Здоровый образ жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………..…………………….3
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……..……............................................................................................5
1.1. Сущность и значение здорового образа жизни……………….……………5
1.2. Сущность педагогического взаимодействия семьи и дошкольного
учреждения в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….…9
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ…………………………………………………………………………...13
2.1. Формы и методы работы с семьёй …………………………………...……13
2.2. Перспективный план работы с родителями на учебный год по формированию основ здорового образа жизни…………………………..……21
Заключение………………………………………………………………….……24
Список использованной литературы……………………………………...……26

Вложенные файлы: 1 файл

ZOZh_kursovaya_1.docx

— 83.49 Кб (Скачать файл)

     

     

    Выводы по 2 главе: взаимодействие семьи и детского сада по формированию основ здорового образа жизни у детей  - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Новые формы взаимодействия с родителями способствуют реализации принципа партнерства, диалога. Разнообразие, интерактивность форм взаимодействия с родителями, позволяют воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Заключение

    Изучив социально-педагогическую, психологическую литературу по исследуемой проблеме мы пришли к выводу, что  здоровый образ жизни необходимо формировать, начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения. Таким образом, здоровый образ жизни в нашем исследовании рассматривается как активная форма поведения детей, обеспечивающая сохранение психического и физического здоровья, повышение адаптационных возможностей организма, его максимальной дееспособности. Ученые, подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. Без активного взаимодействия в системе «ребенок - родитель - педагог» невозможно эффективное развитие ребенка.

    Проанализировав возможные варианты работы с семьёй по формированию основ здорового образа жизни мы выяснили, что взаимодействие семьи и детского сада по формированию основ здорового образа жизни у детей  - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Новые формы взаимодействия с родителями способствуют реализации принципа партнерства, диалога. Разнообразие, интерактивность форм взаимодействия с родителями, позволяют воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.

    Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов ДУ, которые организуют разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

    Работу по формированию ЗОЖ ДУ проводит вместе с родителями. Исследования ученых, подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. Без активного взаимодействия в системе «ребенок - родитель - педагог» невозможно эффективное развитие ребенка.

    Социально - педагогическая технология взаимодействия образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни - это элемент специальным образом организованного педагогического процесса, целенаправленно и гарантированно обеспечивающего становление, то есть сохранение, поддержание, укрепление и наращивание здоровья его субъектов в единстве всех его составляющих в ходе их взаимодействия в учебно-воспитательных ситуациях со стороны всех участников педагогического процесса: детей, родителей и педагогов. В данном понимании педагогическая технология взаимодействия образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни складывается из последовательности определенных действий, образующих технологический процесс, гарантированно обеспечивающий достижение ожидаемого результата, включающих три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, с родителями и с детьми в данном направлении.

    Разработанный практический материал для работы с родителями, можно использовать в дальнейшей профессиональной деятельности.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список использованной литературы

    1. Арнаутова Е.П. В гостях у директора: беседы с рук. дошк. учреждения о сотрудничестве с семьей/ Е.П. Арнаутова.- М.: Линка-Пресс,2004.- 206 с.
    2. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: Зачем? Как? / Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова. - М., 1993. - 208 с
    3. Билич, Г.Л., Назарова, Л.В. Основы валеологии: Учебник / Г.Л. Билич, Л.В. Назарова. - СПб.: Водолей, 1998. - 261 с.
    4. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / под ред. Т.Н. Дороновой. - М.: Просвещение, 2005 - 191 с.
    5. Гундаров И.А. и др. Медико-социальные проблемы формирования ЗОЖ / И.А. Гундаров, Н.В. Киселев, О.С. Копина. - М.: Академия, 2009. - 120 с.
    6. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. -144
    7. Зверева О.Л.Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста / О.Л. Зверева. - М.:ТЦ Сфера, 2000. - 256 с
    8. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. - 1993. - №9.
    9. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.
    10. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С. Евдокимова. - М.:ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
    11. Конвенция ООН «О правах ребенка» // Международные Конвенции и Декларации о правах женщин и детей. Сборник универсальных и региональных международных документов. М.: Гарант, 1997. С. 29 - 46.
    12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: «Академия», 2005.- 456с.
    13. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика: конспект лекций / Н.О. Пичугина/ Н.О. Пичугина. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384 с.
    14. Сластенин, В.А. Общая педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 288 с.
    15. Учебная программа дошкольного образования Республики Беларусь от 27.11.2012 года

     

     

     

     

     

    Приложение 1

    Анкета для родителей «Здоровый образ жизни»

    1. Как Вы оцениваете состояние  здоровья своего ребенка?

    а) хорошее

    б) нормальное

    в) плохое

    2. Как часто Вы проверяете  состояние здоровья своего ребенка?

    а) раз в месяц

    б) раз в полгода

    в) раз в год

    г) в этом нет необходимости

    3. Вы занимаетесь физкультурой  и спортом?

    а) постоянно

    б) часто

    в) очень редко

    г) не занимаюсь

    4. Ваш ребенок занимается физкультурой  и спортом?

    а) постоянно

    б) часто

    в) очень редко

    г) не занимается

    5. Как Вы относитесь к употреблению  спиртных напитков?

    а) считаю недопустимым

    б) возможно умеренное употребление во время праздников

    в) это недопустимо в присутствии ребёнка

    г) не считаю это проблемой

    6. Как Вы относитесь к курению?

    а) это вредная привычка

    б) это недопустимо в присутствии ребёнка

    в) не считаю это проблемой

    7. Считаете ли Вы свое питание  рациональным?

    а) да

    б) отчасти

    в) нет

    г) затрудняюсь ответить

    8. Считаете ли Вы питание своего  ребенка рациональным?

    а) да

    б) отчасти

    в) нет

    г) затрудняюсь ответить

    9. Какой отдых Вы предпочитаете  для ребенка?

    а) на море

    б) дома

    в) в санатории

    г) в деревне

    д) другое

    10. Как Ваши дети проводят  досуг?

    а) у бабушки

    б) гуляют во дворе

    в) смотрят телевизор

    г) с друзьями

    12. Вы знаете, что значит вести  здоровый образ жизни?

    а) да

    б) нет

    в) затрудняюсь ответить

    13. Откуда Вы получаете знания  о здоровом образе жизни?

    а) из специальных книг

    б) из средств информации

    в) из беседы с

    г) в школе

    14. Вы прививаете здоровый образ  жизни своим детям?

    а) да

    б) затрудняюсь ответить

    15. Если прививаете, то, каким образом?

    а) с помощью бесед

    б) личным примером

    в) совместно

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Приложение 2

    Родительское собрание в старшей группе детского сада по тема: «Здоровый образ жизни»

    Цель: прививать родителям заботу о здоровье детей.

    Ход собрания

    1. Звучит песня «Закаляйся». Музыка  Соловьёва-Седова, слова Лебедева-Кумача.

    Здравствуйте, уважаемые родители. Цель нашей сегодняшней встречи - узнать, что такое здоровый образ жизни и как он влияет на развитие наших детей. Проанализировав Ваши ответы на вопросы анкет, мы составили план нашей сегодняшней встречи с их учётом. Надеемся, что сумеем ответить на все интересующие Вас вопросы и Вы узнаете много интересного для себя.

    План:

      1. Выступление врача-педиатра.
      2. Заболеваемость детей.
      3. Анализ групп здоровья детей.
      4. Советы по укреплению здоровья.
      5. Здоровье и пища.
      6. Здоровье и привычки.

    2. Узнайте, что думают Ваши дети  о здоровье. Аудио запись с  ответами детей на вопросы.

    3. Уважаемые родители, а Вы готовы  ответить на наши вопросы?

    Надувные шары. В каждом шарике записка с вопросом для родителей.

    Воспитатель бросает воздушный шарик родителям. Поймавший, прокалывает шарик и отвечает на вопрос.

    -Что значит здоровый человек?

    -Что такое «здоровый образ  жизни»?

    -Какие вредные привычки детей  плохо влияют на их здоровье?

    -Какие положительные привычки  необходимо воспитывать у детей, чтобы они были здоровы? и т.п. Другие родители могут дополнять  и высказывать своё мнение  по заданному вопросу.

    4. Выступление психолога.

    Здоровье человека заключается в гармонии духовного, душевного и физического.

    5. Игра с родителями «Слово-эстафета» 

    Родители садятся в круг. Игрушка-кукла передаётся по кругу. Взяв игрушку в руки, родители продолжают начатое ведущим предложение «Мой ребёнок будет здоровым, если я….»

    6. Заключение. Родители делятся  мнениями о собрании. Высказывают  свои предложения на будущее. Каждому родителю вручаются памятки.

    Решения собрания

    1. Пусть в каждой семье господствует  дух здоровья, культ здоровья.

    2. Хотите ли ВЫ, не хотите ли,

    Но дело, товарищи, в том, что

    Прежде всего, мы - родители,

    А всё остальное - потом!

    3. Соблюдать дома рекомендации, полученные от врача и психолога.

    4. Вести в семье здоровый образ  жизни, отказавшись от вредных  привычек самим и поддерживать  у детей стремление к здоровому  образу жизни.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Приложение 3

    Беседа «Значение режима дня в жизни дошкольника»

    Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий - то, что И.П. Павлов называл внешним стереотипом,- обязательное условие правильного воспитания ребенка.

    Режим дня - это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

    Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего - это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.

    Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

    Любая деятельность - это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлектор но. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной тратой нервной энергии и приводит к утомлению.

    У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

    В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.

    Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.

    Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается, и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга.

    Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму - смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14-16 ч. Не случайно, поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

    Информация о работе Здоровый образ жизни