Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 21:57, курсовая работа
Краткое описание
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие. Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.
Содержание
Введение……………………………………………………..…………………….3 ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……..……............................................................................................5 1.1. Сущность и значение здорового образа жизни……………….……………5 1.2. Сущность педагогического взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….…9 ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ…………………………………………………………………………...13 2.1. Формы и методы работы с семьёй …………………………………...……13 2.2. Перспективный план работы с родителями на учебный год по формированию основ здорового образа жизни…………………………..……21 Заключение………………………………………………………………….……24 Список использованной литературы……………………………………...……26
1.2. Сущность педагогического
взаимодействия семьи и дошкольного
учреждения в формировании основ здорового
образа жизни детей старшего дошкольного
возраста
Образовательный процесс в
дошкольном учреждении - это целенаправленная
деятельность педагога - ребенка - родителя
по организации совместной деятельности
взрослого и ребенка.
Исследователи семейных отношений
выделяют следующие факторы семейного
воспитания, делающие его приоритетным
по сравнению с другими воспитательными
институтами:
глубоко эмоциональный, интимный
характер семейного воспитания
постоянство и длительность
воспитательных воздействий родителей
наличие объективных возможностей
для включения детей в бытовую, хозяйственную
и воспитательную деятельность семьи.
Одним из важнейших условий
развития личности ребенка, достижения
им социальной зрелости является совместная
согласованная работа окружающих его
взрослых: родителей и воспитателей. Для
того чтобы эта совместная работа была
плодотворной и реально способствовала
социальному развитию ребенка, необходима
специальная организация взаимодействия
работников дошкольных учреждений и семей
воспитанников. Семья - важнейшая составляющая
социальной ситуации развития ребенка,
его ближайшее окружение. Помочь семье
ориентироваться на психологию ребенка
и создать полноценные условия для его
развития, осознать проблемы в межличностных
отношениях ребенка со взрослыми и детьми
дома и найти пути их решения - одна из
важнейших проблем современности. [10, с.
46]
Целью воспитания родителей
является не передача им научных психолого-педагогических
знаний, а формирование у них «педагогической
компетенции» и «педагогической рефлексии»
или коррекция их педагогической позиции,
позволяющих понимать своего ребенка,
строить правильно общение с ним и совместную
деятельность.
«Педагогическая компетентность»
- это способность понять потребности
детей и обеспечить возможность удовлетворять
их, сделать ребенка счастливым, умение
видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы
развития ребенка.
«Педагогическая рефлексия»
- это умение родителей анализировать
собственную воспитательную деятельность,
критически ее оценивать, находить причины
своих педагогических ошибок, неэффективности
используемых методов, осуществлять выбор
методов воздействия на ребенка, адекватных
его особенностям в конкретной ситуации.
Основой педагогической модели
взаимодействия дошкольного учреждения
и семьи по формированию основ здорового
образа жизни является воспитание не только
физически крепкого ребёнка, но и цельной
личности с устойчивой нервной системой,
готовой к успешной бытовой, трудовой
и социальной адаптации к реальным условиям
жизни, к интеграции в обществе.
Для этого необходимо решить
следующие задачи:
1) создать развивающую
среду - пространство самореализации;
2) помочь ребёнку накопить
необходимый опыт и знания
для успешного выполнения главных
задач воспитательно-оздоровительной
работы по укреплению его физического
и психического здоровья;
3) сформировать через
активную деятельность здоровый
организм ребенка его динамическое
и устойчивое состояние к экстремальным
ситуациям;
4) стимулировать дошкольника
включиться в процесс физического
развития и двигательной активности,
побуждать его к самопознанию
и одновременно создавать условия
для внутренней активности личности;
5) направлять совместную
работу всего педагогического
коллектива и родителей на
развитие и закаливание организма
ребенка;
6) формировать навыки
саморегуляции поведения дошкольника,
направленные на осознанное сохранение
и укрепление своего здоровья. [4, с. 28]
Организация здоровьесберегающего
образования достигается также посредством
использования в педагогическом процессе
технологий, обеспечивающих, с одной стороны,
решение задач сохранения здоровья учащихся,
а с другой, способствующих эффективной
реализации образовательных и воспитательных
задач.
Социально-педагогическая технология
взаимодействия образовательного учреждения
и семьи в формировании основ здорового
образа жизни - это «элемент специальным
образом организованного педагогического
процесса, целенаправленно и гарантированно
обеспечивающего становление, то есть
сохранение, поддержание, укрепление и
наращивание здоровья его субъектов в
единстве всех его составляющих в ходе
их взаимодействия в учебно-воспитательных
ситуациях со стороны всех участников
педагогического процесса: детей, родителей
и педагогов». В данном понимании педагогическая
технология взаимодействия образовательного
учреждения и семьи по формированию основ
здорового образа жизни складывается
из последовательности определенных действий,
образующих технологический процесс,
гарантированно обеспечивающий достижение
ожидаемого результата, включающих три
взаимосвязанных и взаимодополняющих
блока: взаимодействие с педагогами, с
родителями и с детьми в данном направлении.
Алгоритм взаимодействия:
1. Самосовершенствование педагогов
предполагает перестройку мышления на
здоровый образ жизни, пополнение собственного
багажа теоретических знаний по анатомии,
физиологии, психологии, теории и методике
физического воспитания, гигиене и др.,
овладение оздоровительными системами
и технологиями в области физической культуры,
приобретение и закрепление практических
навыков здорового образа жизни: зарядка,
водные закаливающие процедуры, регулярные
пешие прогулки, выполнение дыхательных
упражнений и т. п.
2. Работа с родителями
включает проведение теоретико-практических
семинаров по вопросам оздоровления
(закаливание, двигательная активность,
питание, релаксация, дыхательные системы
и т.д.), практических занятий, семейных
соревнований, дней открытых дверей и
других мероприятий.
3. Работа с дошкольниками по
здоровьесбережению направлена на формирование
у них адекватных представлений об организме
человека (о строении собственного тела),
на осознание ими ценности своей жизни
и жизни другого человека, на формирование
потребности в физическом и нравственном
самосовершенствовании, в здоровом образе
жизни, на привитие навыков профилактики
и гигиены, на формирование умения предвидеть
возможные опасные для жизни последствия
своих поступков, оптимистического миро-
и самоощущения, умения сочувствовать,
сопереживать. [1, с. 130]
Таким образом, исследования
ученых, подтверждают необходимость связи
семейного и общественного воспитания
как двух взаимодополняющих социальных
институтов. Без активного взаимодействия
в системе «ребенок - родитель - педагог»
невозможно эффективное развитие ребенка.
Выводы по главе:
Здоровый образ жизни необходимо
формировать, начиная с детского возраста,
тогда забота о собственном здоровье как
основной ценности станет естественной
формой поведения. Таким образом, здоровый
образ жизни в нашем исследовании рассматривается
как активная форма поведения детей, обеспечивающая
сохранение психического и физического
здоровья, повышение адаптационных возможностей
организма, его максимальной дееспособности.
Ученые, подтверждают необходимость связи
семейного и общественного воспитания
как двух взаимодополняющих социальных
институтов. Без активного взаимодействия
в системе «ребенок - родитель - педагог»
невозможно эффективное развитие ребенка.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЙ
ОПЫТ СОВМЕСТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ
ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ
ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ
ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
2.1. Формы и методы
работы с семьёй
Детский сад и семья — вот две
основные социальные структуры, которые
главным образом определяют уровень здоровья
ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная
программа не сможет дать полноценных
результатов, если она не реализуется
совместно с семьей.
Перечислим основные направления
организации работы дошкольного учреждения
с семьей по формированию ЗОЖ:
составление характеристик
семей воспитанников (состав родителей,
сфера их занятости, образовательный и
социальный уровень и др.);
организация диагностической
работы по изучению потребностей семей
в здоровом образе жизни;
использование оптимальных
форм и методов в дифференцированной групповой
и индивидуальной работе с семьей по формированию
системы знаний и умений здорового образа
жизни у детей;
организация психолого-педагогического
просвещения родителей;
создание системы массовых досугово - оздоровительных мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и здорового досуга родителей и детей;
выявление и использование
в практической деятельности позитивного
опыта семейного воспитания;
внедрение в семейное воспитание
традиций здорового образа жизни;
оказание помощи родителям
в формировании нравственного образа
жизни семьи, диагностике и предупреждении
негативных проявлений у детей;
использование различных форм
сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение
их в совместную с детьми досуговую деятельность, направленную на повышение их авторитета. [2, с. 53]
Сотрудничество дошкольного
учреждения и семьи представляет собой
комплекс взаимодействий, взаимоотношений,
совместной и индивидуальной деятельности.
Единство ДУ и семьи в вопросах сохранения
здоровья детей достигается в том случае,
если цели и задачи воспитания здорового
ребенка хорошо понятны не только воспитателям,
но и родителям; когда семья знакома с
основным содержанием, методами и приемами
физкультурно-оздоровительной работы
в детском саду, а педагоги используют
лучший опыт семейного воспитания.
В дошкольном образовании накоплен
обширный опыт сотрудничества с родителями,
привлечения их внимания к жизни ребенка
в детском саду с помощью различных форм,
методов и приемов работы с родителями.
Существует достаточно большое
количество различных форм сотрудничества
детского сада с родителями. Одни из них
являются традиционными, другие трансформируются
в практике работы, третьи являются новыми
во взаимодействии с семьей. В целом все
существующие ныне формы можно разбить
на три большие группы: индивидуальные,
коллективные (разделены по способам организации),
наглядно-информационные (выделены на
основе преобладающего метода).
Индивидуальные формы
Посещение
семьи на дому. Проводится один-два раза в
год с целью знакомства с семьей, ознакомления
с особенностями семейного воспитания,
отслеживания условий жизни ребенка дома.
Индивидуальные
консультации. Предполагают индивидуальное
общение с родителями, когда педагоги
или другие специалисты отвечают на их
вопросы. Проводятся по запросам родителей.
Индивидуальные
беседы. Представляют собой обсуждение
с родителями жизни ребенка дома и в детском
саду с целью установления позитивных
отношений с семьей, получения информации
о ребенке. Проводятся воспитателями практически
ежедневно.
Участие
родителей в управлении дошкольным учреждением. Предполагает участие родителей
в совете дошкольного учреждения, совете
по питанию.
Участие
родителей в подготовке и проведении образовательного
процесса. Проводится по согласованию
с родителями в форме подготовки помещения,
раздаточного и демонстрационного материала,
участия в качестве ассистента, помощника
в занятиях, самостоятельного обучения
детей, участия в режимных процессах: утренней
зарядке, прогулке, играх детей, организации
кружковой работы по интересам.
Работа
консультационных пунктов. Предполагает организацию консультаций
для всех желающих в определенное время
несколькими специалистами детского сада,
имеющими разную квалификацию: воспитателями,
педагогом-психологом, руководителем
физического воспитания, медицинской
сестрой, музыкальным руководителем, логопедом.
Коллективные формы
Родительские
собрания. Представляют собой регламентированное
мероприятие, на котором решаются организационные
вопросы, а также связанные с воспитанием
и обучением детей, делаются сообщения
для родителей руководителями и специалистами
детского сада; по обсужденным вопросам
принимается решение (постановление),
которое фиксируется в протоколе. («Мы
за здоровый образ жизни»)
Лектории. Предполагают обучение родителей
через распространение психолого-педагогических,
медицинских, экономических, юридических
и других знаний на лекциях по соответствующим
проблемам. Например: «Адаптация ребенка
к дошкольному учреждению», «Как укрепить
и сохранить здоровье детей».
Конференции,
семинары. Включают в себя активное обсуждение
психолого-педагогических проблем, которое
предполагает подготовку докладов, сообщений,
активный обмен мнениями, разработку конкретных
рекомендаций. Например: «Психологическое
благополучие ребенка в семье и детском
саду», «Легко ли быть родителями».
Диспуты,
дискуссии. Представляют собой активное
эмоциональное обсуждение родителями
и сотрудниками детского сада неоднозначных
проблем путем высказывания различных
мнений и аргументов в пользу тех или иных
решений.
Круглые
столы, вечера вопросов и ответов. Организуются в форме свободного
или регламентированного общения педагогов
с родителями, во время которого последние
имеют возможность получить ответы на
интересующие их вопросы, высказать свое
мнение по заявленной или волнующей проблеме.
Например: «Рациональное питание детей»,
«Детские капризы».
Устные
журналы. Предполагают выступления педагогов
и других специалистов детского сада с
тематическими (психолого-педагогическими,
медицинскими, правовыми, экономическими
и другими) сообщениями, во время которых
даются также и практические рекомендации
родителям согласно теме журнала. Например:
«Здоровье детей и взрослых», «Адаптация
ребенка к детскому саду»,
Групповые
консультации. Включают подготовку сотрудниками
дошкольного учреждения сообщений, практических
рекомендаций и материалов для группы
родителей, имеющих одинаковые проблемы
(в воспитании детей, общении с ними, в
педагогической позиции), совместное обсуждение
волнующих вопросов.
Формы
работы на основе телепередач: КВН, педагогический
ринг, «Моя семья», «Поле чудес»
и другие. Представляют собой такую организацию
мероприятия, когда в канву соответствующей
телепередачи вплетается психолого-педагогическое
содержание, вносятся игры, вопросы по
проблемам развития, воспитания и обучения
детей.
Тренинги. Предполагают организованное
активное социально-психологическое обучение
родителей психологическим навыкам. Например:
«Тренинг общения с детьми», «Тренинг
релаксации», «Как решать конфликты».
Деловые
и ролевые игры. Включают обсуждение и воспроизведение
(проигрывание) родителями различных проблемных
педагогических ситуаций в семейном воспитании
в условной обстановке для приобретения
навыков и эмоционального опыта действия
в таких ситуациях.
Радиовещание. Подразумевает передачу сообщений
на различные темы развития, воспитания,
обучения детей по радиосети дошкольного
учреждения в те периоды времени, когда
родители находятся в детском саду (приводят
и забирают детей). Например: «Здорово
здоровым быть!», «Что мы знаем о здоровье?».