Занятия в системе дополнительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 18:27, реферат

Краткое описание

Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.
Другим общим моментом является традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Занятия в системе дополнительного образования.doc

— 300.00 Кб (Скачать файл)

 
К нетрадиционным формам учебных занятий  относятся: 
• интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях; 
• занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и т.п.; 
• занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, газета и др.; 
занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: 
• презентация, исповедь и др.; 
• занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и др. 
• занятия, основанные на имитации общественной деятельности: суд, следствие, ученый совет, парламент и др. 
Охарактеризуем новые формы организации деятельности обучающихся, которые стали использоваться в последнее время как в практике школы, так и в практике дополнительного образования.

Нетрадиционные формы  организации деятельности детей

Презентация предмета, явления, события, факта

Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни  человека, участие в социальных отношениях.

Социодрама

Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.

Защита проекта

Способность проецировать изменения  действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

Философский стол

Коллективная работа по отысканию  социального значения и личностного  смысла явления жизни — «Свобода и долг», «Человек и природа» и т.п.

Чаепитие

Обладает большой силой, создает  особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.

«Крепкий орешек»

Решение трудных вопросов в жизни  совместно с группой, доверительный  разговор на основе добрых взаимоотношений.

День добрых сюрпризов

Упражнение в умении оказывать  знаки внимания, доставлять людям  радость.

Конверт вопросов

Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.

Выпускной ринг

Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми.


 
В основе многообразных форм учебных  занятий имеются общие характеристики: 
• каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, 
определенные методы организации учебно-педагогической деятельности; 
• любое учебное занятие имеет определенную структуру, т. е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов; 
• построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа. 

 

Вопросник для проблемно-ориентированного анализа занятия

• Назовите тему и цель занятия. Какова степень достижения целей занятия? 
• Удалось ли удержать все виды деятельности в рамках объявленной темы? 
• Правильно ли определены цели и задачи занятия, учтены ли 
при этом индивидуальные особенности детей? 
• Удалось ли выбранными приемами сформировать у детей мотивацию учебной (исследовательской, практической) деятельности на данном занятии? 
• Насколько оптимальными для реализации целей занятия оказались выбранные формы, методы, приемы организации учебной деятельности? 
• Оптимально ли определено временное соотношение частей занятия (теоретической и практической)? 
• Удалось ли правильно определить формы и приемы контроля, 
добиться его эффективности? 
• Удалось ли правильно построить свое выступление и ответить 
на вопросы учащихся? 
• Удалось ли организовать работу детей по оценке собственной 
деятельности на занятии с позиции целевой установки? 
• Какова реальная степень достижения целей данного занятия 
и чем она обусловлена? 
• Ваши дальнейшие действия.

 
Схема самоанализа учебного плана 

 
1. Общие сведения: 
• краткая характеристика учебной группы (детского коллектива): состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты; 
• характеристика оборудования учебного занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др. 
2. Тема учебного занятия: 
• место в учебном курсе; 
• степень сложности вообще и конкретно для данной группы. 
3. Цель учебного занятия в образовательном, воспитательном 
и развивающем аспектах. 
4. Содержание учебного занятия: 
• соответствие содержания его цели; 
• дидактическая обработка содержания; 
• как учебный материал развивает творческие способности детей; 
• создание на занятиях условий для развития устойчивого интереса к обучению; 
• формированию каких знаний и умений содействует материал. 
5. Тип учебного занятия: 
• какой тип занятия избран; 
• место занятия в учебном курсе;• способ осуществления взаимосвязи с предыдущими занятиями. 
6. Структура учебного занятия: 
• этапы учебного занятия; 
• их последовательность; 
• главный этап занятия и его характеристика; 
• обеспечение целостности занятия. 
7. Методы обучения: 
• соответствие применяемых методов цели занятия; 
• эффективность данных методов в развитии познавательной активности детей; 
• результативность используемых методов. 
8. Система работы педагога: 
• умение организовать работу детей; 
• управление группой; определение объема учебного материала 
для обучающихся; 
• поведение педагога на занятии (эмоциональность, особенности общения и др.); роль педагога в создании микроклимата на занятии. 
9. Система работы учащихся: 
• организованность, активность; 
• отношение к педагогу, способность сосредотачиваться на конкретном предмете, уровень усвоения знаний и умений; умение творчески применять знания и умения, 
10. Общие результаты учебного занятия: 
• выполнение запланированного объема; 
• степень реализации цели занятия; 
• общая оценка результатов и эффективности занятия; 
• рекомендации по улучшению качества учебного занятия. 
Дополнительное образование детей, самостоятельно вырабатывая новую педагогическую тактику, обеспечивает такой спектр методов и форм осуществления деятельности, который позволяет детям с разными интересами и проблемами найти занятие по силам и по душе, а также проявить себя в различных видах творческой деятельности. 
При этом на первый взгляд может показаться, что в сфере дополнительного образования детей все осталось по-прежнему, лишь добавились некоторые новые его формы. В действительности же образование сегодня ставит во главу угла личность ребенка и стремится найти социально-психологические ресурсы для ее развития. Современная стратегия учреждения дополнительного образования детей базируется на образе современной личности, способной к активной самореализации, саморазвитию, самовыражению и самоорганизации жизни.

Схема анализа учебного занятия руководителем

1. Тип занятия и его место  в учебном курсе. 
2. Реализация дидактических целей занятия. 
3. Содержание занятия (научность, доступность, последовательность). 
4. Соответствие типа, методов, приемов и средств обучения. 
5. Активность и самостоятельность учащихся, организация их 
творческой деятельности.  
6. Уровень усвоения материала детьми. 
7. Индивидуальная работа с детьми на занятии. 
8. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся. 
9. Развитие и воспитание детей на занятии. 
10. Связь учебного материала с жизнью. 
11. Эмоциональный климат на занятии.

Схема анализа воспитательного  мероприятия 

 

1. Общая характеристика детской  группы: 
• состав; 
• возраст; 
• учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, 
запросов детей. 
2. Место и время проведения. 
З. Тема, цель, форма проведения. 
4. Анализ качества подготовки мероприятия: 
• наличие плана; 
• определение задач; 
• активность детей и педагога; 
• участие и заинтересованность родителей и др. 
5. Анализ хода мероприятия: 
• содержание и воспитательная направленность; 
• отношение учащихся к 
мероприятию, увлеченность, творчество, инициатива; 
• характеристика педагогических средств; 
• проявление профессиональных качеств педагога, степень его 
авторитета; 
• создание условий для влияния на детей. 
6. Выводы, замечания и предложения: 
• оценка методического своеобразия и эффективности мероприятия; 
• недостатки в ходе подготовки и проведения, пути их устранения; 
• пожелания по улучшению подготовки, содержания и форм 
организации мероприятия.

 

 

 

1. Структура  урока изучения нового материала

 
1. Первичное введение материала  с учетом закономерностей процесса  познания при высокой мыслительной  активности учащихся.   
 
2. Указание на то, что учащиеся должны запомнить.  
 
3. Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.  
 
4. Сообщение и актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.).  
 
5. Первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частных выводов.  
 
6. Контроль результатов первичного запоминания.  
 
7. Регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями.  
 
8. Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых.  
 
9. Частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.  
 
2. Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков  
 
1. Сообщение учащимся цели предстоящей работы;  
 
2. Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;  
 
3. Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;  
 
4. Проверка выполнения работ;  
 
5. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;  
 
6. Задание на дом (если это необходимо).  
 
3. Структура урока формирования умений и навыков

1. Постановка цели урока 

 
2. Повторение сформированных умений  и навыков, являющихся опорой;  
 
3. Проведение проверочных упражнений;  
 
4. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формировании;  
 
5. Упражнения на их освоение;  
 
6. Упражнения на их закрепление;  
 
7. Тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;  
 
8. Упражнения на перенос в сходную ситуацию;  
 
9. Упражнения творческого характера;  
 
10. Итог урока;  
 
11. Задание на дом.  
 
 
4. Структура урока повторения   
 
1. Организация начала урока;  
 
2. Постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;  
 
3. Проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;  
 
4. Подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;  
 
5. Задание на дом.

Основные понятия

Учебное занятие, вид, тип, форма, структура, условия эффективности учебного занятия в УДОД.

Теоретический материал

Осмысление, изучение и разработка теоретических, методических и практических аспектов учебного занятия  сегодня является необходимым. Это  связано с рядом факторов:

– возникают трудности в определении сущности и специфики учебного процесса в дополнительном образовании:

– отсутствует единое понимание того, что представляет из себя по сути основная форма организации учебного процесса – учебное занятие, в чем целевое назначение данной формы;

– существует некоторая сложность в анализе педагогом учебного занятия и в оценке результата деятельности детей, а также в выборе приемов, способов организации учебно-познавательной деятельности детей.

Занятие в УДОД – это все то время, которое педагог проводит с детьми, организуя различную деятельность: учебную, воспитательную, досуговую и т.п.

В зависимости  от приоритета обозначенных целей занятия  можно обозначить следующие их виды:

Собственно  обучающие занятия. Они преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету. Среди обучающих занятий можно выделить (по приоритетным задачам) некоторые разновидности:

1. Учебные занятия по передаче знаний.

2. Учебные занятия по осмыслению детьми знаний и их закреплению.

3. Учебные занятия закрепления знаний.

4. Учебные занятия формирования умений, применения знаний на практике.

5. Тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков).

6. Учебные занятия по обобщению и систематизации знаний.

Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.

Однако в сфере  дополнительного образования далеко не все занятия с детьми ставят именно обучающие задачи. Среди других видов занятий можно было бы назвать  общеразвивающие и воспитательные занятия, которые в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. Например, к таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела. Кроме того, довольно часто педагог организует специальные занятия (в рамках учебного расписания), направленные на формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. К примеру, «огоньки» и коллективные праздники. Эти занятия тоже предполагают образовательные задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что научение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и воспитательные задачи в комплексе. 

 

Структура учебного занятия

Учебное занятие является, хотя и ограниченным по времени, процессом, представляя собой модель деятельности педагога и детского коллектива. Поэтому учебное занятие правомерно рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.

В целом учебное  занятие любого типа как модель можно  представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.

Информация о работе Занятия в системе дополнительного образования