Структура урока повторения
1. Организация начала урока;
2. Постановка образовательных, воспитательных,
развивающих задач;
3. Проверка домашнего задания, направленного
на повторение основных понятий, умозаключений,
основополагающих знаний, умений, способов
деятельности (практической и мыслительной).
На предыдущем уроке, зная о предстоящем
повторении, нужно подобрать соответствующее
домашнее задание;
4. Подведение итогов повторения, проверка
результатов учебной работы на уроке;
5. Задание на дом.
Основные понятия
Учебное занятие, вид, тип, форма, структура, условия эффективности учебного занятия в УДОД.
Теоретический материал
Осмысление, изучение и разработка теоретических, методических и практических аспектов учебного занятия сегодня является необходимым. Это связано с рядом факторов:
– возникают трудности в определении сущности и специфики учебного процесса в дополнительном образовании:
– отсутствует единое понимание того, что представляет из себя по сути основная форма организации учебного процесса – учебное занятие, в чем целевое назначение данной формы;
– существует некоторая сложность в анализе педагогом учебного занятия и в оценке результата деятельности детей, а также в выборе приемов, способов организации учебно-познавательной деятельности детей.
Занятие в УДОД – это все то время, которое педагог проводит с детьми, организуя различную деятельность: учебную, воспитательную, досуговую и т.п.
В зависимости от приоритета обозначенных целей занятия можно обозначить следующие их виды:
Собственно обучающие занятия. Они преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету. Среди обучающих занятий можно выделить (по приоритетным задачам) некоторые разновидности:
1. Учебные занятия по передаче знаний.
2. Учебные занятия по осмыслению детьми знаний и их закреплению.
3. Учебные занятия закрепления знаний.
4. Учебные занятия формирования умений, применения знаний на практике.
5. Тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков).
6. Учебные занятия по обобщению и систематизации знаний.
Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.
Однако в сфере
дополнительного образования
Структура учебного занятия
Учебное занятие является, хотя и ограниченным по времени, процессом, представляя собой модель деятельности педагога и детского коллектива. Поэтому учебное занятие правомерно рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.
В целом учебное
занятие любого типа как модель можно
представить в виде последовательности
следующих этапов: организационного,
проверочного, подготовительного, основного,
контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного.
Каждый этап отличается от другого сменой видов деятельности,
содержанием и конкретной задачей. Основанием
для выделения этапов может служить процесс
усвоения знаний, который строится как
смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запо
Информация о работе Занятия в системе дополнительного образования